СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока.

Обучающая цель:

  • закрепление пройденного на прошлом занятии – знаний по видам сказуемого; проверка понимания изученного ранее – тире между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и числительным;
  • изучение нового материала: обучение постановке тире между подлежащим и сказуемым в других случаях.

 Практическая цель: научить ставить тире между подлежащим и сказуемым, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные.

Развивающая задача: формировать умение интонационно правильного прочтения предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Воспитательная задача: воспитание чувства любви к родному языку. 

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым»

Русский язык. 8 класс

Конспект урока

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Тема урока. Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели и задачи урока.

Обучающая цель:

  • закрепление пройденного на прошлом занятии – знаний по видам сказуемого; проверка понимания изученного ранее – тире между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и числительным;

  • изучение нового материала: обучение постановке тире между подлежащим и сказуемым в других случаях.

Практическая цель: научить ставить тире между подлежащим и сказуемым, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные.

Развивающая задача: формировать умение интонационно правильного прочтения предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Воспитательная задача: воспитание чувства любви к родному языку.

Технологии. В ходе урока используется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Ход урока.

1. Организационные моменты. Приветствие, запись в тетрадях даты и темы урока.

2. Проверка домашнего задания.

Прочесть из заданного на дом упражнения 125 предложения с законченными формулировками, в приведенных примерах назвать тип сказуемого.

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Прочитайте вслух предложения из упражнения 126, обращая внимание на особенности интонации при чтении предложений с нулевой связкой в сказуемом, т. е. делая паузу между подлежащим и сказуемым. Какой знак помогает понять, где надо сделать интонационную паузу? Рассмотрим те предложения, в которых стоит тире. Найдите среди предложений случаи постановки тире, известные вам. Вывод: тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным или числительным.

Рассмотрим новые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Прочесть вслух §174 [1часть]. В учебнике «Практика» на стр.58 отображены все схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым. Сформулируйте правила, соответствующие этим схемам. Запишем схемы в тетрадях с примерами для каждого случая из упражнения 126 и из таблицы раздаточного материала.

Дополнительный раздаточный материал к уроку

Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки

тире ставится, если

тире не ставится, если

1) оба главных члена предложения выражены:

– существительным в именительном падеже:

Москвастолица России;

– количественными числительными:

Пятью пятьдвадцать пять;

– неопределенной формой глагола:

Куритьздоровью вредить;

2) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределенной форме, количественным числительным:

Сохранить дружбу на всю жизнь – большое счастье; Высота Зимнего дворца – двадцать три метра.

Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей:

Компьютер – это электронная машина. Чтение – вот лучшее учение.

1) подлежащее выражено личным местоимением:

Он геолог;

2) сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами:

Руки как (словно) лёд;

3) при сказуемом-существительном с отрицанием:

Бедность не порок.




Вывод на доске в виде схем всех случаев тире между подлежащим и сказуемым:

[сущ. им.п. – сущ.им.п.]

[инф. – инф.]

[числ. – числ.]

[сущ. им.п. – инф.] [инф.сущ. им. п.]

[сущ. им.п.числ.] [числ. – сущ. им. п.]

Каково здесь назначение знака тире? – Это знак разделения.

Рассмотрим случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Задание: прочесть вслух §174 [2 часть]. Записать на доске и в тетрадях новое правило в виде схем, а также примеры из полученной таблицы.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

[личн.мест. – сущ.им.п.]

[сущ. им.п.не + сущ.им. п.]

[сущ. им.п. – как + сущ.им. п]

4. Задания для самостоятельной работы.

Записать предложения из упражнения 128, расставляя недостающие знаки препинания. Объяснить с помощью схем случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. После выполнения один из учащихся составляет на доске схемы тех предложений, в которых необходимо поставить тире.

Выполнить устно задание 2 с листка дополнительного раздаточного материала:

Определите, какими частями речи выражены главные члены в данных ниже предложениях. Почему между ними не ставится тире? В тексте какого стиля употребляются такие структуры?

1) Корень есть непроизводная основа.

2) Корень, суффикс и приставка суть части основы.

3) Молекула есть наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сделаем вывод, когда между подлежащим и сказуемым необходимо ставить тире?

– Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные.

Какие слова могут помочь определить место постановки тире?

– Указательные частицы это, вот.

Чем было полезно составление схем при изучении этой темы?

– Схемы позволяют быстро запомнить все случаи постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым, а также помогают понять строение предложения.

6. Домашнее задание: §174, упражнение 131.

7. Литература к уроку:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы, М. «Дрофа», 2009.

2. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П. и др. Русский язык. Практика, 8 класс, М. «Дрофа», 2009.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!