СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 50. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • активизировать знания обучающихся о главных членах предложения;
  • совершенствовать умения обучающихся определять тип главного члена и способ его выражения;
  • активизировать знания обучающихся о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;
  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания

Оценить знания обучающихся синтаксически анализировать предложения

5 мин.

3.

Работа по орфографии и пунктуации

Отработать правописные умения и навыки, оценить синтаксические умения анализировать предложение

6 мин.

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать знания обучающихся о главных членах предложения и способах их выражения

6 мин.

5.

Практическая работа

Отработать умения выделять главные члены предложения, определять их типы и способы выражения

5 мин.

6.

Наблюдение над языковым материалом

Проанализировать синтаксическую роль инфинитива в предложении

4 мин.

7.

Практическая работа

Отработать умение определять синтаксическую функцию инфинитива в предложении

3 мин.

8.

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Актуализировать знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым, о согласовании подлежащего и сказуемого

7 мин.

9.

Проверочная работа

Отработать умение делать синтаксический анализ предложений

5 мин.

10.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

11.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.

12.

Подготовка к ЕГЭ

Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ

5 мин.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок № 50. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок № 50. Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым


Цель урока:

  • активизировать знания обучающихся о главных членах предложения;

  • совершенствовать умения обучающихся определять тип главного члена и способ его выражения;

  • активизировать знания обучающихся о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым;

  • развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;

  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания

Оценить знания обучающихся синтаксически анализировать предложения

5 мин.

3.

Работа по орфографии и пунктуации

Отработать правописные умения и навыки, оценить синтаксические умения анализировать предложение

6 мин.

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать знания обучающихся о главных членах предложения и способах их выражения

6 мин.

5.

Практическая работа

Отработать умения выделять главные члены предложения, определять их типы и способы выражения

5 мин.

6.

Наблюдение над языковым материалом

Проанализировать синтаксическую роль инфинитива в предложении

4 мин.

7.

Практическая работа

Отработать умение определять синтаксическую функцию инфинитива в предложении

3 мин.

8.

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Актуализировать знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым, о согласовании подлежащего и сказуемого

7 мин.

9.

Проверочная работа

Отработать умение делать синтаксический анализ предложений

5 мин.

10.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

11.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.

12.

Подготовка к ЕГЭ

Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ

5 мин.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Преподаватель просит зачитать выписанные примеры по заданиям упр. 228 и 229.

Параллельно на доске двое обучающихся делают синтаксический анализ предложений.

  1. Как хорошо проснуться на рассвете, Глядеть на мир, за птицами следить! (К. Кулиев)

  2. Этой грусти теперь не рассыпать Звонким смехом далёких лет. (С. Есенин)

III. Работа по орфографии и пунктуации

  • Запишите предложение. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Большинство русских интеллигентов, умеющих хранить непреходящие ценности искусства, вмиг стали признаны в нашей стране непримиримыми диссидентами с антагонистическим мировоззрением и, обречённые, вынуждены были иммигрировать, не надеясь получить апартаменты или какие-то привилегии, а желая свободно жить, творить – словом, иметь перспективу духовного развития.

  • Выделите грамматическую основу. Сделайте синтаксический анализ данного предложения.

(Повеств., невосклиц., простое, двусост., полное, распр., осложнено однородными сост. им. сказ., обособл. согл. опред., выраж. прич. оборот., обособл. однородн. обстоят. обр. действ., выраж. дееприч. обор., в состав которого входит обобщающее слово, стоящее после однородного ряда.)

IV. Фронтальная беседа

  • Какими частями речи может выражаться подлежащее? (Любой частью речи.)

  • Рассмотрите таблицу и подготовьте связный ответ на поставленный вопрос.

Способы выражения подлежащего

ЛЮБОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ

Имя существительное

Имя прилагательное

Инфинитив

Причастие

Имя числительное



Местоимение

Наречие

Междометие

Предлог

Союз

Половину дома занимала аптека.

Сытый голодного не разумеет.

Жить – Родине служить.

Смеющийся привлекает внимание.

Семь не делится на два.

Сорок первый был убит.

Трое вышли из леса.

Кто стучится в дверь ко мне?

Нас ждёт тревожное завтра.

Далече грянуло «ура»!

«В» – это предлог.

«Но» – противительный союз.

НЕРАЗЛОЖИМЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ

1) кол. числ. (другая часть речи с количественным значением) + сущ. в Р. п. без предлога

2) приблизительное обозначение количества при помощи слов около, больше, меньше, от, до

3) предл. с + сущ. в Р. п.

