СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь для практических работ по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь  для практических работ по географии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для практических работ по географии 8 класс»






Тетрадь

для практических работ

по географии

учени_____ 8 класса «___»

МКОУ «Печениченская ОШ»


______________________________

______________________________




2017-18 уч.год




Практические работы. 8 класс.


Пособие для учащихся


1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран

2. Определение поясного времени для разных городов России

3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых (Р/к)

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов

страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

6. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климматограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

7. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Смоленская область

* Определение по картам ГП территории.

* Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.


Составила: Трищенкова Вера Александровна, учитель географии МКОУ «Печениченская ОШ»









Практические работы по географии 8 класс

Практическая работа №1.

Оценка географического положения Российской Федерации.

Сравнение географического положения России и других стран.


Цель работы:

- определение особенностей географического положения России;

- формирование знаний об особенностях ГП России

(работа предусматривает определение ФГП и ЭГП России)

Оборудование: атлас, учебник, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1. Нанести границу России.

2. Определить положение России по отношению к другим странам.

На к/к надписать названия и столицы всех пограничных государств (Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка). Отметить протяжённость государственной границы с этими государствами.

3. Определить географические координаты крайних точек и обозначить их на карте, площадь и наибольшую протяжённость территории с севера на юг и с запада на восток.

4. Обозначить моря и океаны, заливы и проливы, омывающие Россию

5. Сделать общий вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт

географического положения, заполнив таблицу:

Отрицательные черты

географического положения России

Положительные черты

географического положения России










Общий вывод об особенностях ГП России и его изменении во времени:





6.Сравните ГП России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая.

План сравнения

РОССИЯ

КАНАДА

США

КИТАЙ

Количество

стран соседей





Морские границы

и возможность использования





Климатические условия





Вывод о ГП России






Практическая работа.

Административно-территориальное устройство России.


Цель работы: формирование умений работать с политико-административной картой России, развивать знания о географическом положении субъектов России.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1. На к/к нанести границу Российской Федерации, подписать названия федеральных округов, входящих в её состав.

2. Используя контурную политико-административную карту, подписать названия и столицы республик, автономные округа и автономную область входящих в состав Российской Федерации.


Практическая работа № 2.

Определение поясного времени для разных городов России.


Цель: формирование умений определять поясное и местное время, разницу во времени между различными городами.


Ход работы:

1. Дать определения понятий:

местное время –

_____________________________________________________________________________________

поясное время –

_____________________________________________________________________________________

летнее время –

_____________________________________________________________________________________

линия перемены дат –

_____________________________________________________________________________________

Как изменится число месяца, если:

а) пересечь эту линию с запада на восток –

_____________________________________________________________________________________

б) пересечь с востока на запад –

_____________________________________________________________________________________

2. Решите задачи по плану (пример решения - рассчитайте поясное время в Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10ч.)


Задача 1. Определите время в Москве, если во Владивостоке 11ч.

План

Ярославль

Якутск

Владивосток

Москва

Определите долготу каждого

из выбранных городов

40 в.д.

130 в.д.



Вычислите разницу долготы


130-40=90


Рассчитайте количество часовых

поясов разъединяющих эти города

90:15=6



Определите время в городе


9+6=15ч

11ч



Задача 2. Определите поясное время в Магадане, если в Екатеринбурге 5ч.

План

Ярославль

Якутск

Екатеринбург

Магадан

Определите, в каких часовых

поясах находятся данные пункты

2

8



Определите разницу между

часовыми поясами

8-2=6


Определите поясное время в пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, а к востоку

увеличивается.

10ч

10+6=16ч

?

Дополнительное задание:1.Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?





Практическая работа № 3.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом

и размещением основных групп полезных ископаемых


Цель: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; расширение знаний учащихся о понимании зависимости между тектоническим строением, рельефом и типом полезных ископаемых, преобладающих на территории. (Работа проводится с тектонической и физической картами.)

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

  1. Сравнить содержание тектонической и физической карт.

  2. Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях страны

  3. Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщить в форме таблицы.

  4. Вывод сформулировать самостоятельно и записать в тетради.

Форма рельефа


Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина



Западно-Сибирская равнина



Среднесибирское плоскогорье



Восточный Саян



Хребет Черского



Урал




Кавказ




Срединный хребет



Выводы

об установленной

зависимости




5. Используя тектоническую карту атласа, обозначьте цветом древние платформы с выступами кристаллического фундамента (щиты) и плиты молодых платформ на территории России и пограничных государств. Цветом покажите области молодой (кайнозойской) складчатости.

6. Используя физическую карту атласа, надпишите крупные горы с их вершинами и равнины на территории России.

7.Объясни понятия:

тектоническая карта -_____________________________________________________________________________________


платформа-_____________________________________________________________________________________


щит-_____________________________________________________________________________________


плита-_______________________________________________________________________________


Практическая работа № 4.

