Тетрадь
для практических работ
по географии
учени_____ 8 класса «___»
МКОУ «Печениченская ОШ»
______________________________
______________________________
2017-18 уч.год
Практические работы. 8 класс.
Пособие для учащихся
1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран
2. Определение поясного времени для разных городов России
3. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых (Р/к)
4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны
5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов
страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
6. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климматограмм, определение возможностей её хозяйственного использования
7. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах
8. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий
9. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
Смоленская область
* Определение по картам ГП территории.
* Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.
Составила: Трищенкова Вера Александровна, учитель географии МКОУ «Печениченская ОШ»
Практические работы по географии 8 класс
Практическая работа №1.
Оценка географического положения Российской Федерации.
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель работы:
- определение особенностей географического положения России;
- формирование знаний об особенностях ГП России
(работа предусматривает определение ФГП и ЭГП России)
Оборудование: атлас, учебник, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1. Нанести границу России.
2. Определить положение России по отношению к другим странам.
На к/к надписать названия и столицы всех пограничных государств (Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка). Отметить протяжённость государственной границы с этими государствами.
3. Определить географические координаты крайних точек и обозначить их на карте, площадь и наибольшую протяжённость территории с севера на юг и с запада на восток.
4. Обозначить моря и океаны, заливы и проливы, омывающие Россию
5. Сделать общий вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт
географического положения, заполнив таблицу:
Отрицательные черты географического положения России | Положительные черты географического положения России |
| |
Общий вывод об особенностях ГП России и его изменении во времени: |
6.Сравните ГП России с положение крупнейших по площади стран мира – Канады, США, Китая.
План сравнения | РОССИЯ | КАНАДА | США | КИТАЙ |
Количество стран соседей | | | | |
Морские границы и возможность использования | | | | |
Климатические условия | | | | |
Вывод о ГП России | |
Практическая работа.
Административно-территориальное устройство России.
Цель работы: формирование умений работать с политико-административной картой России, развивать знания о географическом положении субъектов России.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1. На к/к нанести границу Российской Федерации, подписать названия федеральных округов, входящих в её состав.
2. Используя контурную политико-административную карту, подписать названия и столицы республик, автономные округа и автономную область входящих в состав Российской Федерации.
Практическая работа № 2.
Определение поясного времени для разных городов России.
Цель: формирование умений определять поясное и местное время, разницу во времени между различными городами.
Ход работы:
1. Дать определения понятий:
местное время –
_____________________________________________________________________________________
поясное время –
_____________________________________________________________________________________
летнее время –
_____________________________________________________________________________________
линия перемены дат –
_____________________________________________________________________________________
Как изменится число месяца, если:
а) пересечь эту линию с запада на восток –
_____________________________________________________________________________________
б) пересечь с востока на запад –
_____________________________________________________________________________________
2. Решите задачи по плану (пример решения - рассчитайте поясное время в Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10ч.)
Задача 1. Определите время в Москве, если во Владивостоке 11ч.
План | Ярославль | Якутск | Владивосток | Москва |
Определите долготу каждого из выбранных городов | 40 в.д. | 130 в.д. | | |
Вычислите разницу долготы | 130-40=90 | |
Рассчитайте количество часовых поясов разъединяющих эти города | 90:15=6 | | |
Определите время в городе | 9ч | 9+6=15ч | 11ч | |
Задача 2. Определите поясное время в Магадане, если в Екатеринбурге 5ч.
План | Ярославль | Якутск | Екатеринбург | Магадан |
Определите, в каких часовых поясах находятся данные пункты | 2 | 8 | | |
Определите разницу между часовыми поясами | 8-2=6 | |
Определите поясное время в пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, а к востоку увеличивается. | 10ч | 10+6=16ч | 5ч | ? |
Дополнительное задание:1.Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
Практическая работа № 3.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом
и размещением основных групп полезных ископаемых
Цель: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; расширение знаний учащихся о понимании зависимости между тектоническим строением, рельефом и типом полезных ископаемых, преобладающих на территории. (Работа проводится с тектонической и физической картами.)
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
Сравнить содержание тектонической и физической карт.
Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях страны
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщить в форме таблицы.
Вывод сформулировать самостоятельно и записать в тетради.
Форма рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые |
Восточно-Европейская равнина | | |
Западно-Сибирская равнина | | |
Среднесибирское плоскогорье | | |
Восточный Саян | | |
Хребет Черского | | |
Урал | | |
Кавказ | | |
Срединный хребет | | |
Выводы об установленной зависимости | |
5. Используя тектоническую карту атласа, обозначьте цветом древние платформы с выступами кристаллического фундамента (щиты) и плиты молодых платформ на территории России и пограничных государств. Цветом покажите области молодой (кайнозойской) складчатости.
6. Используя физическую карту атласа, надпишите крупные горы с их вершинами и равнины на территории России.
7.Объясни понятия:
тектоническая карта -_____________________________________________________________________________________
платформа-_____________________________________________________________________________________
щит-_____________________________________________________________________________________
плита-_______________________________________________________________________________
Практическая работа № 4.
