СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторское сопровождение учителей истории, обществознания по вопросам подготовки обучающихся к ГИА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Общее число заданий увеличено до 24 (в 2020 году – 21): в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции 15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен до 37 (в 2020 году – 34).

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение учителей истории, обществознания по вопросам подготовки обучающихся к ГИА»

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА   Семинар № 1  «Основные показатели итоговой аттестации по истории, обществознанию 11 класс за 2020 год.  Перспективы на 2021 год»

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА

Семинар № 1

«Основные показатели итоговой аттестации по истории, обществознанию

11 класс за 2020 год.

Перспективы на 2021 год»

Программа семинара 1 .  Мониторинг результатов ГИА по истории за 2019-2020 учебный год 2.  Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по истории, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями. 3.  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по истории 4.  Практикум по выполнению задания на знание культуры( 17 задание). 5.  Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2019-2020 учебный год 6. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями. 7. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию 8. Информирование учителей истории, обществознания об интернет- ресурсах по подготовке к ГИА

Программа семинара

  • 1 . Мониторинг результатов ГИА по истории за 2019-2020 учебный год
  • 2. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по истории, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями.
  • 3. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по истории
  • 4. Практикум по выполнению задания на знание культуры( 17 задание).
  • 5. Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2019-2020 учебный год
  • 6. Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями.
  • 7. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию
  • 8. Информирование учителей истории, обществознания об интернет- ресурсах по подготовке к ГИА
Изменения в КИМ ОГЭ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года История Общее число заданий увеличено до 24 (в 2020 году – 21): в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции 15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен до 37 (в 2020 году – 34).

Изменения в КИМ ОГЭ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года

История Общее число заданий увеличено до 24 (в 2020 году – 21): в экзаменационную работу включены три задания с кратким ответом (позиции 15, 16 и 17), нацеленные на проверку знаний по всеобщей истории (истории зарубежных стран). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен до 37 (в 2020 году – 34).

Изменения в КИМ ЕГЭ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Изменена модель задания 25 (историческое сочинение) при сохранении требований, содержащихся в задании, и максимального балла за его выполнение. Если в 2020 г. участники ЕГЭ писали сочинению по одному из трёх исторических периодов, то в 2021 г. историческое сочинение необходимо написать по одному из трёх предложенных в конкретном варианте КИМ исторических процессов или по деятельности одной из трёх исторических личностей. 2019( было) 2020 (стало) Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1019–1054 гг.; Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов: 1) борьба Древнерусского государства с кочевниками; 2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.; 3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.  2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Изменена модель задания 25 (историческое сочинение) при сохранении

требований, содержащихся в задании, и максимального балла за его выполнение. Если в 2020 г. участники ЕГЭ писали сочинению по одному из трёх

исторических периодов, то в 2021 г. историческое сочинение необходимо

написать по одному из трёх предложенных в конкретном варианте КИМ

исторических процессов или по деятельности одной из трёх исторических

личностей.

2019( было)

2020 (стало)

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ

из периодов

истории России:

  • 1019–1054 гг.;

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из

исторических процессов:

1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;

2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;

3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.

2) март

1801 г. – май 1812 г.;

3) октябрь 1917 г. – октябрь

1922 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАСТНИКОВ ЕГЭ 2020 ГОДА ПО ИСТОРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАСТНИКОВ ЕГЭ 2020 ГОДА ПО ИСТОРИИ

Динамика результатов ЕГЭ по истории 2020 г. по отношению к результатам 2019 г. и 2018 г. приведена в таблице 1. Год Диапазон тестовых баллов  0-20 2020 3,11%     21-40 2019 3,41%     17,94% 41-60 2018 37,96% 61-80 17,48% 4,76%     27,20% 81-100 40,39% 21,13% 13,78%  29,44% 40,29% 9,30%  26,84% 6,98%

Динамика результатов ЕГЭ по истории 2020 г. по отношению к результатам 2019 г. и 2018 г. приведена в таблице 1.

