СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Круглые черви.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме "Тип Круглые черви"

Просмотр содержимого документа
«Тип Круглые черви.»

Урок биологии в 7 классе по теме  «Круглые черви»

 Тип урока: комбинированный.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

Задачи:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося



Предм.-информ. составл.

Деят.-коммун. составл.

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические  методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов  методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

Ход урока:

I.Организационный момент:    Учитель напоминает тему прошлого урока.

                                                                                                                     (2 мин)

II.Проверка знаний

 III. Изучение нового материала: 25 минут

 Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;

  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;

  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

 

  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.

  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.

  • Разделение полов.

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы  хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Задание на дом: самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).

Для слабых учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот →  ротовая полость  →глотка → … → …→ ... У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Одноклеточные …

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

 – Осязания: ...

- Органы  хим-го чувства: ...

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. …  … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для сильных учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела


2. Пищеварительная система


3. Выделительная система


4.Нервная система.

Органы чувств.


5. Половая система


6. Дыхательная и кровеносная


  1. Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель задаёт вопрос: «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;

  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

  5. очень большая плодовитость.

Почва:

  1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).

  2. В яйце развивается личинка первого возраста.

  3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).

  4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.

  5. Проглатывается.

Человек:

  1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.

  2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.

  3. Две линьки:  1-ая: на 5-6-й день,   2-ая: на 10-й день.

  4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

  5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

  6. Проходит через пищевод.

  7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)

  8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Отвечают:

  1. Истощают организм хозяина;

  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

  3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

 Учитель: «Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумайте о мерах профилактики».

 Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

                                         Пути заражения

  • Речная вода    

  • Мухи    

  • Немытые руки  

  •  Плохо промытые фрукты и овощи

  • Домашние животные

                                        Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.

  • Вести борьбу с мухами.

  • Выделенных аскарид сжигать.

  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

  • Соблюдать чистоплотность:  

- мыть руки перед едой;  

     - не грызть ногтей и не чистить их зубами;  

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

2 вариант: презентация «Пути заражения и меры профилактики».

     IV. Домашнее задание: 3 мин.

А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви»;

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

  • подготовить сообщения о других представителях типа;

  • составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики.

Дополнительный материал:

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Филярия: вызывает «слоновую болезнь»

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Записать:

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!