СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Круглые черви

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тип Круглые черви»

Технологическая карта урока.

Предмет – биология.

Класс – 7.

Учитель биологии ГБОУ СОШ №8 г. Беслан Келехсаева Ф.П.

Тема - «Тип круглые черви».

Ресурсы: мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран, информационные листы, доска магнитная. магниты,

Основные понятия: разнополость, мускулатура, анальное отверстие, системы: пищеварительная, выделительная, половая, цикл развития.

Планируемые результаты

- давать общую характеристику Типу круглые черви;

- давать характеристику образу жизни круглых червей;

- перечислить не менее трех важных компонентов профилактики заболеваний, вызванных гельминтами;


- давать характеристику циклу развития аскариды человеческой;

- перечислять представителей Типа круглые черви.

Регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативныепродолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.


-сформулировать собственное мнение о ценности здоровья и здорового образа жизни;

- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности сохранения и поддержки здоровья

Словарь урока:

Гельминты – (от др.-греч. — паразитный червь, глист) — общее название паразитических червей, обитающих в организме человека, других животных и растений, вызывающих гельминтозы.

  • Проверка домашнего задания
    1. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
    2.Среди плоских червей есть паразитические формы.
    3. Тело представляет кожно-мускульный мешок.
    4.Имеется полость тела.
    5. У плоских червей появляется кровеносная система.
    6.Плоские черви раздельнополы.
    7. Плоские черви имеют органы чувств.
    8. Размеры тела от 4-90 см.
    9. Плоские черви имеют органы чувств.
    10. Ленточные черви являются свободноживущими формами.
    11. Плоские черви гермафродиты.
    12 .Планария способна размножаться бесполым путем.

Взаимопроверка

1,2,3,7,11,12.

Критерии оценки:

«5»-(6), «4»-(5-4),

«3»-(3-2), «2»-(0-1)



Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)


Орг. Момент

ВИДЕОРОЛИК «Медицинская справка» не более1 мин.

Мотивация

- Задает вопросы классу:

1. Кто изображен НА РИСУНКЕ?

В поперечном разрезе тело круглое, отсюда и название Типа.

Сформулируйте тему урока.

Вплоть до 1600 г. (17 века) многие верили, что паразитические черви (аскариды) самопроизвольно возникают в кишечнике, иными словами, что люди каким-то образом сами порождают гельминтов.

- Как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

Видеоролик

Признаки болезни гельминтоза

А почему так важно мыть руки перед едой?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока


Проблема:

Каким образом происходит заражение гельминтами?

Актуализация знаний.

Систематическое положение круглых червей:

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви

Класс - Нематоды
Вид - нитчатый червь, аскарида человеческая, конский волосатик, ришта, трихинелла, острицы, коловратка, и т.д.


Что бы вы хотели узнать о круглых червях?

более 1 мин.

План.

  • 1.Отличительные особенности круглых червей.

  • 2. Внешнее строение круглых червей.

  • 3. Внутреннее строение круглых червей.

  • 4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.

  • 5. Цикл развития круглых червей.

  • 6. Меры профилактики заболеваний, вызываемых гельминтами.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий


«Открытие» нового знания (изучение новой темы) Сегодня мы посетим министерство гельминтологии. А кто знает, что означает гельминтология.


1 вопрос.

Здоровье как основа жизни человека



Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстом (поиск информации в параграфе учебника 16 стр. 72, и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):

1 группа -/Отдел биологии/ Отличительные особенности круглых червей.

  • 2 группа – /отдел морфологии/ Внешнее строение круглых червей.

  • 3 группа –/ отдел анатомии/ Внутреннее строение круглых червей.

  • 4группа - /отдел физиологии / Процессы жизнедеятельности круглых червей.

Цикл развития круглых червей, рассказ учителя



Презентация результатов.

Работа в группах (поиск информации в параграфе16 стр 72-76 и работа с информационными листами, заполнение инструкционных карточек):

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

- работа с разными источниками информации;

– поиск и извлечение нужной информации;

- анализ текста;

- работа в малых группах и презентация результатов;

- оформление записей в таблице в рабочей тетради;

не более 15мин

Включение нового знания в систему знаний

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп на ватмане).



не более 1 мин. на каждое выступление

Рефлексия и оценивание.

Каким образом происходит заражение гельминтами?


Продолжите предложение

-Сегодня на уроке я узнал...

-Чтобы не заразиться гельминтами…




















































ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.


Инструкционная карточка для первой группы.


Отдел «БИОЛОГИИ»




Запишите отличительные особенности круглых червей:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________




























Инструкционная карточка для второй группы.


Отдел «МОРФОЛОГИИ»


Запишите внешнее строение круглых червей.

Форма тела ______________________________________

Покровы ________________________________________

Длина тела ______________________________________

Выросты на теле _________________________________

Органы на переднем конце ________________________

Органы на заднем конце __________________________























Инструкционная карточка для третьей группы.

Отдел «АНАТОМИИ»


Запишите внутреннее строение круглых червей.


































-Отдел «ФИЗИОЛОГИИ»




Инструкционная карточка для четвёртой группы.

Запишите Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1.Движение ______________________________________________________________

2.Питание _______________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.Дыхание _______________________________________________________________

4.Кровообращение ________________________________________________________

5.Выделение _____________________________________________________________

6.Чувствительность _______________________________________________________

________________________________________________________________________

7.Размножение ___________________________________________________________

________________________________________________________________________




















Приложение 2.

Информационный текст

Человеческая аскарида — это червь-паразит, который обитает в кишечнике человека. Эта паразитарная инфекция встречается у детей и взрослых, базируется и размножается в тонком кишечнике.

Аскариды в кишечнике двигаются свободно, не закрепляясь на его стенках, поэтому они не остаются в кале после дефекации, что значительно усложняет процесс первичной диагностики.

Иногда во время лабораторного исследования в каловых массах обнаруживают яйца аскарид, однако так случается на всегда, поэтому для распознавания заболевания используются более эффективные исследовательские методики.

Обычные аскариды - круглые черви, тело которых имеет заостренную веретенообразную форму. Самка и самец аскариды отличаются друг от друга размерами: самцы имеют сравнительно небольшую длину, а самка аскариды может достигать 40 см, будучи взрослой особью. Длина самца обычно не превышает 20-25 см. Отличить самца от самки можно также по форме туловища: у самца аскариды конец туловища имеет характерный изгиб.

Всего за одни сутки самка, обитающая в тонком кишечнике, способна отложить 200 и боле тысяч яиц, многие из которых окажутся оплодотворенными. Личинка из зрелого яйца вызревает в среднем в течение месяца. После этого, если человек случайно проглотит созревшую личинку аскариды, наступит паразитарная инвазия.

Самый распространенный путь заражения — через грязные руки. Пренебрежение правилами личной гигиены повышает риск приобретения паразитарной инфекции. Яйца аскарид долго сохраняются в почве, поэтому врачи выделяют следующие опасные факторы, способствующие заражению:

  • Сырая вода из водопровода, рек и водоемов

  • Немытые фрукты и овощи

  • Пища, не обработанная термически

  • Грязные руки

  • Работа в антисанитарных условиях

Также в группе риска — садоводы, которые постоянно имеют непосредственный контакт с землей. Для того чтобы избежать заболевания, им необходимо особенно тщательно следить за гигиеной. Заразиться аскаридами можно и ребенку, если яйца гельминтов обнаружатся в детской песочнице.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!