Год

Диапазон тестовых баллов

0-20

2020

3,11%

21-40

2019

3,41%

17,94%

41-60

2018

37,96%

61-80

17,48%

4,76%

27,20%

81-100

40,39%

21,13%

13,78%

29,44%

40,29%

9,30%

26,84%

6,98%

С некоторыми заданиями участники ЕГЭ 2020 г. справились хуже, чем участники ЕГЭ 2019 г. Это задания 1 (знание хронологии), 3 (выбор исторических терминов из данного ряда по заданному признаку), 5 (знания фактов, процессов, явлений), 6 (работа с историческими источниками), 9 (знание исторических личностей), 10 (атрибуция исторического источника), 13–15 (работа с исторической картой (схемой)), 18 и 19 (работа с изобразительной наглядностью), 20 и 21 (работа с источником), 23 (анализ исторической ситуации). Результаты выполнения заданий 9 и 15 ухудшились более чем на 10%, что является крайне негативным показателем, свидетельствующем о слабом знании участниками ЕГЭ 2020 г. деятельности исторических личностей (это подтверждается и относительно невысоким результатом выполнения задания 25 по критерию К2) и значительных трудностях при работе с картографической информацией .

С некоторыми заданиями участники ЕГЭ 2020 г. справились хуже, чем участники ЕГЭ 2019 г. Это задания 1 (знание хронологии), 3 (выбор исторических терминов из данного ряда по заданному признаку), 5 (знания фактов, процессов, явлений), 6 (работа с историческими источниками), 9 (знание исторических личностей), 10 (атрибуция исторического источника), 13–15 (работа с исторической картой (схемой)), 18 и 19 (работа с изобразительной наглядностью), 20 и 21 (работа с источником), 23 (анализ исторической ситуации). Результаты выполнения заданий 9 и 15 ухудшились более чем на 10%, что является крайне негативным показателем, свидетельствующем о слабом знании участниками ЕГЭ 2020 г. деятельности исторических личностей (это подтверждается и относительно невысоким результатом выполнения задания 25 по критерию К2) и значительных трудностях при работе с картографической информацией .

ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫХ ЗАДАНИЙ .  ПРИМЕР 1 : УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СОБЫТИЯМИ (ПРОЦЕССАМИ) И УЧАСТНИКАМИ ЭТИХ СОБЫТИЙ (ПРОЦЕССОВ): К КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОГО СТОЛБЦА ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПОЗИЦИЮ ИЗ ВТОРОГО СТОЛБЦА . СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ А)  реформа государственной деревни Б)  учреждение в России патриаршества В)  отречение от престола Николая II Г)  битва на реке Калке 1)  А.Д. Меншиков 2)  П.Д. Киселев 3)  Даниил Галицкий 4)  Б.Ф. Годунов 5)  А.И. Гучков 6)  Александр Невский

ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫХ ЗАДАНИЙ . ПРИМЕР 1 : УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СОБЫТИЯМИ (ПРОЦЕССАМИ) И УЧАСТНИКАМИ ЭТИХ СОБЫТИЙ (ПРОЦЕССОВ): К КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОГО СТОЛБЦА ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПОЗИЦИЮ ИЗ ВТОРОГО СТОЛБЦА .

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

УЧАСТНИКИ

  • А)
  • реформа государственной деревни
  • Б)
  • учреждение в России патриаршества
  • В)
  • отречение от престола Николая II
  • Г)
  • битва на реке Калке
  • 1)
  • А.Д. Меншиков
  • 2)
  • П.Д. Киселев
  • 3)
  • Даниил Галицкий
  • 4)
  • Б.Ф. Годунов
  • 5)
  • А.И. Гучков
  • 6)
  • Александр Невский

ПРИМЕР 2

13. Укажите век, когда в состав Московского государства вошел город, обозначенный на схеме цифрой «1». Ответ запишите словом.

14. Назовите московского князя, ко времени правления которого относятся события, обозначенные на схеме стрелками.

&%

15. Назовите литовского князя, командовавшего войсками, действия которых обозначены в легенде схемы цифрой «6».

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны. 1) На схеме обозначено место битвы, которой посвящено «Сказание о Мамаевом побоище».

2) Цифрой «2» на схеме обозначено сражение, в котором московско-нижегородское войско одержало первую крупную победу над противником в открытом бою.

3) Поход войска, обозначенный в легенде схемы цифрой «4», завершился его победой.

