Требования к современному уроку в начальной школе
в условиях
внедрения и реализации
ФГОС НОО
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС
Современному обществу нужны образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Методологической основой
формирования УУД является
системно-деятельностный подход
Главным
деятелем на уроке
должен быть РЕБЁНОК
• хорошее начало и хорошее окончание.
• четко сформулированные тема, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим;
• учитель активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• учет уровня и возможностей учащихся;
• урок должен быть добрым.
• свобода выбора;
• открытость;
• деятельность;
• идеальность (высокий КПД);
• обратная связь.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
метапредметные
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоуважение и самооценка
Основы научных
знаний
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Опыт по получению
и преобразованию
нового знания
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм;
Предметные и
метапредметные
действия с
материалом
выявление
спорных
вопросов
обмен
мнениями
построение
системы
доказательств
поиск
дополнительного
материала
на заданную тему
обсуждение
в группах
экскурсии
выступление
перед
аудиторией
Основные типы уроков
остаются прежними,
но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Образовательная задача
состоит в организации
условий, провоцирующих
детское действие.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • уровня сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории; • обнажить житейское представление и предъявить научный факт; • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внеурочная деятельность – это все те виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации (Д.В.Григорьев)
Программы курсов внеурочной деятельности
должны содержать:
1) пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности ;
3) описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности;
4) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
5) содержание курса внеурочной деятельности;
6) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся (не менее 10 занятий);
8) формы подведения итогов деятельности обучающихся (в т.ч., проектная деятельность);
Диагностику , которая включает в себя:
средства диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование),
объекты диагностики – личность самого воспитанника, детский коллектив),
цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды ВД, которыми занят школьник);
9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Вариант тематического планирования по внеурочной деятельности
Существует три уровня организации ВД:
1. уровень социального знания (прямое взаимодействие «учитель - ученик»); например, беседа о вреде курения.
2. уровень ценностного отношения к социальной реальности ( не только взаимодействие «учитель - ученик», но и взаимодействие ученика со всем школьным коллективом); например, диспут «Плюсы и минусы» курения, спортивный турнир, где курящие проиграют.
3. уровень самостоятельного социального опыта (взаимодействие ребенка за рамками образовательной среды, в социуме); например, сходим в детский дом и расскажем детям о вреде курения.
- 1. уровень социального знания (прямое взаимодействие «учитель - ученик»); например, беседа о вреде курения. 2. уровень ценностного отношения к социальной реальности ( не только взаимодействие «учитель - ученик», но и взаимодействие ученика со всем школьным коллективом); например, диспут «Плюсы и минусы» курения, спортивный турнир, где курящие проиграют. 3. уровень самостоятельного социального опыта (взаимодействие ребенка за рамками образовательной среды, в социуме); например, сходим в детский дом и расскажем детям о вреде курения.
Виды и направления ВД
(см. Конструктор Григорьева) :
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная;
- трудовая (производственная);
- художественная;
- социальная;
- спортивно-оздоровительная;
На одном занятии по ВД может быть несколько видов деятельности!
ВД – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной…
Формы ВД:
кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Два типа занятий ВД:
1.В помещении (занятия в учебном кабинете, школьной библиотеке, школьном музее, в компьютерном классе, в спортивном зале);
2.Выездные занятия (экскурсии, поездки, походы, экспедиции, выездные занятия «на местности»).
Аудиторных занятий при любой форме работы не должно быть более 50%!
Продолжительность занятий по ВД – 45 минут! Не более 1,5 час в день!
Структура занятия по ВД
1.Целеполагание;
2.Планирование;
3.Деятельностный этап;
4.Контроль;
5.Рефлексия (самооценка ребенка своей деятельности –
Сегодня я узнал …
Я не понимал …., а теперь осознал ….
Я так и не знаю,что …
Самым полезным для меня было …
И т.д.);
Рефлексивный этап самый сложный!
Коррекция - для дальнейшей работы (может быть, а может не быть).
Контроль, рефлексия могут быть на каждом этапе занятия!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Есть ли связь между урочной и внеурочной видами деятельности? Есть:
- связь с такими учебными предметами, как технология, ИЗО;
- характеристика самостоятельной работы обучающихся: создали проблему, наметили пути ее решения, осуществили деятельность (создавали игрушку), представляли (презентовали) игрушку, произвели самооценку и оценили работу товарищей.
Стиль работы учителя – сотрудничество, сопровождение.
№ п/п
Название модуля
1.
Спортивно-оздоровительный
Вид деятельности
2.
Кружок «Планета Здоровья»
Военно-патриотический
3.
Количество часов в неделю
2ч
Научно-познавательный
4.
Кружок «Юный эколог»
5.
Кружки «Геометрия вокруг нас» и «Занимательная грамматика»
Социальный
1ч
Художественно-эстетический
2ч
Кружок «Земля – наш дом»
6.
1ч
Кружки «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир книги»
Проектный
2ч
Кружки «Я-исследователь» и «Логика»
2ч
В отличие от стандарта 2004 года новый
ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего ее.