СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трансформация мировой политической системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трансформация мировой политической системы

11.2.2.1 - анализировать причины распада Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений;

11.2.2.2 - характеризовать особенности биполярной системы мира

Просмотр содержимого документа
«Трансформация мировой политической системы»

Қысқа мерзімді (сабақ) жоспары/ Краткосрочный (поурочный) план
Трансформация мировой политической системы
(сабақтың тақырыбы/тема урока)

Бөлім/ раздел:

Раздел 2. Политико-правовые процессы

Подраздел 2.2.Современная политическая система мира

Педагогтің Т.А.Ә. (болған жағдайда)/ Ф.И.О (при его наличии) педагога

Тналина Айгуль Маратовна

Күні/ дата:

02.12.2021

Сынып/ класс: 11 А

Қатысушылар саны/Количество присутствующих:

Қатыспағандар саны/ Количество отсутствующих:

Сабақтың тақырыбы/Тема урока

Трансформация мировой политической системы

Оқу бағдарламасына сәйкес оқыту мақсаттары/Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.2.2.1 - анализировать причины распада Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений;

11.2.2.2 - характеризовать особенности биполярной системы мира

Сабақтың мақсаты/ цели урока

  • Организовать работу по исследованию причин распада Ялтинско-Потсдамской системы.

  • Выяснить особенности биполярной системы мира

     

Сабақтың барысы/ Ход урока:

Сабақтың кезеңі/ уақыт/Этап урока/ Время

Педагогтің әрекеті/ Действия педагога

Оқушының әрекеті/ Действия ученика

Бағалау/ Оценивание

Ресурстар/ Ресурсы

Вызов Начало урока


09.40-09.42






09.43-09.47

Введение в тему через обсуждение слайда, на котором изображены фотографии участников Ялтинской и Потсдамской конференций.

Отвечает на вопросы:

Кто изображен на фотографиях?

Какие события могут отражать эти фотографии?

Как выглядят эти люди на фотографиях, какие чувства они могут испытывать в момент, когда делались эти снимки?


И. Работа на повторение прошедшего материала.

Отвечают на закрытые тестовые вопросы:

1. Институтом гражданского общества является:

А. Правительство

В. Парламент

С. Политическая партия

Д. Министерство иностранных дел

Е. Управление образования

2. К характерным чертам гражданского общества не относится:

А. свободная конкуренция

В. частная собственность

С. высокая степень плюрализма

Д. преобладание вертикальных связей между людьми

Е. система местного самоуправления

3. Современная типологизация легитимности берет начало с немецкого социолога, историка, экономиста и юриста:

А. Д.Дидро

В. М.Вебер

С. Ш.Монтескье

Д. К.Маркс

Е. А.Смит

4. Виды НПО:

А. По региону действия

В. По соблюдению нейтралитета

С. По количеству членов НПО

Д. По правилам, принятых в данной группе

Е. По неписаным законам, традициям

5. Признаки НПО:

А. Отсутствует бюрократизация и технократия

В. Выдающиеся сверхъестественные качества лидера, вождя

С. Основана на неписаных традициях и обычаях

Д. Состоит из государственных органов, общественных организаций, политических партий

Е. Получение прибыли не становится основной целью деятельности

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение









Учащиеся обмениваются тетрадями друг друга, взаимопроверка

ФО (похвала, одобрение)










Взаимоценивание.


Слайд 1

Фото из сайта:

https://felicina.ru/pamjatnye-daty/krymskaya-ili-yaltinskaya-konferenciya-1945-goda/



Слайд 2

Тетради


Осмысление


Игра

5 мин

09.48-09.53
































Середина урока – 10 мин

09.54-10.01








10.02-10.17

Выступление групп (3 мин. каждая группа.)