4) На схеме обозначен город, прославившийся семинедельным сопротивлением монгольским завоевателям в 30-х гг. XIII в.

5) В сражении, место которого обозначено на схеме цифрой «3», принимали участие монахи-воины Пересвет и Ослябя.

6) Цифрой «5» в легенде схемы обозначен поход войска хана Батыя.

ПРИМЕР 3  ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ, ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. НИЖЕ ПРИВЕДЕНА ОДНА ИЗ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.  «ПОПЫТКА П.А. СТОЛЫПИНА ОСУЩЕСТВИТЬ МОДЕРНИЗАЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ ОКАЗАЛАСЬ НЕУДАЧНОЙ».  ИСПОЛЬЗУЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ПРИВЕДИТЕ ДВА АРГУМЕНТА, КОТОРЫМИ МОЖНО ПОДТВЕРДИТЬ ДАННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, И ДВА АРГУМЕНТА, КОТОРЫМИ МОЖНО ОПРОВЕРГНУТЬ ЕЕ. ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ АРГУМЕНТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.  ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВИДЕ.  АРГУМЕНТЫ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ:  1) …  2) …  АРГУМЕНТЫ В ОПРОВЕРЖЕНИЕ:  1) …  2) …

ПРИМЕР 3 ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ, ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. НИЖЕ ПРИВЕДЕНА ОДНА ИЗ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. «ПОПЫТКА П.А. СТОЛЫПИНА ОСУЩЕСТВИТЬ МОДЕРНИЗАЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ ОКАЗАЛАСЬ НЕУДАЧНОЙ». ИСПОЛЬЗУЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ПРИВЕДИТЕ ДВА АРГУМЕНТА, КОТОРЫМИ МОЖНО ПОДТВЕРДИТЬ ДАННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, И ДВА АРГУМЕНТА, КОТОРЫМИ МОЖНО ОПРОВЕРГНУТЬ ЕЕ. ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ АРГУМЕНТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ. ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ВИДЕ. АРГУМЕНТЫ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ: 1) … 2) … АРГУМЕНТЫ В ОПРОВЕРЖЕНИЕ: 1) … 2) …

КАК БЫЛО ОТМЕЧЕНО ВЫШЕ, ВЫПУСКНИКИ 2020 Г. ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫПУСКНИКИ 2019 Г., СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ НА АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ (18 И 19).  ПРИМЕР 4 18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Изображенный на марке великий русский ученый родился в Москве. 2) Изображенное на марке учебное заведение было основано по указу Петра I. 3) Покровителем изображенного на марке учебного заведения был И.И. Шувалов. 4) Изображенное на марке здание построено в стиле барокко. 5) Учебное заведение, здание которого изображено на марке, в настоящее время является одним из ведущих вузов России.

КАК БЫЛО ОТМЕЧЕНО ВЫШЕ, ВЫПУСКНИКИ 2020 Г. ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫПУСКНИКИ 2019 Г., СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ НА АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ (18 И 19). ПРИМЕР 4

18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)

Изображенный на марке великий русский ученый родился в Москве.

2)

Изображенное на марке учебное заведение было основано по указу Петра I.

3)

Покровителем изображенного на марке учебного заведения был И.И. Шувалов.

4)

Изображенное на марке здание построено в стиле барокко.

5)

Учебное заведение, здание которого изображено на марке, в настоящее время является одним из ведущих вузов России.

Практикум по выполнению задания на знание культуры  ( 17 задание).

Практикум по выполнению задания на знание культуры ( 17 задание).

Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2019-2020 уч.год

Мониторинг результатов ГИА по обществознанию за 2019-2020 уч.год

Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями по обществознанию 9 класс

Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями по обществознанию

9 класс

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ КИМ ОСТАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ. КОЛИЧЕСТВО  ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ В ВИДЕ ОДНОЙ ЦИФРЫ СОКРАЩЕНО С 14 ДО 13.  ДОБАВЛЕНО ЗАДАНИЕ 5 С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ НА АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИИ. ОБЩИЙ БАЛЛ УВЕЛИЧЕН С 35 ДО 37 Задание 5 Рассмотрите фотографию. Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ КИМ ОСТАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ. КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ В ВИДЕ ОДНОЙ ЦИФРЫ СОКРАЩЕНО С 14 ДО 13. ДОБАВЛЕНО ЗАДАНИЕ 5 С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ НА АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОБЩИЙ БАЛЛ УВЕЛИЧЕН С 35 ДО 37

