СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования ФГОС к уроку и внеурочной деятельности (доклад на мо школы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования ФГОС к уроку и внеурочной деятельности (доклад на мо школы)»

 Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

Требования к современному уроку в начальной школе

в условиях

внедрения и реализации

ФГОС НОО

«Великая цель образования - это не знания, а действия»  Гербер Спенсер  Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: •        анализировать свои действия;  •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  •        отличаться мобильностью;  •        быть способными к сотрудничеству;  •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные,

предприимчивые люди, которые могут:

•        анализировать свои действия; •        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; •        отличаться мобильностью; •        быть способными к сотрудничеству; •        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Методологической основой формирования УУД является    системно-деятельностный подход Главным деятелем на уроке должен быть РЕБЁНОК

Методологической основой

формирования УУД является

системно-деятельностный подход

Главным

деятелем на уроке

должен быть РЕБЁНОК

•     хорошее начало и хорошее окончание. •     четко сформулированные тема, цель, задачи урока; •     урок должен быть проблемным и развивающим; •     учитель активизирует деятельность учащихся; •     вывод делают сами учащиеся; •     минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •     времясбережение и здоровьесбережение; •     учет уровня и возможностей учащихся; •     урок должен быть добрым.

•     хорошее начало и хорошее окончание.

•     четко сформулированные тема, цель, задачи урока;

•     урок должен быть проблемным и развивающим;

•     учитель активизирует деятельность учащихся;

•     вывод делают сами учащиеся;

•     минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•     времясбережение и здоровьесбережение;

•     учет уровня и возможностей учащихся;

•     урок должен быть добрым.

•     свобода выбора; •     открытость; •     деятельность; •     идеальность (высокий КПД); •     обратная связь.

•     свобода выбора;

•     открытость;

•     деятельность;

•     идеальность (высокий КПД);

•     обратная связь.

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕГУЛЯТИВНЫЕ метапредметные

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

метапредметные

Планируемые результаты: три основные группы результатов МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка Основы научных знаний Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Опыт по получению и преобразованию нового знания Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; Предметные и метапредметные действия с материалом

Планируемые результаты:

три основные группы результатов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

самоуважение и самооценка

Основы научных

знаний

Регулятивные:

управление своей деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и самостоятельность

Смыслообразование:

мотивация (учебная, социальная);

границы собственного

знания и «незнания»

Опыт по получению

и преобразованию

нового знания

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-символических

средств, общих схем решения;

выполнение логических операций

сравнения, анализа, обобщения,

классификации, установления

аналогий, подведения под понятие

Морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

моральных норм;

Предметные и

метапредметные

действия с

материалом

выявление спорных вопросов  обмен  мнениями  построение системы доказательств поиск  дополнительного  материала  на заданную тему  обсуждение в группах  экскурсии  выступление  перед аудиторией

выявление

спорных

вопросов

обмен

мнениями

построение

системы

доказательств

поиск

дополнительного

материала

на заданную тему

обсуждение

в группах

экскурсии

выступление

перед

аудиторией

Основные типы уроков  остаются прежними, но в них внесены изменения:  1. Урок изучения нового.   2. Урок закрепления знаний.   3. Урок комплексного применения знаний. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.     

Основные типы уроков

остаются прежними,

но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

2. Урок закрепления знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 

 

Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.  Образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Образовательная задача

состоит в организации 

условий, провоцирующих

детское действие.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:   • возраста ребенка;  • специфики учебного предмета;  • уровня сформированности УУД учащихся.  Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:  •     предъявить противоречивые факты, теории;  •    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;  •    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • уровня сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

•     предъявить противоречивые факты, теории; •    обнажить житейское представление и предъявить научный факт; •    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Внеурочная деятельность – это все те виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации (Д.В.Григорьев)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочная деятельность – это все те виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации (Д.В.Григорьев)

Программы курсов внеурочной деятельности  должны содержать: 1)  пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности; 2)  общую характеристику курса внеурочной деятельности ; 3)  описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности; 4)  личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 5)  содержание курса внеурочной деятельности; 6)  тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся (не менее 10 занятий); 8) формы подведения итогов деятельности обучающихся  (в т.ч., проектная деятельность); Диагностику , которая включает в себя:  средства диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование), объекты диагностики – личность самого воспитанника, детский коллектив), цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды ВД, которыми занят школьник); 9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Программы курсов внеурочной деятельности

должны содержать:

1)  пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

2)  общую характеристику курса внеурочной деятельности ;

3)  описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности;

4)  личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

5)  содержание курса внеурочной деятельности;

6)  тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся (не менее 10 занятий);

8) формы подведения итогов деятельности обучающихся (в т.ч., проектная деятельность);

Диагностику , которая включает в себя:

средства диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование),

объекты диагностики – личность самого воспитанника, детский коллектив),

цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды ВД, которыми занят школьник);

9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Вариант тематического планирования по внеурочной деятельности

Вариант тематического планирования по внеурочной деятельности

Существует три уровня организации ВД:

1. уровень социального знания (прямое взаимодействие «учитель - ученик»); например, беседа о вреде курения.

2. уровень ценностного отношения к социальной реальности ( не только взаимодействие «учитель - ученик», но и взаимодействие ученика со всем школьным коллективом); например, диспут «Плюсы и минусы» курения, спортивный турнир, где курящие проиграют.

