СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Агрессия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Агрессия"»

Тренинг как побороть агрессию.

Цели: Понять такое явление как агрессия. Формирование умений распознавать и подавлять агрессию.

Задачи:Формирование навыков подавления агрессии. Обучения альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживание негативных импульсов в ситуациях провоцирующих агрессию.


Самопрезентация.


Актуальность:Как и другие виды психологического состояния, агрессия является неотъемлемой частью жизни, как человека, так и всего общества в целом. Феномен агрессивного поведения, как правило, связывают с негативными эмоциями, мотивами, установками и действиями которые мешают человеку жить и нормально функционировать в обществе. На сегодняшнем тренинге мы представим Вам методы, которые позволяют справиться с негативными эмоциями и избежать острых форм агрессии.

Правила тренинга.(тайминг 2 минуты)

И так, для того чтобы приступить к началу нашего тренинга, я бы хотела озвучить Вам несколько правил касательно нашей сегодняшней работы:

  1. Правила одного микрофона. Этим правилом я напоминаю участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

  2. Здесь и сейчас.Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.

  3. Отключить мобильный телефон.Желательно, чтобы все выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок Вы можете тихо, покинуть аудиторию и также тихо вернуться, стараясь никого не отвлекать.

  4. Право каждого члена группы сказать «стоп»- прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму - воспользуйтесь этим принципом.

  5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

  6. Правило конфиденциальности. То, что происходит в тренинговом круге, в нем же и остается. Это означает, что каждый из нас обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы.

  7. Правило активности.Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Отказаться от упражнений нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

  8. Обратная связь.

1. Знакомство.
Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и назовет одно свое положительное или одно отрицательное качества на первую букву своего имени. Но перед этим предлагаю каждому из Вас взять по стикеру и написать на ней свое имя. Не обязательно это должно быть Ваше настоящее имя, Вы можете назвать себя по – другому. (даю минуту участникам для написания имени).
После окончания упражнения проводится обсуждение: легко или трудно было найти качества, какие качества приходили на ум быстрее - положительные и отрицательные и т.д. (тайминг 5-7 минут)

Вступительные слова. (тайминг 7 - 10 минут)
Каждый человек в своей жизни встречался с агрессией. Это явление встречается довольно часто, и насчет него имеется множество мнений. Давайте разбираться, что же из них правда, а что – нет.
Агрессия – это одно из состояний психики человека, возникающих при стрессе. Сама по себе агрессия – это эмоция, некая побудительная тенденция.
Причины агрессии могут быть любые – от несущественной мелочи вроде разряженного телефона, до серьезных стрессов вроде конфликтов и морального или физического насилия.
Агрессия подразделяется на два вида:
гетероагрессия- направленная на внешний мир.убийства, насилие, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.;
и аутоагрессия- направленная на себя. самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания, нанесение себе телесных повреждений и т.д.

По причине появления:

  • реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее);

  • спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций).

По целенаправленности:

  • инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку, и прочее;

  • целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и прочее.

По открытости проявлений:

  • прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее;

  • косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения. Но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка; и прочее.

По форме проявления:

  • вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;

  • экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;

  • физическая– прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Так же, агрессия бывает прямая и косвенная (раскрываем понятие прямой физичекой\вербальной (приводим примеры) косвенной физической\вербальной.

Рефлексия: как часто Вы в своей жизни сталкиваетесь с агрессией? Какая она? (тайминг 5 минут)

2. «Эпизод из жизни». Тайминг 20 мин.

Цель: проигрывание и переоценка жизненных ситуаций в которых участники находились в агрессивном состоянии.

Процедура проведения: ведущий просит участников разделиться на пары и вспомнить какую-нибудь историю из своей жизни, в которой они чувствовали раздражение и агрессию. Сначала участники придумывают истории, затем в парах репетируют, причём каждый из них должен вспомнить и проиграть свою историю. Затем производится инсценировка пережитых воспоминаний в паре, остальные участники группы наблюдают за их действиями. Главной особенностью этого упражнения является то, что здесь участники не только заново переживают события прошлого, но и переоценивая (перепроигрывая) их, разрешают ситуации не так как они произошли, а наиболее конструктивным способом.

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:

  1. почему вы выбрали именно эту историю?

  2. Трудно ли вам её было проигрывать?

  3. Что вы чувствуете после вашей инсценировки?

Итог:
Главной особенностью этого упражнения является то, что здесь Вы не только заново переживаете события прошлого, но и переоцениваете (перепроигрываете) их, разрешаете ситуации не так как они произошли, а наиболее конструктивным способом.

3. «Я – подарок для человечества». (лист А4, тайминг 10 минут)

Цель: анализ собственного поведения через признание своей уникальности.
Процедура проведения: «каждый человек – уникальное существо и верит в свою исключительную необходимость.
Подумайте, в чём состоит ваша исключительная уникальность, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества. Аргументируйте своё утверждение, например: я – подарок для человечества, так, как я…».

  1. Хватит! (таймнг 15 минут)

Каждый из участников тренинга поочередно выходит в центр круга и высказывает то, что его бесит\выводит из себя\обижает\не устраивает в отношении других людей.
Например: «Меня бесит, что Вы диктуете, как мне жить!»
остальные участники молча выслушивают «наболевшее» выступающего.
Целью упражнения является: дать выход внутренней боли выступающего.
Задачей: профилактика агрессии к окружающим и аутоагрессии.

5. «Сад моей души». Тайминг 10 - 15 минут. (соблюдаем паузы! Читаем без запинок!)

Цель: осознание собственной ценности и значимости вне зависимости от внешних ситуаций, обучение технике эмоционального напряжения и восстановления гармоничного состояния.
Процедура проведения: ведущий: «Примите удобную для вас позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по вашим мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что представить, услышать, ощутить. Не старайтесь и не заставляйте себя сделать это, просто позвольте себе понаблюдать за собой, своими ощущениями и переживаниями.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожкам и вот впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему то, что вы испытываете. Попытайтесь взглянуть на мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, что думает, как ему в этом мире.

Раз, два, три. Сейчас вы опять – это вы. Что вы сейчас испытываете к миру, к этому цветку? Подумайте об этом. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь. Этот сад – сад вашей души, и вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место, вернувшись сюда».
После упражнения участники делятся впечатлениями, обсуждают, что каждый человек неповторим, а потому интересен, и ему не надо это доказывать. Ведь в каждом есть многое, что достойно уважения и признания, просто не каждый сумел в себе это найти

6. Завершение. (тайминг 5 минут)

Предлагаем каждому участнику на листочке написать какое-либо пожелание, свернуть листочек и положить в центре комнаты в общую коробку. Когда все участники напишут пожелания, они встают и вынимают для себя одно пожелание, а затем зачитывают их.


*В конце проведём обратную связь по типу:напишите на стикере конструктивную критику нам. А до этого выскажутся что чувствуют, какие навыки приобрели в процессе тренинга. Стикеры в коробку анонимно.

Ни понадобится: листа А4, ручки\карандаши, стикеры, коробка.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!