4) сущ. (мест.) + сущ. (мест.) с предл. с

5) мест. + сущ. в Р. п. с предл. из


6) мест. + числ. (прил., мест.)


7) устойчивые сочетания

Служили два друга в нашем полку. Большинство людей едет отдыхать на юг.

Больше ста книг отдано в переплёт.



Собак сбежалось с полсотни.

Мы с сестрой поедем в лес за ягодами.

Каждый из нас на своём корабле капитан.

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

На небе горел Южный Крест.

ПРЕДИКАТИВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ

«Он меня любит» вспыхивало во всём её существе.



  • Какие виды сказуемого вы знаете? (Глагольное и именное, простые и составные.)

  • Почему в русском языке сказуемое бывает простым и составным? (В русском языке в слове одновременно выражаются лексическое и грамматическое значения, однако, в некоторых формах, например, в сложных формах будущего времени, инфинитив выражает лексическое значение, а первое слово – грамматическое. То же самое наблюдается в глагольных сказуемых: либо в форме одного глагола выражается лексическое и грамматическое значения – и мы имеем дело с простым глагольным сказуемым, либо грамматическое значение выражается вспомогательным глаголом, а лексическое – инфинитивом, образуя в целом составное глагольное сказуемое.

Графически это можно изобразить следующим образом:

Простое глагольное сказуемое Составное сказуемое

Лексич. знач. + грамм. знач. вспомогательный инфинитив

глагол (глагол-связка) (именная часть)

грамматич. знач. + лексич. знач.

  • Каким по структуре является именное сказуемое? Почему?

  • Рассмотрите сводную таблицу «Виды сказуемого».

Виды сказуемого

Глагольное

Именное

простое

составное

составное

1) гл. в изъявит. накл.

2) гл. в повел. накл.

3) гл. в усл. накл.

4) фразеол., междом. со значением действия


Вспом. гл. + Инф.

Глагол-связка

Именная часть

  1. указ. на врем. рамки действия (начало, продолжение, конец действия): стала читать, продолжает говорить, перестал улыбаться;

  2. указ. на возможности, желания, внутренние стремления человека: хочется сказать, не умеет запрещать, может петь;

  3. со словами долженствования: нужно, должен, обязан, а также кр. прил.: рад, готов: должен прочитать, рад увидеть

  1. незнаменательные (связки, не выражающие лексическое значение): быть, есть (в наст. вр. нулевые);

  2. полузнаменательные (связки, выражающие оттенки лексического значения): стать, становиться, делаться, казаться, представляться, считаться;

  3. знаменательные (связки, сохранившие лексическое значение): гл. движения, состояния (смотреть, выглядеть, приехать и т.п.)

Им. сущ., прил., числ., мест., прич., нареч., неразлож. сочет.

может осложняться

1) частицами,

2) повтором однокор. слов,

3) соч. гл. движ. + гл. цели


может осложняться

1) частицами, 2) повтором однокор. слов, 3) соч. гл. движ. + гл. цели



V. Практическая работа

  • Выделите главные члены предложения и укажите способы их выражения. Определите тип сказуемого.

1. Ты почитаешь мне свои стихи? 2. Большинство присутствующих были мои знакомые. 3. Дачу не было видно. 4. Семь не делится на три. 5. Я бы рассказал вам эту историю. 6. Вдали горели два костра. 7. Лев цап его за воротник. 8. Мы с вами старые друзья. 9. А он возьми и прыгни в воду. 10. Уступить вам этот рассказ – значит остаться без сборника. 11. Маша знай себе пляшет. 12. Лес выглядел хмурым. 13. Кто стучится в дверь ко мне? 14. Ели и сосны казались ещё зеленее. 15. Спорить не имело смысла.

VI. Наблюдение над языковым материалом

  • Сравните предложения. Выделите в них сказуемое. Определите функцию инфинитива в этих предложениях.

Он хотел построить свой дом. Его попросили построить свой дом. У него была мечта построить свой дом. (В 1-ом предл. – часть составного глагольного сказуемого, во 2-ом – дополнение, в 3-ем – определение.)

  • Таким образом, инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и даже обстоятельством.

  • Запишите в тетради-памятке условия, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

Инфинитив не входит в состав сказуемого

УСЛОВИЯ

ПРИМЕРЫ

1) действие глагола и инфинитив выполняются разными лицами действие (глагола-сказуемого выполняется подлежащим, а инфинитива второстепенным членом);

2) инфинитив имеет дополнительное обстоятельственное значение;

3) инфинитив можно заменить существительным

Преподаватель попросил обучающихся подготовить доклады. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Маша упросила его остаться ночевать.


Мы остановились отдохнуть. Бэла уговорила его идти спать.

Запретить курить (= курение).



VII. Самостоятельная работа

  • Определите синтаксическую функцию инфинитива.

1. Привалова просто мучила желание непременно увидеть Надежду Васильевну. 2. Охота странствовать напала на него. 3. Скажите, что я прошу его всё забыть, всё забыть и вернуться. 4. Женой его тебе не бывать, так и знай. 5. Он старался не смотреть на командира. 6. Мы пришли к мысли построить модель самолёта.

VIII. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Задание 1. В каких предложениях ставится тире?

  1. Неожиданная радость это очень хорошо. 2. Писать значит творить добро. 3. Попытка не пытка спрос не беда. 4. Пять да шесть одиннадцать. 5. Погода несносная. 6. Ученье лучшее богатство.

Задание 2. Сформулируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым в виде обобщающей таблицы.

Задание 3. Раскройте скобки, поставив глагол в нужную форму. Обоснуйте свои действия.

1. Несколько пешеходов (стоять) на перекрёстке. 2. У магазина (скопиться) множество машин. 3. Вообще в полку большинство бойцов (звать) Миронова комиссаров. 4. Шесть автоматчиков (выскочить) на дорогу. 5. В этом мешке (лежать) множество нужных и ненужных вещей. 6. Большинство предприятий успешно (выполнить) намеченный план. 7. Несколько спортсменов (сойти) с дистанции. 8. Немало людей (собраться) на площади.

IX. Проверочная работа

  • Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выпишите три словосочетания с различными видами связи и дайте им характеристику.

Наташа даже сама решилась идти к дедушке просить позволения выйти замуж за Фоку. (Л. Толстой)

X. Подведение итогов урока

  • Что входит в грамматическую основу предложения?

  • Охарактеризуйте способы выражения подлежащего.

  • Что такое сказуемое?

  • Какие виды сказуемых вам известны?

  • В чём отличительная особенность составного сказуемого?

  • В каких случаях инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • Какие виды глаголов-связок составного именного сказуемого вам известны?

  • Что общего можно выделить между вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого и глаголом-связкой составного сказуемого?

  • Чем мы руководствуемся при определении границ главных членов предложения?

  • При каких условиях мы ставим тире между подлежащим и сказуемым?

XI. Сообщение домашнего задания

  • Подготовьте связные ответы по темам: «Подлежащее, его способы выражения», «Типы сказуемого», «Тире между подлежащим и сказуемым».

  • Выполните упр. 240 (1-3).

  • Подберите по 5 примеров предложений с постановкой тире между подлежащим и сказуемым и предложений, в которых есть условия, при которых тире не ставится.

XII. Подготовка к ЕГЭ

  1. Какое предложение является распространённым?

  1. Он точно в воду канул.

  2. Было строгое указание.

  3. Борьба становилась напряжённой.

  4. Каждый из нас испытывал радость.

  1. В каком предложении сказуемое составное именное?

  1. В кастрюле был борщ.

  2. Я рад встретиться с вами.

  3. Борьба была беспощадной.

  4. Дождь льёт как из ведра.

  1. В каком предложении инфинитив входит в состав сказуемого?

  1. Давайте смотреть новый фильм.

  2. Преподаватель попросил подготовить доклад.

  3. У него было стремление поступить в вуз.

  4. Тренер велел выполнить ещё несколько упражнений.

  1. В каком предложении тире не ставится?

  1. Первой шла медведица, за ней три медвежонка.

  2. Сады сажать жизнь украшать.

  3. Жизнь прожить не поле перейти.

  4. Книга есть кубический кусок совести.

  1. В каком предложении ставится тире?

  1. Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  2. Страх велик, но нетерпенье ещё сильнее.

  3. Рассказ его словно красивая сказка.

  4. Горы как пышные складки.

  1. В каком предложении допущена синтаксическая ошибка?

  1. Несколько человек сидели у костра.

  2. Большинство учеников успешно написали ЕГЭ по русскому языку.

  3. Сто пятьдесят гектаров засеяно пшеницей.

  4. Тысяча человек отправилась в путешествие по морю.

(Ответы: 1. 2; 2. 3; 3. 1; 4. 4; 5. 1; 6. 1.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!