Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вельяминовская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного пилота Российской Федерации, кавалера трех орденов Мужества Леонида Семеновича Филина Карачевского района
Центр образования естественно - научной и технологической направленностей «Точка Роста»
«Рассмотрено» «Согласовано» « УТВЕРЖДАЮ»:_________ на заседании МО Зам. директора по УР директор школы Филина Л.В.
Протокол № 1 от __________/Курносова Ю.А. Приказ № 147 от «26 » августа 2021 г.
« 26 » августа 2021 г. « 26 » августа 2021 г
ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
для учащихся ___8__ класса
учителя
МБОУ Вельяминовская СОШ
им. Л.С.Филина
Волковой Зои Алексеевны
Высшая квалификационная категория
2021-2022 гг.
с. Вельяминова
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса МБОУ Вельяминовская СОШ имени Л.С.Филина и разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования. Реализация рабочей программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» реализует общеинтеллектуальное развитие личности обучающихся 8 класса.
Физическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. В рамках еженедельных занятий обучающиеся планируют эксперименты, проводят их, обсуждают результаты, решают экспериментальные задания, задачи различных форм и типов, осуществляют проектно-исследовательскую деятельность.
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Физика вокруг нас» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология . Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 8 классе рассчитана на 1 год обучения (0,5 час в неделю). В 8 классе – учитывая праздничные дни, за год будет дано - 17 часов.
Планируемые результаты.
Личностные:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разрабатывать теоретические модели процессов или явлений;
формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Предметные:
формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
Содержание курса.
Тепловые явления ( 6 часов)
Теория:
Внутренняя энергия. Температура. Термометры и их виды. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение. Использование энергии Солнца на Земле. Термос. Ветры. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических и аморфных тел. Испарение и конденсация. Кипение. Выветривание. Влажность воздуха. Точка росы. Физика и народные приметы. Тепловые двигатели в жизни и в быту.
Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):
Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел».
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Электрические явления (4 часов)
Теория:
История электричества. Электризация тел. Притяжение и отталкивание электрических тел.Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Полупроводники. Электрическая цепь и ее составные части. Закон Ома. Реостаты. Удельное сопротивление. Виды соединения проводников. Мощность электрических приборов. Бытовые электрические приборы. Нагревание проводников. Короткое замыкание. Конденсаторы. Изобретение лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы
Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):
Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».
Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Электромагнитные явления (3 часа)
Теория:
Магнитное поле Земли и других планет. Магнитные линии постоянного магнита. Компас и его принцип действия. Электромагниты и их практическое применение.
Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):
Практическая работа № 5 «Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Световые явления (3 часа)
Теория:
Световой луч. Солнечные зайчики. Получение тени и полутени. Законы отражения и преломления света. Как Архимед поджег римский флот. Спектр. Линзы. Очки. Оптические приборы и их применение.
Практика, эксперимент: (с использованием оборудования «Точка роста»):
Практическая работа № 6 «Наблюдение отражения света».
Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света»
Практическая работа № 8 «Получение радуги»
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
Заключительное занятие. (1час)
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» 8 класса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Практические и экспериментальные занятия |
1 | Тепловые явления | 6 | Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел». |
2. | Электрические явления. | 4 | Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа»– . |
3. | Электромагнитные явления. | 3 | Практическая работа № 5«Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки). |
4. | Световые явления | 3 | Практическая работа № 6«Наблюдение отражения света». Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света». Практическая работа № 8 «Получение радуги» |
5. | Заключительное занятие | 1 | |
| Итого: | 17 | |
тематическое планирование
№ | Наименование темы занятий практических, тестовых, лабораторных работ | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
| Тепловые явления | 6 |
| Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Что холоднее? ( «Физика в вопросах и ответах») | 1 |
| Практическая работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | 1 |
| Термос. Изготовление самодельного термоса (Интернет ресурсы, анимационный фильм) | 1 |
| Практическая работа № 2 «Исследование аморфных тел». | 1 |
| Тепловые двигатели и экология.( проект) | 1 |
| Электрические явления. | 4 |
| Практическая работа № 3 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия». | 1 |
| Практическая работа № 4 «Изготовление электроскопа» | 1 |
| Изобретаем батарейку. Лимон. Картошка. Провода. Лампочка. | 1 |
| «Электричество в игрушках» ( Приносят электроигрушки. Интернет ресурс) | 1 |
| Электромагнитные явления. | 3 |
| Компас. Принцип работы. (Демонстрации: Пробка, иголка, ёмкость для воды) | 1 |
| Магнитное поле Земли Как ориентируются птицы и насекомые. (Слайдовая презентация, интернет ресурсы) | 1 |
| Практическая работа № 5«Намагничивание металлических предметов. (картон, металлические опилки). | 1 |
| Световые явления | 3 |
| Как Архимед поджег римский флот Солнечные зайчики. Практическая работа № 6 «Наблюдение отражения света». | 1 |
| Как сломать луч? Практическая работа № 7 Наблюдение преломления света». | 1 |
| Радуга в природе. Как получить радугу дома Практическая работа №8 «Получение радуги» | 1 |
| Заключительное занятие. «В мире явлений» (образовательное интегрированное событие). Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. | 1 |
|