  • Задание 5
  • Рассмотрите фотографию.
  • Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?
  • Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный
  • социальный опыт, сформулируйте два правила рационального
  • осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
  • Ответ запишите на бланке ответов № 2,
  • указав номер задания.
 Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями 11 класс

Анализ КИМов (контрольно- измерительных материалов) по обществознанию, спецификации, кодификаторов, элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Ознакомление с изменениями в структуре ГИА, демоверсиями

11 класс

10. Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • 10. Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с КИМ 2020 года
  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Основные изменения В отличие от ряда других дисциплин, получивших незначительные корректировки, ОГЭ по обществознанию получит в 2020 году ряд кардинальных изменений и выпускникам 2019-2020 учебного года, прежде всего, стоит ознакомиться с нововведениями, которые будут отличать варианты новых КИМов.
  • Основные изменения В отличие от ряда других дисциплин, получивших незначительные корректировки, ОГЭ по обществознанию получит в 2020 году ряд кардинальных изменений и выпускникам 2019-2020 учебного года, прежде всего, стоит ознакомиться с нововведениями, которые будут отличать варианты новых КИМов.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию
  • Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию
В основной период ЕГЭ в экзамене по обществознанию участвовало более 302 тыс. человек, что составило немногим менее половины от общего числа участников ЕГЭ. Обществознание, наряду с математикой профильного уровня, – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на широкий спектр специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла).

В основной период ЕГЭ в экзамене по обществознанию участвовало более 302 тыс. человек, что составило немногим менее половины от общего числа участников ЕГЭ. Обществознание, наряду с математикой профильного уровня, – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на широкий спектр специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла).

В 2020 г. 100 баллов ЕГЭ по обществознанию получили 437 участников ЕГЭ (0,14%) из 66 субъектов Российской Федерации (в 2019 г. стобалльники были отмечены в 45 регионах). Число стобалльников в 2020 г. увеличилось в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. Увеличение числа стобалльников вполне объяснимо с учетом корректировки системы оценивания заданий 28 и 29, которые привели к большей дифференциации участников ЕГЭ с высокими баллами.
  • В 2020 г. 100 баллов ЕГЭ по обществознанию получили 437 участников ЕГЭ (0,14%) из 66 субъектов Российской Федерации (в 2019 г. стобалльники были отмечены в 45 регионах). Число стобалльников в 2020 г. увеличилось в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. Увеличение числа стобалльников вполне объяснимо с учетом корректировки системы оценивания заданий 28 и 29, которые привели к большей дифференциации участников ЕГЭ с высокими баллами.
Минимальный балл, как и в предыдущие годы, составил 42 тестовых / 22 первичных балла. В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2020 г. практически осталась неизменной в сравнении с 2019 г. и составила 19,3% (в 2019 г. – 19,8%).
  • Минимальный балл, как и в предыдущие годы, составил 42 тестовых / 22 первичных балла. В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2020 г. практически осталась неизменной в сравнении с 2019 г. и составила 19,3% (в 2019 г. – 19,8%).
Перейдем к вопросам, которые нередко задают разработчикам КИМ ЕГЭ.  1. «Подскажите, пожалуйста, будут ли внесены существенные изменения в структуру заданий ЕГЭ по обществознанию в связи с изменением Конституции России? Какие планируются изменения по структуре и в каком объеме?» (Из письма в ФИПИ, самый популярный вопрос) Изменения не могут коснуться структуры заданий. Некоторые коррективы будут внесены в содержание задания 14: будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России (см. ст. 83, 102, 103, 114 Конституция Российской Федерации). Рекомендуем обратить внимание на содержание ст. 118. При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
  • Перейдем к вопросам, которые нередко задают разработчикам КИМ ЕГЭ.
  • 1. «Подскажите, пожалуйста, будут ли внесены существенные изменения в структуру заданий ЕГЭ по обществознанию в связи с изменением Конституции России? Какие планируются изменения по структуре и в каком объеме?» (Из письма в ФИПИ, самый популярный вопрос)
  • Изменения не могут коснуться структуры заданий. Некоторые коррективы будут внесены в содержание задания 14: будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России (см. ст. 83, 102, 103, 114 Конституция Российской Федерации). Рекомендуем обратить внимание на содержание ст. 118.
  • При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
2. «На что обратить внимание при выполнении заданий 1 и 2?» Следует внимательно читать условие и уяснить, что является ответом – слово или словосочетание. При выполнении задания 2 надо принимать во внимание то, что понятие , которое обобщает / включает остальные представленные понятия, уже приведено в предлагаемом ряду и его надо просто выписать .
  • 2. «На что обратить внимание при выполнении заданий 1 и 2?»
  • Следует внимательно читать условие и уяснить, что является ответом – слово или словосочетание.
  • При выполнении задания 2 надо принимать во внимание то, что понятие , которое обобщает / включает остальные представленные понятия, уже приведено в предлагаемом ряду и его надо просто выписать .
3. «Сколько правильных ответов может быть в заданиях на множественный выбор?» В заданиях 4, 6, 7, 9–13, 15–17 и 19 количество правильных ответов не фиксируется и может быть любым – от 2 до 4 .
  • 3. «Сколько правильных ответов может быть в заданиях на множественный выбор?»
  • В заданиях 4, 6, 7, 9–13, 15–17 и 19 количество правильных ответов не фиксируется и может быть любым – от 2 до 4 .
  • «Достаточно ли указания родовой принадлежности и 2 отличительных признаков понятия для получения 2 баллов по 25.1, или возможно снижение оценки до 1 балла по 25.1 в случае указания только 2 (вместо известных 3-4) отличительных/существенных признаков понятия?» (Из письма в ФИПИ).
  • Понятия, смысл которых необходимо раскрывать, различаются по своему объему. Как правило, достаточно указать родовую принадлежность и два отличительных признака. Но бывают и исключения, например: классическое понятие истины как знания, которое соответствует предмету познания. Мы рекомендуем при изучении курса обществознания ориентировать обучающихся на общепринятые определения базовых понятий курса (см. кодификатор). Необходимо, чтобы объяснение смысла / определение понятия было полным, четким, ясным и недвусмысленным. Собственно говоря, это и есть основная позиция критериев оценивания данного элемента ответа. Все дальнейшие варианты указаны, описаны для тех случаев, когда ответ выпускника отличается от общепринятого понимания, и разработчики подсказывают экспертам, в каком направлении поискать то «зерно», за которое можно «зацепиться».
«Скажите, пожалуйста, нужно ли в задании 29 ЕГЭ по обществознанию указывать актуальность идеи высказывания, выражать свое мнение по ней? Писать «проблема» или «идея»? Надо ли указывать сферу (из истории, литературы, социального опыта), откуда взят пример, подтверждающий тезис, выдвигаемый автором? Сколько лет должно пройти, чтобы пример перестал быть современной общественной жизнью, т.е. как разграничить, события, относящиеся к историческим, и события современной жизни?» (Из писем в ФИПИ)
  • «Скажите, пожалуйста, нужно ли в задании 29 ЕГЭ по обществознанию указывать актуальность идеи высказывания, выражать свое мнение по ней? Писать «проблема» или «идея»? Надо ли указывать сферу (из истории, литературы, социального опыта), откуда взят пример, подтверждающий тезис, выдвигаемый автором? Сколько лет должно пройти, чтобы пример перестал быть современной общественной жизнью, т.е. как разграничить, события, относящиеся к историческим, и события современной жизни?» (Из писем в ФИПИ)
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):  документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г.;  открытый банк заданий ЕГЭ;  учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;  методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2018–2020 гг.);  рекомендации, размещенные в «Методической копилке»;  журнал «Педагогические измерения»;  Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2020 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).
  • Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г.;
  • открытый банк заданий ЕГЭ;
  • учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
  • методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2018–2020 гг.);
  • рекомендации, размещенные в «Методической копилке»;
  • журнал «Педагогические измерения»;
  • Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2020 гг.), материалы сайта ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/daydzhest-ege).
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!