Определение по картам закономерностей распределение солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны.


Цель: формирование умения работать с различными типами климатических карт.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1.Используя карты учебника и атласа, заполните таблицу.

Город

(район)

Суммарная солнечная радиация ккал/см²

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

К=О:И

Увлажнение

Архангельск






Астрахань






Вывод о причинах различия



2. Определите по климатическим картам суммарную радиацию и коэффициент увлажнения для населённых пунктов России, расположенных в различных природных зонах, заполните таблицу и сделайте вывод о зависимости между типом растительности и увлажнении территории.


населённые пункты в различных природных зонах

суммарная радиация.

ккал/см2

годовое количество

осадков, мм

испаряемость,

мм

коэффициент

увлажнения

увлажнение

1

г.Мурманск

зона тундры и лесотундры

60

500

400

более 1

избыточное


мхи, лишайники, кустарнички, низкорослые берёзы, ели, черника, голубика, осока

2

г.Сургут


тайга







3

г.Москва

смешанные и широколиственные леса











4

г.Оренбург


лесостепи и степи







5

г.Астрахань

полупустыни и пустыни







6

гСочи


влажные субтропики











Вывод (сопоставить 1 и 2 графы):



Вывод (сопоставить графы по увлажнению территорий):



3. Дайте определения следующих понятий:

Суммарная радиация-_____________________________________________________________________________________

Испарение-_____________________________________________________________________________________

Испаряемость-_____________________________________________________________________________________

Коэффициент увлажнения-_____________________________________________________________________________________



Практическая работа № 5

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Цель: формирование умение оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из

природных районов.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1. Используя карты атласа, заполните таблицу.

Природный район

Климат.

пояс

Черты климата

Влияние климата

на деятельность человека

t января


t июля

Осадки


К увл.

способствует

затрудняет

Север Восточно-Европейской

равнины








Центральная часть Восточно-

Европейской равнины








Юг Восточно-

Европейской

равнины








Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека?





2. Проведите оценку природных условий на севере Восточной Сибири (район г. Норильска) (фронтальная работа).

Последовательность оценки:

1. особенности географического положения территории -

2. особенности климата (клим. пояс, t января, июля, год. кол-во осадков, особенности зимы, лета) -

3. внутренние воды -

4. наличие и разнообразие природных ресурсов -

7. особенности ведения сельского хозяйства и развития промышленности -

8. плотность населения по сравнению с прилегающими территориями -

9. общий вывод об условиях жизни деятельности населения в конкретных природных условиях, другие особенности приспособление человека (питание, одежда, жилище особенности быта) –





3. Используя карты атласа, оцените условия жизни, разнообразие природных ресурсов и хозяйственной деятельности, особенности быта населения в одном из районов европейской и азиатской частей России по выбору. Полученные данные оформите в виде таблицы.


географическое положение

территории

плотность

территории

оценка

климата

тип почвы

биосфера

природные ресурсы

особенности быта и хозяйственной

деятельности населения

Европейская часть России


Центральный район




____

чел/км2

ср. Т января



растительность



ср. Т июля


животный мир


осадки


Азиатская часть России


республика Якутия(Саха)



____

чел/км2

ср. Т января



растительность



ср. Т июля

животный мир


осадки

Общий вывод









Практическая работа № 6.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.


Цель: формирование умений составлять развернутую характеристику реки по плану, используя различные источники информации.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1. Используя текст учебника, карты учебника и атласа составьте характеристику реки по плану


План

Волга

Лена

Обь

Исток реки

Валдайская возвышенность



Направление течения

с севера на юг



Устье реки

Каспийское море



К бассейну, какого океана принадлежит

Внутренний сток



Источники питания

Снеговое, дождевое



Тип водного режима

Весеннее половодье



Падение реки

(высота истока - высота устья)

226-(-28) = 254м



Уклон реки

(падение реки : длину)

254:3351=7,2см/км²



Начало ледостава


Ноябрь



Начало весеннего ледохода

Конец марта



Возможность хозяйственного использования

Источник пресной воды, транспортная магистраль, использование рыбных и гидроэнергетических запасов



2. Заполните таблицу, характеризуя наиболее крупные реки России.

1. Амур – длина 4416 км 3. Обь (с Катунью) – 4338 км 5. Волга – 3530 км

2. Лена – 4400 км 4. Иртыш – 4248 км 6. Енисей – 3487 км


название

реки

бассейн и длина

падение реки

питание

реки

режим реки

биологические ресурсы

экологические проблемы

хозяйственное использование

половодье

межень

паводок


Амур














Лена














Обь

(с Катунью)












Иртыш













Волга













Енисей














Практическая работа № 7.