15 мин

Игра «Пойми меня»

  • Горбачев М.С. – Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985 году – группе дается название СССР

  • Гринпис - международная неправительственная правозащитная (природоохранная) организация, созданная в 1971 году в Канаде – группе дается название – НАТО

  • Гражданское общество – сфера, расположенная на стыке экономики, государства и частной жизни. Оно включает в себя союзы, ассоциации, социальные движения, и равноправные некоммерческие, негосударственные организации, отличающиеся общественной активностью, направленной на социальное творчество - ОВД

  • Сингапур – город – государство, причисляют к «восточноазиатским тиграм» - ООН

  • Легитимная власть – это власть, которой доверяют и признают правомерной граждане данного государства, по крайне мере их большинство - США

Работа в группах

«Черный ящик». Учащиеся выбирают вопросы, которые будут рассматривать в группах

5 групп:

1 группа – дайте характеристику Ялтинско-Постдамской системы международных отношений (доп.материал)

2 группа – трансформация и крушение биполярной системы с.97 учебника

3 группа – какие факторы не позволили Ялтинско-Постдамской системе приобрести долговременную стабильность? с.98

4 группа – Каковы результаты возобновления советско-американского диалога по вопросам вооружения? С. 99

5 группа – раскройте содержание завершающей фазы распада биполярной системы с.100


5 учащихся садятся спиной к доске, на которой высвечивается слово, остальные учащиеся говорят подсказки и по ним ученик должен определить, что за слово у него за спиной



















Запись в тетради.


Работав группах.

Лист ФО


Работают по учебному материалу

Пар.20

ФО

(похвала, одобрение)
























Самооценивание

Слайд 12-21

























Доп.материал: https://studme.org/196562/istoriya/osnovnye_cherty_etapy_razvitiya_yaltinsko_potsdamskoy_sistemy_mezhdunarodnyh_otnosheniy

Учебник «Всемирная история» 11 класс, ч.1

Р.Р.Каирбекова, А.С.Ибраева, Г.Н.Ниязбекова Алматы «Мектеп», 2020

Пар.20


Закрепление нового материала

10.17-10.19


Задание «Да-Нет»

  1. С приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС конфронтационная биполярность стала трансформироваться в кооперационную – да

  2. Весной 1995 года был официально оформлен роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и ОВД – нет – в 1991 году

  3. 8 декабря 1991 года главы четырех советских республик –Белоруссии, РСФСР, Армении и Украины – на встрече в Беловежской пуще (Белоруссия) объявили, что СССР прекращает свое существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ) – нет – трех государств

  4. Биполярная, или Ялтинско-Постдамская, система международных отношений, возникшая после Второй мировой войны, строилась на согласовании мнений двух сверхдержав, СССР и США, бывших одновременно лидерами крупнейших военно-политических блоков – НАТО и Организация Варшавского договора (ОВД) – да

4-3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Отвечают на вопросы

Самооценивание

Слайд 22-28

Рефлексия

Обратная связь


10.19-10.20






Учащиеся заполняют листы самооценивания




     





















Таблица – фиксация знаний по данной теме

Название группы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Фамилии учащихся











Дайте характеристику Ялтинско-Постдамской системы международных отношений (доп.материал)

Трансформация и крушение биполярной системы

с.97 учебника



Какие факторы не позволили Ялтинско-Постдамской системе приобрести долговременную стабильность?

с.98


Каковы результаты возобновления советско-американского диалога по вопросам вооружения?

С. 99


Раскройте содержание завершающей фазы распада биполярной системы

с.100











Лист самооценивания

ФИ

1 задание-тесты

5 баллов

2 задание- работа в группе:

Выступление- 1 балл

Высказывание идей – 1 балл

Оформление постера – 1 балл

Итого - 3 балла

3 задание – закрепление

4 – 3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Итого








Лист самооценивания

ФИ

1 задание-тесты

5 баллов

2 задание- работа в группе:

Выступление- 1 балл

Высказывание идей – 1 балл

Оформление постера – 1 балл

Итого - 3 балла

3 задание – закрепление

4 – 3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Итого
















Основные черты и этапы развития Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений

Проблемы послевоенного устройства мира стали обсуждаться союзниками по антигитлеровской коалиции еще в ходе Второй мировой войны, причем разногласия между ними уже тогда были существенными. На Тегеранской конференции великих держав уже состоялся более предметный обмен мнениями по широкому спектру вопросов послевоенного устройства. Однако наиболее важные решения были приняты главами государств и правительств СССР, США и Великобритании на конференциях в Ялте и Потсдаме. Именно они легли в основу новой системы международных отношений.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений обладала рядом характерных черт и качественных отличий от своих предшественников.

Во-первых, впервые система международных отношений создавалась на основе биполярности. Все предшествующие системы исходили из того, что мир многополярен, в нем существует несколько полюсов, самостоятельных центров силы, которые практически всегда находятся в сложных взаимоотношениях между собой. Обе мировые войны и множество локальных конфликтов произошли именно из-за противоречий многополярного мира. Новая система должна была, по идее ее основателей, уменьшить угрозу мировой войны. Теперь на мировой арене оставались всерьез два основных вектора — СССР и США.

Во-вторых, Ялтинско-Потсдамская система была глобальной. Все правила на Европейском континенте определялись в основном не европейскими государствами, а СССР и США

В-третьих, Ялтинско-Потсдамская система предусматривала жесткое (пожалуй, самое жестокое за всю историю международных отношений) распределение сфер влияния. На сферы влияния первоначально были поделены Европа и Северо-Восточная Азия. Почти все страны мира в той или иной форме оказались вовлечены в орбиты политики США или СССР. Более того, некоторые страны (Германия, Корея и др.) оказались разделенными на две части только потому, что оказались в различных сферах влияния. Такая же судьба постигла и один из крупнейших городов Европы — Берлин. При этом в политике США и СССР внутри своих сфер влияния были как общие черты, так и отличия. Обе сверхдержавы стремились утвердить в государствах, оказавшихся в их сферах влияния, общественный строй, аналогичный своему, и использовали для этого все имеющиеся ресурсы и рычаги влияния. В целом и США, и СССР этого добиться удалось.

В-четвертых, Ялтинско-Потсдамскую систему отличала крайняя конфронтационность, вошедшая в историю как холодная война. Это было не обычное противостояние двух великих держав и их союзников, а тотальная конфронтация по всему миру и по всем направлениям: гонка вооружений, идеологическое, политическое, экономическое противостояние, соревнование в сферах культуры, образования, науки и т.д.

Важными факторами особой конфронтационности Ялтинско-Потсдамской системы стали:

  • — появление у обеих сверхдержав огромных потенциалов стратегических и других вооружений;

  • — крайняя идеологизация международных отношений, что логически вытекало из противостояния двух общественных систем;

  • — перенесение впервые в таких масштабах конфронтации в сферу экономики («торговые войны» предшествовавших лет не шли ни в какое сравнение с этим).

В-пятых, в рамках Ялтинско-Потсдамской системы впервые в истории международных отношений создавалась глобальная международная организация, официальной целью которой было обеспечение мира и безопасности во всем мире, — ООН. В отличие от Лиги Наций, в которой никогда не было США, а СССР, Германия и Япония состояли только непродолжительное время, членами ООН постепенно стали почти все страны мира, в том числе и побежденные во Второй мировой войне.

В научной литературе имеется несколько периодизаций истории Ялтинско-Потсдамской системы. Представляется, что наиболее удачным является выделение трех этапов развития Ялтинско-Потсдамской системы.

