Урок русского языка
Типы связи в словосочетании
Цели: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; научить определять способ связи в словосочетаниях; конструировать их; закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способами управления и согласования; использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы .
Согласование:
Это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное.
При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным: лесная тропинка;
- притяжательным местоимением: наш город ;
- причастием: улыбающийся человек ;
- порядковым числительным: второй подъезд;
тенистый сад (м. р., ед. ч., им. п.); после долгой разлуки (ж. р., ед. ч., род. п.); опавшие листья (мн. ч., им. п.).
Управление:
Это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.
- При управлении зависимое слово может быть выражено: существительным: решить задачу ;
- местоимением: подойти к нему;
- количественным числительным: разделить на пять;
- другими частями речи в значении существительного: ухаживать за больными.
купить журнал (вин. п.); разговаривать с ним (тв. п. с предлогом).
Примыкание:
Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно:
- При примыкании зависимое слово может быть выражено: наречием: громко читает;
- инфинитивом: готов помочь;
- деепричастием: работать не переставая;
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия: мальчик постарше, подойти ближе;
идти прихрамывая, очень рад.
Важно! Не являются словосочетаниями!
- грамматическая основа предложения (я обрадовался);
- сочетание знаменательного и служебного слов (около дома, у подъезда);
- однородные члены (лёд и пламень);
- сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
- фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
1. каша из гречки 2. снаряд для спортсменов 3. тропинка в гору 4. человек без совести 5. вопрос по литературе 6. гостиница при вокзале 7. костюм в полоску
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел 2. смело спрыгнул 3. устало шагал 4. осторожно слез 5. спокойно делал 6. беззаботно жил 7. бесшумно едет 8. бесстрашно бросился 9. бездушно пел
Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу , из которого он сделан;
б) к месту его расположения;
в) к времени его существования;
г) к его назначению ;
д) к причине его возникновения .
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные); 2) с глаголом в роли главного слова (глагольные); 3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Творческий диктант
Запишите словосочетания в столбик.
Отцовское наследство
Лесной уголок
Вишневое варенье
Земная красота
В охотничьем домике
Жизненная цель
Кожаное пальто
Задания:
1. Обозначьте главное и зависимое слова, определите тип подчинительной связи
2. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление и запишите рядом.
Спасибо за урок!