Анализ физической карты и карт компонентов природы

для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.


Цель: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

используя текст учебника и карты атласа, заполните таблицу по 3 природным зонам

Природная зона

Географическое положение

Особенности

климата

Почвы

Растительный

мир

Животный мир

Хозяйственная деятельность


арктические пустыни



t января

t июля

Год. кол-во осадков


Зима:



Лето:








тайга





t января

t июля

Год. кол-во осадков


Зима:



Лето:





степи




t января

t июля

Год. кол-во осадков


Зима:



Лето:






Вывод о зависимости между компонентами природы в разных природных зонах

(причины изменения видового состава растительности и животного мира, почвы и растительности):






Практическая работа № 8

Определение и анализ основных статистических показателей,

характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.


Цель: формировать умение анализировать статистические показатели, характеризующие население страны и и отдельных территорий ; работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

Сравните основные демографические показатели, характерные для России, своей области, города. Занесите данные в таблицу.


Демографические показатели

Россия


Смоленская область

1. Население, млн. чел.




2. Площадь, тыс. км2




3. Плотность населения, тыс./км2




4. Численность городского населения, млн. чел.




5. Доля городского населения, %




6. Численность сельского населения, млн. чел.




7. Доля сельского населения, %




8. Рождаемость (%0)




9. Смертность (%0)




10. Естественный прирост населения (%0)





Регионы

Численность населения

Сельское

население

Площадь

Россия

145 000 000

27%

17,1 млн. км²

Москва

10 382 754

0

1 000 км²


Практическая работа №9

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.


Цель работы: формирование умений работать с картами атласа и делать вывод по выращиванию основных культур, главных районов животноводства.

Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта


Ход работы:

1. Вспомните, какие климатические пояса и области находятся на территории России. Как изменяется количество тепла и влаги с севера на юг и с запада на восток по территории России? Дайте письменный ответ.






2. Нанесите на к/к районы выращивания зерновых и технических культур. Заполните таблицу и напишите вывод по выращиванию основных культур.


Культура

Районы выращивания

Пшеница озимая


Пшеница яровая


Рожь


Ячмень и овёс


Рис


Просо


Гречиха


Лён-долгунец


Подсолнечник


Сахарная свекла


Картофель


Соя


Горчица


Вывод:





Региональный компонент Практические работы

Определение по картам географического положения территории (по Смоленской области).


Цель: Установить особенности географического положения Смоленской области.

Оборудование: атлас «Смоленская область область», контурные карты «Смоленская область», настенная карта


Ход работы:

1. Определите положение территории своей области по отношению к другим республикам, краям, областям, государствам.

На к/к нанесите границу области и подпишите названия пограничных районов.

2. Пользуясь масштабом карты, определите протяжённость территории с севера на юг и с запада на восток

3. Найдите и обозначьте географический центр области по координатам ….. северной широты и …../ восточной долготы.

4. Сделайте общий вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения, заполнив таблицу:


Положительные черты

географического положения Смоленской области

Отрицательные черты

географического положения Смоленской области

















Общий вывод об особенностях ГП Смоленской области и его изменении во времени:







Рельеф и минеральные ресурсы.

Цель работы: формирование умений комплексного использования карт атласа для выявления связи между рельефом и полезными ископаемыми.

Оборудование: атлас «Смоленская область», контурные карты «Смоленская область », настенная карта «Смоленская область »


Ход работы:

1. Обозначьте цифрами и подпишите основные геоморфологические зоны: западные низкие предгорья, западные высокие предгорья, центрально-горная зона, восточные предгорья, зауральский пенеплен, Западно-Сибирская низменность.

2. Надпишите названия основных форм рельефа.

3. Определите высотное положение своего района, дайте характеристику его поверхности.

4. Нанесите на карту важнейшие месторождения полезных ископаемых.





Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Цель: ознакомление с состоянием окружающей среды и подходами к рациональному природопользованию.

Оборудование: атлас «Смоленская область », настенная карта


Ход работы: используя карты атласа Смоленской области и дополнительную литературу:

  1. Укажите основные источники загрязнения окружающей среды в Смоленской области.

  2. Укажите районы с наиболее напряженной экологической ситуацией.

  3. Укажите города с критической экологической ситуацией

  4. Укажите города – зоны экологического бедствия.

  5. Приведите примеры мероприятий, проводимых с целью охраны природы.


Источники загрязнения окружающей среды

Районы с наиболее напряженной экологической ситуацией.

Города с критической экологической ситуацией

Города – зоны экологического бедствия.

Мероприятия






















Использованная литература

1.В.И.Сиротин Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 класс): Пособие для учителя – М.:АРКТИ, 2003.

2. Румынина Н.С. , Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 класс/под ред. Бариновой – М.: Школа-пресс, 2001.


































































































Условные обозначения:











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!