СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Точка Роста"внеурочная деятельность 8 класс "физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы   внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» реализует общеинтеллектуальное  развитие личности обучающихся 8 класса. 

Просмотр содержимого документа
«"Точка Роста"внеурочная деятельность 8 класс "физика вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вельяминовская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного пилота Российской Федерации, кавалера трех орденов Мужества Леонида Семеновича Филина Карачевского района

Центр образования естественно - научной и технологической направленностей «Точка Роста»


«Рассмотрено» «Согласовано» « УТВЕРЖДАЮ»:_________ на заседании МО Зам. директора по УР директор школы Филина Л.В.

Протокол № 1 от __________/Курносова Ю.А. Приказ № 147 от «26 » августа 2021 г.

« 26 » августа 2021 г. « 26 » августа 2021 г










ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

для учащихся ___8__ класса

учителя

МБОУ Вельяминовская СОШ

им. Л.С.Филина

Волковой Зои Алексеевны

Высшая квалификационная категория













2021-2022 гг.

с. Вельяминова

    1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса МБОУ Вельяминовская СОШ имени Л.С.Филина и разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).

  3. Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.


Место курса в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» реализует общеинтеллектуальное развитие личности обучающихся 8 класса.

Физическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.

Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. В рамках еженедельных занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и типов, осуществляют проектно-исследовательскую деятельность.

Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Физика вокруг нас» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  химия, алгебра,  геометрия,  география, биология . Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год обучения (0,5 час в неделю). В 8 классе учитывая праздничные дни, за год будет дано - 17 часов.




  1. Планируемые результаты.

Личностные:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и твор­ческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использо­вания достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого обще­ства, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечело­веческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых зна­ний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соот­ветствии с собственными интересами и воз­можностями;

  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного под­хода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобре­тений, результатам обучения.

Метапредметные:

  • овладеть навыками самостоятельного приоб­ретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планиро­вания, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимать различия между исходными факта­ми и гипотезами для их объяснения, теорети­ческими моделями и реальными объектами; овладевать универсальными учебными дей­ствиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной про­верки выдвигаемых гипотез, разрабатывать теоретические модели процессов или явле­ний;

  • формировать умения воспринимать, перера­батывать и предоставлять информацию в сло­весной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленны­ми задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использова­нием различных источников и новых информационных технологий для решения познава­тельных задач;

  • развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслуши­вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Предметные:

  • формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объ­ективности научного знания; о системооб­разующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате из­учения основ строения материи и фундамен­тальных законов физики;

  • формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнит­ных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существо­вания материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электро­динамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • приобретать опыт применения научных ме­тодов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных ис­следований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбеж­ность погрешностей любых измерений;

  • понимать физические основы и принци­пы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;

  • осознавать необходимость применения дости­жений физики и технологий для рациональ­ного природопользования;

  • овладевать основами безопасного использова­ния естественных и искусственных электри­ческих и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусствен­ных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую сре­ду и организм человека;


  1. Содержание курса.

Тепловые явления ( 6 часов)

  1. Теория:

  2. Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту.

  3. Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):

  4. Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел».

  1. Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

  • умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

  • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

  • овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (4 часов)

Теория:

История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы

Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):

Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»

Предметными результатами обучения по данной теме являются:


  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

  • умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;


  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;


  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;


  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;


  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (3 часа)

Теория:

Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение.

Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):

Практическая работа № 5 «Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки).

Предметными результатами обучения по данной теме являются:


  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления (3 часа)

Теория:

Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки. Оптические приборы и их применение.

Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):

Практическая работа № 6 «Наблюдение отражения света».

Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света»

Практическая работа № 8 «Получение радуги»

Предметными результатами обучения по данной теме являются:


  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;


  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;


Заключительное занятие. (1час)

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» 8 класса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Наименование темы

Кол-во часов

Практические и экспериментальные занятия

1

Тепловые явления

6

Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел».

2.

Электрические явления.


4

Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»– .

3.

Электромагнитные явления.

3

Практическая работа № 5«Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки).

4.

Световые явления

3

Практическая работа № 6«Наблюдение отражения света».

Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света».

Практическая работа № 8 «Получение радуги»

5.

Заключительное занятие

1



Итого:

17




















тематическое планирование


Наименование темы занятий практических, тестовых, лабораторных работ


Количество часов, отводимых на освоение каждой темы


Тепловые явления

6

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Что холоднее?

( «Физика в вопросах и ответах»)

1

Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

Термос. Изготовление самодельного термоса (Интернет ресурсы, анимационный фильм)

1

Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел».

1

Тепловые двигатели и экология.( проект)

1


Электрические явления.


4

Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

1

Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»

1

Изобретаем батарейку. Лимон. Картошка. Провода. Лампочка.

1

«Электричество в игрушках» ( Приносят электроигрушки. Интернет ресурс)

1


Электромагнитные явления.

3

Компас. Принцип работы. (Демонстрации: Пробка, иголка, ёмкость для воды)

1

Магнитное поле Земли Как ориентируются птицы и насекомые. (Слайдовая презентация, интернет ресурсы)

1

Практическая работа № 5«Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки).

1


Световые явления

3

Как Архимед поджег римский флот Солнечные зайчики. Практическая работа № 6 «Наблюдение отражения света».

1

Как сломать луч? Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света».

1

Радуга в природе. Как получить радугу дома Практическая работа №8 «Получение радуги»

1

Заключительное занятие. «В мире явлений»

(образовательное интегрированное событие). Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!