Технологическая карта урока.
Предмет – биология.
Класс – 7.
Учитель биологии ГБОУ СОШ №8 г. Беслан Келехсаева Ф.П.
Тема - «Тип круглые черви».
Ресурсы: мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран, информационные листы, доска магнитная. магниты,
Основные понятия: разнополость, мускулатура, анальное отверстие, системы: пищеварительная, выделительная, половая, цикл развития.
Планируемые результаты
- давать общую характеристику Типу круглые черви;
- давать характеристику образу жизни круглых червей;
- перечислить не менее трех важных компонентов профилактики заболеваний, вызванных гельминтами;
- давать характеристику циклу развития аскариды человеческой;
- перечислять представителей Типа круглые черви.
Регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
-сформулировать собственное мнение о ценности здоровья и здорового образа жизни;
- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности сохранения и поддержки здоровья
Словарь урока:
Гельминты – (от др.-греч. — паразитный червь, глист) — общее название паразитических червей, обитающих в организме человека, других животных и растений, вызывающих гельминтозы.
Проверка домашнего задания
1. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
2.Среди плоских червей есть паразитические формы.
3. Тело представляет кожно-мускульный мешок.
4.Имеется полость тела.
5. У плоских червей появляется кровеносная система.
6.Плоские черви раздельнополы.
7. Плоские черви имеют органы чувств.
8. Размеры тела от 4-90 см.
9. Плоские черви имеют органы чувств.
10. Ленточные черви являются свободноживущими формами.
11. Плоские черви гермафродиты.
12 .Планария способна размножаться бесполым путем.
Взаимопроверка
1,2,3,7,11,12.
Критерии оценки:
«5»-(6), «4»-(5-4),
«3»-(3-2), «2»-(0-1)
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
Орг. Момент
- ВИДЕОРОЛИК «Медицинская справка» не более1 мин.
Мотивация
- Задает вопросы классу:
1. Кто изображен НА РИСУНКЕ?
В поперечном разрезе тело круглое, отсюда и название Типа.
Сформулируйте тему урока.
Вплоть до 1600 г. (17 века) многие верили, что паразитические черви (аскариды) самопроизвольно возникают в кишечнике, иными словами, что люди каким-то образом сами порождают гельминтов.
- Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?
Видеоролик
Признаки болезни гельминтоза
А почему так важно мыть руки перед едой?
- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему урока
Проблема:
Каким образом происходит заражение гельминтами?
Актуализация знаний.
Систематическое положение круглых червей:
Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви
Класс - Нематоды
Вид - нитчатый червь, аскарида человеческая, конский волосатик, ришта, трихинелла, острицы, коловратка, и т.д.
Что бы вы хотели узнать о круглых червях?
более 1 мин.
План.
1.Отличительные особенности круглых червей.
2. Внешнее строение круглых червей.
3. Внутреннее строение круглых червей.
4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.
5. Цикл развития круглых червей.
6. Меры профилактики заболеваний, вызываемых гельминтами.
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
«Открытие» нового знания (изучение новой темы) Сегодня мы посетим министерство гельминтологии. А кто знает, что означает гельминтология.
1 вопрос.
Здоровье как основа жизни человека
Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстом (поиск информации в параграфе учебника 16 стр. 72, и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):
1 группа -/Отдел биологии/ Отличительные особенности круглых червей.
2 группа – /отдел морфологии/ Внешнее строение круглых червей.
3 группа –/ отдел анатомии/ Внутреннее строение круглых червей.
4группа - /отдел физиологии / Процессы жизнедеятельности круглых червей.
Цикл развития круглых червей, рассказ учителя
Презентация результатов.
Работа в группах (поиск информации в параграфе16 стр 72-76 и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
- работа с разными источниками информации;
– поиск и извлечение нужной информации;
- анализ текста;
- работа в малых группах и презентация результатов;
- оформление записей в таблице в рабочей тетради;
не более 15мин
Включение нового знания в систему знаний
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп на ватмане).
не более 1 мин. на каждое выступление
Рефлексия и оценивание.
Каким образом происходит заражение гельминтами?
Продолжите предложение
-Сегодня на уроке я узнал...
-Чтобы не заразиться гельминтами…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Инструкционная карточка для первой группы.
Отдел «БИОЛОГИИ»
Запишите отличительные особенности круглых червей:
1._______________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________
Инструкционная карточка для второй группы.
Отдел «МОРФОЛОГИИ»
Запишите внешнее строение круглых червей.
Форма тела ______________________________________
Покровы ________________________________________
Длина тела ______________________________________
Выросты на теле _________________________________
Органы на переднем конце ________________________
Органы на заднем конце __________________________
Инструкционная карточка для третьей группы.
Отдел «АНАТОМИИ»
Запишите внутреннее строение круглых червей.
-Отдел «ФИЗИОЛОГИИ»
Инструкционная карточка для четвёртой группы.
Запишите Процессы жизнедеятельности круглых червей.
1.Движение ______________________________________________________________
2.Питание _______________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.Дыхание _______________________________________________________________
4.Кровообращение ________________________________________________________
5.Выделение _____________________________________________________________
6.Чувствительность _______________________________________________________
________________________________________________________________________
7.Размножение ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Приложение 2.
Информационный текст
Человеческая аскарида — это червь-паразит, который обитает в кишечнике человека. Эта паразитарная инфекция встречается у детей и взрослых, базируется и размножается в тонком кишечнике.
Аскариды в кишечнике двигаются свободно, не закрепляясь на его стенках, поэтому они не остаются в кале после дефекации, что значительно усложняет процесс первичной диагностики.
Иногда во время лабораторного исследования в каловых массах обнаруживают яйца аскарид, однако так случается на всегда, поэтому для распознавания заболевания используются более эффективные исследовательские методики.
Обычные аскариды - круглые черви, тело которых имеет заостренную веретенообразную форму. Самка и самец аскариды отличаются друг от друга размерами: самцы имеют сравнительно небольшую длину, а самка аскариды может достигать 40 см, будучи взрослой особью. Длина самца обычно не превышает 20-25 см. Отличить самца от самки можно также по форме туловища: у самца аскариды конец туловища имеет характерный изгиб.
Всего за одни сутки самка, обитающая в тонком кишечнике, способна отложить 200 и боле тысяч яиц, многие из которых окажутся оплодотворенными. Личинка из зрелого яйца вызревает в среднем в течение месяца. После этого, если человек случайно проглотит созревшую личинку аскариды, наступит паразитарная инвазия.
Самый распространенный путь заражения — через грязные руки. Пренебрежение правилами личной гигиены повышает риск приобретения паразитарной инфекции. Яйца аскарид долго сохраняются в почве, поэтому врачи выделяют следующие опасные факторы, способствующие заражению:
Сырая вода из водопровода, рек и водоемов
Немытые фрукты и овощи
Пища, не обработанная термически
Грязные руки
Работа в антисанитарных условиях
Также в группе риска — садоводы, которые постоянно имеют непосредственный контакт с землей. Для того чтобы избежать заболевания, им необходимо особенно тщательно следить за гигиеной. Заразиться аскаридами можно и ребенку, если яйца гельминтов обнаружатся в детской песочнице.