Первый этап (с момента образования системы на конференциях в Ялте и Потсдаме в 1945 г. до Карибского кризиса 1962 г.) — это период формирования Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Наиболее характерными чертами Ялтинско-Потсдамской системы в эти годы являются:

  • — обострение противоречий между великими державами-победительни- цами по вопросам послевоенного урегулирования, что привело к неудаче планов создания общемирового порядка;

  • — формирование биполярной системы мира и постепенное ее распространение на периферию мировой политики;

  • — создание СССР и США ядерного оружия и превращение их в сверхдержавы, значительно превосходящие почти по всем параметрам другие государства;

  • — структурное оформление двух блоков;

  • — первый и последний случай угрозы реального возникновения ракетно-ядерного конфликта в 1962 г. и успешное преодоление этого кризиса.

Второй этан (от Карибского кризиса 1962 г. до поворота в советской внешней политике в 1985—1986 гг., который сделал возможным окончание холодной войны) — это период, когда система функционировала в полном объеме. Ее характерными чертами в эти годы были:

  • — гонка вооружений в невиданных в мировой истории масштабах, но проходящая в определенных рамках, исключающих возможность возникновения новой мировой войны;

  • — острая конфронтация двух блоков, но преимущественно на периферии мировой политики, где возникала серия региональных конфликтов;

  • — уважение обеими сторонами в основном ранее достигнутых договоренностей о границах сфер влияния;

  • — волнообразное развитие отношений между двумя блоками, когда периоды усиления напряженности сменялись разрядкой;

  • — увеличение отрыва сверхдержав от других государств в еще большей степени;

  • — ослабление коммунистического блока, возникновение конфликтов внутри него (особенно между СССР и КНР);

  • — рост движения неприсоединения, увеличение числа государств, не принадлежавших к противоборствующим блокам.

Третий этап (от поворота советской политики в 1985—1986 гг. до распада коммунистического блока и Советского Союза в 1989—1991 гг.) — это окончание холодной войны и крах Ялтинско-Потсдамской системы. Характерными чертами этого периода были:

  • — переход от политики ограничения гонки вооружений по наиболее опасным направлениям к линии на разоружение по ряду принципиально важных сюжетов;

  • — значительная степень деидеологизации международных отношений;

  • — смягчение конфронтации по большинству направлений, урегулирование многих региональных конфликтов и противоречий;

  • — смена общественного строя и распад одного из центров биполярного мира — коммунистического блока.

Завершающими аккордами Ялтинско-Потсдамской системы стали договоренности 1989—1991 гг., когда обе сверхдержавы заявили о том, что не рассматривают друг друга как противников.











Ялтинская конференция

Вторая мировая война шла к завершению, и назрела очередная встреча первых лиц государств антигитлеровской коалиции. Много споров вызывало место будущей конференции. Одним из вариантов была Великобритания, которая была государством, равноудалённым как от США, так и от Советского Союза. Были предложения собраться в Каире, уже освобождённых от гитлеровцев Афинах или Риме. Но И.В. Сталин настоял, чтобы встреча прошла на территории СССР, чтобы руководители союзных государств лично увидели, какой ущерб нанесла Германия нашей стране.

Ялтинская конференция проходила 4 – 11 февраля 1945 года. К этому времени исход войны, по большому счёту, был уже ясен. Основное внимание Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль уделили не обсуждению вопросов ведения совместных военных действий, а определению новых границ на тех территориях, которые были оккупированы нацистской Германией.

По вопросу проведения новых границ Сталин, Рузвельт и Черчилль достигли соглашения. Был признан переход восточных областей Польши до линии Керзона (Западных Беларуси и Украины, а также Виленского края) в состав СССР. Союзники приняли решение об оккупации Германии. Её территория делилась на оккупационные зоны СССР, США и Великобритании, Франции. Участники Ялтинской конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские вооружённые силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа». Вместе с тем подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место в сообществе наций.

На конференции было достигнуто так называемое «Соглашение о процентах» – договор о разделе на сферы влияния Юго-Восточной Европы: Греции, Югославии, Румынии, Венгрии, Болгарии.