Определение по картам закономерностей распределение солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны.
Цель: формирование умения работать с различными типами климатических карт.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1.Используя карты учебника и атласа, заполните таблицу.
Город (район) | Суммарная солнечная радиация ккал/см² | Годовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения К=О:И | Увлажнение |
Архангельск | | | | | |
Астрахань | | | | | |
Вывод о причинах различия | |
2. Определите по климатическим картам суммарную радиацию и коэффициент увлажнения для населённых пунктов России, расположенных в различных природных зонах, заполните таблицу и сделайте вывод о зависимости между типом растительности и увлажнении территории.
населённые пункты в различных природных зонах | суммарная радиация. ккал/см2 | годовое количество осадков, мм | испаряемость, мм | коэффициент увлажнения | увлажнение |
1 | г.Мурманск зона тундры и лесотундры | 60 | 500 | 400 | более 1 | избыточное |
мхи, лишайники, кустарнички, низкорослые берёзы, ели, черника, голубика, осока |
2 | г.Сургут тайга | | | | | |
|
3 | г.Москва смешанные и широколиственные леса | | | | | |
| | | | |
4 | г.Оренбург лесостепи и степи | | | | | |
|
5 | г.Астрахань полупустыни и пустыни | | | | | |
|
6 | гСочи влажные субтропики | | | | | |
| | | | |
Вывод (сопоставить 1 и 2 графы): | Вывод (сопоставить графы по увлажнению территорий): |
3. Дайте определения следующих понятий:
Суммарная радиация-_____________________________________________________________________________________
Испарение-_____________________________________________________________________________________
Испаряемость-_____________________________________________________________________________________
Коэффициент увлажнения-_____________________________________________________________________________________
Практическая работа № 5
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Цель: формирование умение оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из
природных районов.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1. Используя карты атласа, заполните таблицу.
Природный район | Климат. пояс | Черты климата | Влияние климата на деятельность человека |
t января | t июля | Осадки | К увл. | способствует | затрудняет |
Север Восточно-Европейской равнины | | | | | | | |
Центральная часть Восточно- Европейской равнины | | | | | | | |
Юг Восточно- Европейской равнины | | | | | | | |
Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека?
|
2. Проведите оценку природных условий на севере Восточной Сибири (район г. Норильска) (фронтальная работа).
Последовательность оценки:
1. особенности географического положения территории -
2. особенности климата (клим. пояс, t января, июля, год. кол-во осадков, особенности зимы, лета) -
3. внутренние воды -
4. наличие и разнообразие природных ресурсов -
7. особенности ведения сельского хозяйства и развития промышленности -
8. плотность населения по сравнению с прилегающими территориями -
9. общий вывод об условиях жизни деятельности населения в конкретных природных условиях, другие особенности приспособление человека (питание, одежда, жилище особенности быта) –
3. Используя карты атласа, оцените условия жизни, разнообразие природных ресурсов и хозяйственной деятельности, особенности быта населения в одном из районов европейской и азиатской частей России по выбору. Полученные данные оформите в виде таблицы.
географическое положение территории | плотность территории | оценка климата | тип почвы | биосфера | природные ресурсы | особенности быта и хозяйственной деятельности населения |
Европейская часть России Центральный район | ____ чел/км2 | ср. Т января | | растительность | | |
ср. Т июля |
животный мир |
осадки |
Азиатская часть России республика Якутия(Саха) | ____ чел/км2 | ср. Т января | | растительность | | |
ср. Т июля |
животный мир |
осадки |
Общий вывод | |
Практическая работа № 6.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Цель: формирование умений составлять развернутую характеристику реки по плану, используя различные источники информации.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1. Используя текст учебника, карты учебника и атласа составьте характеристику реки по плану
План | Волга | Лена | Обь |
Исток реки | Валдайская возвышенность | | |
Направление течения | с севера на юг | | |
Устье реки | Каспийское море | | |
К бассейну, какого океана принадлежит | Внутренний сток | | |
Источники питания | Снеговое, дождевое | | |
Тип водного режима | Весеннее половодье | | |
Падение реки (высота истока - высота устья) | 226-(-28) = 254м | | |
Уклон реки (падение реки : длину) | 254:3351=7,2см/км² | | |
Начало ледостава | Ноябрь | | |
Начало весеннего ледохода | Конец марта | | |
Возможность хозяйственного использования | Источник пресной воды, транспортная магистраль, использование рыбных и гидроэнергетических запасов | | |
2. Заполните таблицу, характеризуя наиболее крупные реки России.
1. Амур – длина 4416 км 3. Обь (с Катунью) – 4338 км 5. Волга – 3530 км
2. Лена – 4400 км 4. Иртыш – 4248 км 6. Енисей – 3487 км
название реки | бассейн и длина | падение реки | питание реки | режим реки | биологические ресурсы | экологические проблемы | хозяйственное использование |
половодье | межень | паводок |
Амур | | | | | | | | | |
Лена | | | | | | | | | |
Обь (с Катунью) | | | | | | | | | |
Иртыш | | | | | | | | | |
Волга | | | | | | | | | |
Енисей | | | | | | | | | |
Практическая работа № 7.
