Русский язык. 8 класс
Конспект урока
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Тема урока. Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели и задачи урока.
Обучающая цель:
закрепление пройденного на прошлом занятии – знаний по видам сказуемого; проверка понимания изученного ранее – тире между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и числительным;
изучение нового материала: обучение постановке тире между подлежащим и сказуемым в других случаях.
Практическая цель: научить ставить тире между подлежащим и сказуемым, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные.
Развивающая задача: формировать умение интонационно правильного прочтения предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
Воспитательная задача: воспитание чувства любви к родному языку.
Технологии. В ходе урока используется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Ход урока.
1. Организационные моменты. Приветствие, запись в тетрадях даты и темы урока.
2. Проверка домашнего задания.
Прочесть из заданного на дом упражнения 125 предложения с законченными формулировками, в приведенных примерах назвать тип сказуемого.
3. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Прочитайте вслух предложения из упражнения 126, обращая внимание на особенности интонации при чтении предложений с нулевой связкой в сказуемом, т. е. делая паузу между подлежащим и сказуемым. Какой знак помогает понять, где надо сделать интонационную паузу? Рассмотрим те предложения, в которых стоит тире. Найдите среди предложений случаи постановки тире, известные вам. Вывод: тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным или числительным.
Рассмотрим новые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Прочесть вслух §174 [1часть]. В учебнике «Практика» на стр.58 отображены все схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым. Сформулируйте правила, соответствующие этим схемам. Запишем схемы в тетрадях с примерами для каждого случая из упражнения 126 и из таблицы раздаточного материала.
Дополнительный раздаточный материал к уроку
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки |
тире ставится, если | тире не ставится, если |
1) оба главных члена предложения выражены: – существительным в именительном падеже: Москва – столица России; – количественными числительными: Пятью пять – двадцать пять; – неопределенной формой глагола: Курить – здоровью вредить; 2) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределенной форме, количественным числительным: Сохранить дружбу на всю жизнь – большое счастье; Высота Зимнего дворца – двадцать три метра. Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей: Компьютер – это электронная машина. Чтение – вот лучшее учение. | 1) подлежащее выражено личным местоимением: Он геолог; 2) сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами: Руки как (словно) лёд; 3) при сказуемом-существительном с отрицанием: Бедность не порок. |
Вывод на доске в виде схем всех случаев тире между подлежащим и сказуемым:
[сущ. им.п. – сущ.им.п.]
[инф. – инф.]
[числ. – числ.]
[сущ. им.п. – инф.] [инф. – сущ. им. п.]
[сущ. им.п. – числ.] [числ. – сущ. им. п.]
Каково здесь назначение знака тире? – Это знак разделения.
Рассмотрим случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Задание: прочесть вслух §174 [2 часть]. Записать на доске и в тетрадях новое правило в виде схем, а также примеры из полученной таблицы.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится
[личн.мест. – сущ.им.п.]
[сущ. им.п. – не + сущ.им. п.]
[сущ. им.п. – как + сущ.им. п]
4. Задания для самостоятельной работы.
Записать предложения из упражнения 128, расставляя недостающие знаки препинания. Объяснить с помощью схем случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. После выполнения один из учащихся составляет на доске схемы тех предложений, в которых необходимо поставить тире.
Выполнить устно задание 2 с листка дополнительного раздаточного материала:
Определите, какими частями речи выражены главные члены в данных ниже предложениях. Почему между ними не ставится тире? В тексте какого стиля употребляются такие структуры?
1) Корень есть непроизводная основа.
2) Корень, суффикс и приставка суть части основы.
3) Молекула есть наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Сделаем вывод, когда между подлежащим и сказуемым необходимо ставить тире?
– Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные.
Какие слова могут помочь определить место постановки тире?
– Указательные частицы это, вот.
Чем было полезно составление схем при изучении этой темы?
– Схемы позволяют быстро запомнить все случаи постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, а также помогают понять строение предложения.
6. Домашнее задание: §174, упражнение 131.
7. Литература к уроку:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы, М. «Дрофа», 2009.
2. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П. и др. Русский язык. Практика, 8 класс, М. «Дрофа», 2009.
3