В случае вступления в войну против Японии Советский Союз получал право претендовать на включение в свой состав южной части острова Сахалин и Курильских островов и на аренду Порт-Артура и КВЖД.

Хотя, обсуждая вопрос о репарациях, союзники так и не смогли прийти к соглашению относительно суммы, тем не менее, было решено, что 50 % всех платежей получит СССР, как наиболее пострадавшая сторона.

В Ялте была подписана «Декларация об освобождённой Европе». Это документ предполагал, что после войны будет соблюдаться право народов на суверенное развитие, а союзники будут совместно помогать им в этом, уважая их политический выбор. В реальности, в зонах своего влияния каждая из сторон поддерживала те силы, которые были им идеологически близки, и Европа разделилась на Восток – социалистический лагерь и Запад – лагерь капитализма.

На конференции было принято и ещё одно важное решение: создать международную организацию, которая могла бы обеспечить соблюдение установленных границ государств и сфер влияния. Тем самым, устранялись бы возможности для начала новой мировой войны. Эта организация получила название ООН – Организация Объединённых Наций.

Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи.

Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на восток и запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов.















Потсдамская конференция

Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. США вместо умершего 12 апреля Франклина Рузвельта представлял Гарри Трумэн. Уже во время конференции Уинстона Черчилля сменил Клемент Эттли. На выборах, состоявшихся в Великобритании 5 июля, партия Черчилля – консерваторы – потерпела поражение, и было сформирована новое правительство лейбористов.

По решению конференции территория Германии сокращалась на 25% по сравнению с 1937 годом за счёт восточных земель. Силезия, Западная Пруссия и часть Померании и Восточной Пруссии передавались Польше. Третья часть Восточной Пруссии с городом Кёнигсбергом (с 1946 года – Калининград) вошла в состав СССР. В определённых ранее зонах оккупации союзники должны были проводить политику денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации (разрушения монополий, которые составляли основу военного производства фашистской Германии). Был определён и размер репараций. Предусматривалось, что Германия сохранится как единое государство. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Потсдамской конференции говорилось, что союзные державы "не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ". Лидеры нацисткой партии должны быть преданы суду международного трибунала. Действительно, в ноябре 1945 года, в Нюрнберге, стал работать такой международный трибунал, который 1 ноября 1946 года присудил ведущих лидеров нацистской партии к смертной казни и длительным срокам тюремного заключения. Десять из них были повешены.

Острые споры вызвали претензии СССР на расширение своего влияния на Юге. Территориальные претензии к Турции и требования благоприятного для Советского Союза режима в проливах Босфор и Дарданеллы не были поддержаны британской и американской стороной.

Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. (16 июля в штате Нью-Мексико произошло первое в мире испытание ядерного оружия.) Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945 года).

Еще один важный итог Потсдамской конференции заключался в том, что начинается деколонизация в мире. Разного рода расовые теории признаются неприличными в новых условиях. Мир стал сдвигаться в совершенно другом направлении, в сторону демократизации и прогресса. Отчасти стали реализовываться принципы социального равноправия.































Лист самооценивания

ФИ

1 задание-тесты

5 баллов

2 задание- работа в группе:

Выступление- 1 балл

Высказывание идей – 1 балл

Оформление постера – 1 балл

Итого - 3 балла

3 задание – закрепление

4 – 3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Итого







Лист самооценивания

ФИ

1 задание-тесты

5 баллов

2 задание- работа в группе:

Выступление- 1 балл

Высказывание идей – 1 балл

Оформление постера – 1 балл

Итого - 3 балла

3 задание – закрепление

4 – 3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Итого







Лист самооценивания

ФИ

1 задание-тесты

5 баллов

2 задание- работа в группе:

Выступление- 1 балл

Высказывание идей – 1 балл

Оформление постера – 1 балл

Итого - 3 балла

3 задание – закрепление

4 – 3 правильных ответа – 2 балла

2-1 правильных ответа – 1 балл


Итого








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!