3. уровень самостоятельного социального опыта (взаимодействие ребенка за рамками образовательной среды, в социуме); например, сходим в детский дом и расскажем детям о вреде курения.

  • 1. уровень социального знания (прямое взаимодействие «учитель - ученик»); например, беседа о вреде курения. 2. уровень ценностного отношения к социальной реальности ( не только взаимодействие «учитель - ученик», но и взаимодействие ученика со всем школьным коллективом); например, диспут «Плюсы и минусы» курения, спортивный турнир, где курящие проиграют. 3. уровень самостоятельного социального опыта (взаимодействие ребенка за рамками образовательной среды, в социуме); например, сходим в детский дом и расскажем детям о вреде курения.
Виды и направления ВД  (см. Конструктор Григорьева) : - игровая; - познавательная; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная; - трудовая (производственная); - художественная; - социальная; - спортивно-оздоровительная; туристко-краеведческая. На одном занятии по ВД может быть несколько видов деятельности!

Виды и направления ВД

(см. Конструктор Григорьева) :

- игровая;

- познавательная;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная;

- трудовая (производственная);

- художественная;

- социальная;

- спортивно-оздоровительная;

  • туристко-краеведческая.

На одном занятии по ВД может быть несколько видов деятельности!

ВД – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной…  Формы ВД:  кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

ВД – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной…

Формы ВД:

кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Два типа занятий ВД: 1.В помещении (занятия в учебном кабинете, школьной библиотеке, школьном музее, в компьютерном классе, в спортивном зале); 2.Выездные занятия (экскурсии, поездки, походы, экспедиции, выездные занятия «на местности»). Аудиторных занятий при любой форме работы не должно быть более 50%! Продолжительность занятий по ВД – 45 минут! Не более 1,5 час в день!

Два типа занятий ВД:

1.В помещении (занятия в учебном кабинете, школьной библиотеке, школьном музее, в компьютерном классе, в спортивном зале);

2.Выездные занятия (экскурсии, поездки, походы, экспедиции, выездные занятия «на местности»).

Аудиторных занятий при любой форме работы не должно быть более 50%!

Продолжительность занятий по ВД – 45 минут! Не более 1,5 час в день!

Структура занятия по ВД 1.Целеполагание; 2.Планирование; 3.Деятельностный этап; 4.Контроль; 5.Рефлексия (самооценка ребенка своей деятельности – Сегодня я узнал … Я не понимал …., а теперь осознал …. Я так и не знаю,что … Самым полезным для меня было … И т.д.); Рефлексивный этап самый сложный! Коррекция - для дальнейшей работы (может быть, а может не быть). Контроль, рефлексия могут быть на каждом этапе занятия!

Структура занятия по ВД

1.Целеполагание;

2.Планирование;

3.Деятельностный этап;

4.Контроль;

5.Рефлексия (самооценка ребенка своей деятельности –

Сегодня я узнал …

Я не понимал …., а теперь осознал ….

Я так и не знаю,что …

Самым полезным для меня было …

И т.д.);

Рефлексивный этап самый сложный!

Коррекция - для дальнейшей работы (может быть, а может не быть).

Контроль, рефлексия могут быть на каждом этапе занятия!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Есть ли связь между урочной и внеурочной видами деятельности? Есть: - связь с такими учебными предметами, как технология, ИЗО; - характеристика самостоятельной работы обучающихся: создали проблему, наметили пути ее решения, осуществили деятельность (создавали игрушку), представляли (презентовали) игрушку, произвели самооценку и оценили работу товарищей. Стиль работы учителя – сотрудничество, сопровождение.

Есть ли связь между урочной и внеурочной видами деятельности? Есть:

- связь с такими учебными предметами, как технология, ИЗО;

- характеристика самостоятельной работы обучающихся: создали проблему, наметили пути ее решения, осуществили деятельность (создавали игрушку), представляли (презентовали) игрушку, произвели самооценку и оценили работу товарищей.

Стиль работы учителя – сотрудничество, сопровождение.

№ п/п Название модуля 1. Спортивно-оздоровительный Вид деятельности 2. Кружок «Планета Здоровья» Военно-патриотический 3. Количество часов в неделю 2ч Научно-познавательный 4. Кружок «Юный эколог» 5. Кружки «Геометрия вокруг нас» и «Занимательная грамматика» Социальный 1ч Художественно-эстетический 2ч Кружок «Земля – наш дом» 6. 1ч Кружки «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир книги» Проектный 2ч Кружки «Я-исследователь» и «Логика» 2ч

п/п

Название модуля

1.

Спортивно-оздоровительный

Вид деятельности

2.

Кружок «Планета Здоровья»

Военно-патриотический

3.

Количество часов в неделю

Научно-познавательный

4.

Кружок «Юный эколог»

5.

Кружки «Геометрия вокруг нас» и «Занимательная грамматика»

Социальный

Художественно-эстетический

Кружок «Земля – наш дом»

6.

Кружки «Волшебный мир оригами» и «Волшебный мир книги»

Проектный

Кружки «Я-исследователь» и «Логика»

 В отличие от стандарта 2004 года новый  ФГОС  вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего ее.

В отличие от стандарта 2004 года новый 

ФГОС  вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего ее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!