Просмотр содержимого документа
«Типы ЭОР по математике»
Типы ЭОР
ЭОР в профессиональной деятельности учителя
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовые действия
- Планирование и проведение учебных занятий
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
- Формирование универсальных учебных действий
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые умения
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
- Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
- Владеть ИКТ-компетентностями:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Необходимые знания
- Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Образовательный процесс ориентирован
- изменение характера взаимодействия учителя и ученика ;
- формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию ;
- ориентация на исследовательскую работу школьников;
- ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;
- использование межпредметных связей.
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)– совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Инновационные качества ЭОР
1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения .
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.
- Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Следствия активного использования ЦОР нового поколения
- переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;
- поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;
- выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;
- стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;
- реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.
Структура ЦОР
- рубрикатор ЦОР;
- ЦОР простой структуры;
- ЦОР сложной структуры;
- метаданные ЦОР.
- Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока.
- Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.
Примеры простых ЦОР:
- статья;
- иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
- книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;
- аудиозапись;
- видеозапись;
- презентация в формате MS Power Point;
- отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.
- Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.
Примеры сложных ЦОР
- гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);
- электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;
- система тестирования;
- тренажер;
- тематический каталог.
Характеристика ЦОР
- соответствие содержания ЦОР используемым примерным программам, Федеральному государственному образовательному стандарту, учебникам математики, входящим в федеральный перечень текущего учебного года;
- соответствие содержания ЦОР активно-деятельностным методикам и технологиям
- обучения;
- полноту отражения в ЦОР всех разделов школьного курса математики;
- наличие и качество методического сопровождения ЦОР;
- организация теоретического материала и возможность его применения как вспомогательного к содержанию учебника;
- виды практикумов и упражнений в них;
- наличие подсказок при выполнении упражнений;
- виды контрольных заданий.
- эргономико-дизайнерские показатели ЦОР:
- дизайн ЦОР;
- навигация по ЦОР;
- пользовательский интерфейс.
Анализ ЦОР может включать в себя
- структура ЦОР (анализ оглавления); способы представления содержания в ЦОР; особенности представления содержания теоретического материала ЦОР: полнота, глубина, достаточность информации, доступность изложения, наличие выделений для лучшего восприятия текста; соответствие материала дидактическим принципам;
- структура ЦОР (анализ оглавления);
- способы представления содержания в ЦОР;
- особенности представления содержания теоретического материала ЦОР: полнота, глубина, достаточность информации, доступность изложения, наличие выделений для лучшего восприятия текста; соответствие материала дидактическим принципам;
- особенности иллюстративного материала ЦОР: виды иллюстраций, их содержательность, наглядность, качество оформления, достаточность иллюстраций; справочный материал ЦОР, его виды, способы подачи, достаточность; особенности реализации практикумов; особенности материала для контроля знаний и умений учащихся; возможности методического сопровождения учебного процесса;
- особенности иллюстративного материала ЦОР: виды иллюстраций, их содержательность, наглядность, качество оформления, достаточность иллюстраций;
- справочный материал ЦОР, его виды, способы подачи, достаточность;
- особенности реализации практикумов;
- особенности материала для контроля знаний и умений учащихся;
- возможности методического сопровождения учебного процесса;
- возможности для формирования предметных умений учащихся, возможность достижения личностных результатов, возможность достижения метапредметных результатов, включая формирование универсальных учебных действий (УУД), эргономика ЦОР.
- возможности для формирования предметных умений учащихся,
- возможность достижения личностных результатов,
- возможность достижения метапредметных результатов, включая формирование универсальных учебных действий (УУД),
- эргономика ЦОР.
Базовые федеральные образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования https://openedu.ru /
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов ( ФЦИОР ) http :// fcior.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( ЕК ) http :// school - collection .edu.ru
ФЦИОР
- По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система.
- В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д.
- Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ « Теорема Пифагора », ТЭ « Алгебраические уравнения » и т.д.
- И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
- П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
- К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
И1, И2, …, П1, П2, …, К1, К2, … . Вариативы могут отличаться друг от друга:
- глубиной изложения материала;
- методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний);
- характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере);
- технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);
- наличием специальных возможностей;
- способом достижения учебной цели (например, иным содержанием лабораторной работы).
Основные преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем
- отсутствие содержательных и технических ограничений;
- возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
- неограниченный жизненный цикл системы;
Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР
- модульная архитектура;
- доступность;
- вариативность;
- мультимедийность;
- интерактивность.
Модули и задания различной направленности
По функциям в учебном процессе:
- информационный модуль на знакомство с понятием,
- практическое задание на знакомство с понятием,
- контрольное задание на знакомство с понятием,
- модуль – практикум,
- модуль, содержащий задания повышенной сложности,
- модуль, содержащий задания исследовательского типа.
По типам заданий:
- задания, направленные на проверку уровня овладения понятием,
- задания, направленные на закрепление учащимися понятий,
- задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся,
- задания, направленные на проверку овладения учащимся умений,
- задания, направленные на проверку усвоения умения,
- задания, направленные на проверку знаний и умений,
- задания, направленные на проверку усвоения способов действий.
По специальным потребностям:
- модуль для слабовидящих учащихся,
- модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии.
По профилю класса:
- задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля,
- задания для учащихся гуманитарного профиля.
По уровням сложности:
- модуль для слабых учащихся,
- модуль для сильных учащихся.