Анализ физической карты и карт компонентов природы
для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.
Цель: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
используя текст учебника и карты атласа, заполните таблицу по 3 природным зонам
Природная зона | Географическое положение | Особенности климата | Почвы | Растительный мир | Животный мир | Хозяйственная деятельность |
арктические пустыни | | t января t июля Год. кол-во осадков Зима: Лето: | | | | |
тайга | | t января t июля Год. кол-во осадков Зима: Лето: | | | | |
степи | | t января t июля Год. кол-во осадков Зима: Лето: | | | | |
Вывод о зависимости между компонентами природы в разных природных зонах
(причины изменения видового состава растительности и животного мира, почвы и растительности):
Практическая работа № 8
Определение и анализ основных статистических показателей,
характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: формировать умение анализировать статистические показатели, характеризующие население страны и и отдельных территорий ; работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
Сравните основные демографические показатели, характерные для России, своей области, города. Занесите данные в таблицу.
Демографические показатели | Россия | Смоленская область |
1. Население, млн. чел. | | |
2. Площадь, тыс. км2 | | |
3. Плотность населения, тыс./км2 | | |
4. Численность городского населения, млн. чел. | | |
5. Доля городского населения, % | | |
6. Численность сельского населения, млн. чел. | | |
7. Доля сельского населения, % | | |
8. Рождаемость (%0) | | |
9. Смертность (%0) | | |
10. Естественный прирост населения (%0) | | |
Регионы | Численность населения | Сельское население | Площадь |
Россия | 145 000 000 | 27% | 17,1 млн. км² |
Москва | 10 382 754 | 0 | 1 000 км² |
Практическая работа №9
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.
Цель работы: формирование умений работать с картами атласа и делать вывод по выращиванию основных культур, главных районов животноводства.
Оборудование: атлас, инструктивная карта по выполнению работы или Рабочая тетрадь, настенная карта
Ход работы:
1. Вспомните, какие климатические пояса и области находятся на территории России. Как изменяется количество тепла и влаги с севера на юг и с запада на восток по территории России? Дайте письменный ответ.
2. Нанесите на к/к районы выращивания зерновых и технических культур. Заполните таблицу и напишите вывод по выращиванию основных культур.
Культура | Районы выращивания |
Пшеница озимая | |
Пшеница яровая | |
Рожь | |
Ячмень и овёс | |
Рис | |
Просо | |
Гречиха | |
Лён-долгунец | |
Подсолнечник | |
Сахарная свекла | |
Картофель | |
Соя | |
Горчица | |
Вывод:
Региональный компонент Практические работы
Определение по картам географического положения территории (по Смоленской области).
Цель: Установить особенности географического положения Смоленской области.
Оборудование: атлас «Смоленская область область», контурные карты «Смоленская область», настенная карта
Ход работы:
1. Определите положение территории своей области по отношению к другим республикам, краям, областям, государствам.
На к/к нанесите границу области и подпишите названия пограничных районов.
2. Пользуясь масштабом карты, определите протяжённость территории с севера на юг и с запада на восток
3. Найдите и обозначьте географический центр области по координатам ….. северной широты и …../ восточной долготы.
4. Сделайте общий вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения, заполнив таблицу:
Положительные черты географического положения Смоленской области | Отрицательные черты географического положения Смоленской области |
| |
Общий вывод об особенностях ГП Смоленской области и его изменении во времени: |
Рельеф и минеральные ресурсы.
Цель работы: формирование умений комплексного использования карт атласа для выявления связи между рельефом и полезными ископаемыми.
Оборудование: атлас «Смоленская область», контурные карты «Смоленская область », настенная карта «Смоленская область »
Ход работы:
1. Обозначьте цифрами и подпишите основные геоморфологические зоны: западные низкие предгорья, западные высокие предгорья, центрально-горная зона, восточные предгорья, зауральский пенеплен, Западно-Сибирская низменность.
2. Надпишите названия основных форм рельефа.
3. Определите высотное положение своего района, дайте характеристику его поверхности.
4. Нанесите на карту важнейшие месторождения полезных ископаемых.
Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.
Цель: ознакомление с состоянием окружающей среды и подходами к рациональному природопользованию.
Оборудование: атлас «Смоленская область », настенная карта
Ход работы: используя карты атласа Смоленской области и дополнительную литературу:
Укажите основные источники загрязнения окружающей среды в Смоленской области.
Укажите районы с наиболее напряженной экологической ситуацией.
Укажите города с критической экологической ситуацией
Укажите города – зоны экологического бедствия.
Приведите примеры мероприятий, проводимых с целью охраны природы.
Источники загрязнения окружающей среды | Районы с наиболее напряженной экологической ситуацией. | Города с критической экологической ситуацией | Города – зоны экологического бедствия. | Мероприятия |
| | | | |
Использованная литература
1.В.И.Сиротин Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 класс): Пособие для учителя – М.:АРКТИ, 2003.
2. Румынина Н.С. , Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 класс/под ред. Бариновой – М.: Школа-пресс, 2001.
Условные обозначения: