СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в 5-11 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в 5-11 классе В презентации рассмотрены вопросы:что такое коллективная форма, организации учебной работы, виды работ, особенности, признаки, план организации коллективной формы работы учебной деятельности, приемы ее организации на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в 5-11 классе»

Теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в 5-11 классе Учитель математики  МКОУ «Волчихинская СШ№2» Бакута Е.П. 2013-2014 г.

Теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности при обучении математике в 5-11 классе

Учитель математики

МКОУ «Волчихинская СШ№2» Бакута Е.П.

2013-2014 г.

Обучение - есть общение где происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность . Рассматривая четыре структуры общения, выделяют четыре

Обучение - есть общение

  • где происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.
  • Самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность .
  • Рассматривая четыре структуры общения, выделяют четыре
Формы организации учебной работы:   1. опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;  2. общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;

Формы организации учебной работы:

1. опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;

2. общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;

3. групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;  4. общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы .

3. групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;

4. общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы .

Однако, не совсем ясно,  почему общение в паре – индивидуальная форма, а общение в динамических парах – коллективная? Кроме того, определение структуры группового общения (более двух человек) не позволяет разграничить фронтальную, коллективную и групповую формы учебной работы, так как все они, согласно данному выше определению, относятся к этой структуре общения. Можно согласиться с тем, что общение в динамических парах есть один из видов коллективной формы учебной деятельности учащихся.

Однако, не совсем ясно,

почему общение в паре – индивидуальная форма, а общение в динамических парах – коллективная?

Кроме того, определение структуры группового общения (более двух человек) не позволяет разграничить фронтальную, коллективную и групповую формы учебной работы, так как все они, согласно данному выше определению, относятся к этой структуре общения.

Можно согласиться с тем, что общение в динамических парах есть один из видов коллективной формы учебной деятельности учащихся.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры.  Но культура многоуровневая, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые учащийся осваивает различные слои культуры.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива.

Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры.

Но культура многоуровневая, разнородна.

И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые учащийся осваивает различные слои культуры.

Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский:  «Новый тип обобщения требует нового типа общения» . Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребенка к активной позиции учащегося, то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.

Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский:

«Новый тип обобщения требует нового типа общения» .

Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом,

готовящее ребенка к активной позиции учащегося,

то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.

Д.Б. Эльконин и др. считают, что все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки . Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения.

Д.Б. Эльконин и др. считают,

что все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок».

При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки .

Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения.

Определение коллективной формы организации учебной деятельности    коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Определение коллективной формы организации учебной деятельности

коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и  постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса  при минимальной затрате времени учителя.

Коллективные виды работы делают урок более

  • интересным, живым,
  • воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду,
  • активизируют мыслительную деятельность,
  • дают возможность многократно повторять материал,
  • помогают учителю объяснять и
  • постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса
  • при минимальной затрате времени учителя.
Основной особенностью коллективной работы является:   общая цель деятельности учащихся, взаимодействие учащихся друг с другом,  их общение в ходе выполнения задания и частичный контроль за деятельностью учащихся самими учащимися, большая степень самостоятельности школьников по сравнению с фронтальной формой.

Основной особенностью коллективной работы является:

  • общая цель деятельности учащихся,
  • взаимодействие учащихся друг с другом,
  • их общение в ходе выполнения задания
  • и частичный контроль за деятельностью учащихся самими учащимися,
  • большая степень самостоятельности школьников по сравнению с фронтальной формой.

Фронтальная и коллективная формы деятельности учащихся – это различные самостоятельные способы организации.  Они имеют некоторые общие признаки, но в целом они различны. То есть от учителя и учащихся требуются различные умения по организации каждой из указанных форм учебной деятельности на уроке.
  • Фронтальная и коллективная формы деятельности учащихся – это различные самостоятельные способы организации.

Они имеют некоторые общие признаки, но в целом они различны. То есть от учителя и учащихся требуются различные умения по организации каждой из указанных форм учебной деятельности на уроке.

Признаки коллективной формы учебной деятельности на уроках математики   1. перед всеми учащимися одновременно поставлена цель, как общая цель для всех; 2. учащиеся выполняют одинаковые задания; 3. в основе формы лежит коллективная деятельность учащихся класса, реализующая отношение «действия учителя – действия класса – действия ученика»;

Признаки коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

1. перед всеми учащимися одновременно поставлена цель, как общая цель для всех;

2. учащиеся выполняют одинаковые задания;

3. в основе формы лежит коллективная деятельность учащихся класса, реализующая отношение «действия учителя – действия класса – действия ученика»;

4. учащимся оказывается первый вид помощи со стороны учителя и взаимопомощь со стороны друг друга; 5. руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся; 6. подводятся итоги деятельности учащихся класса, как общий достигнутый результат всех учащихся.

4. учащимся оказывается первый вид помощи со стороны учителя и взаимопомощь со стороны друг друга;

5. руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся;

6. подводятся итоги деятельности учащихся класса, как общий достигнутый результат всех учащихся.

1 признак означает, что перед всеми учащимися ставится общая цель. Эта цель должна обязательно предполагать самостоятельное нахождение учащимися новых знаний (фактов, правил, свойств и т. п.) или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия. Ярким примером такой общей цели на уроках математики может служить доказательство теоремы, которое проводят сами ученики, или самостоятельное выявление каких-либо свойств.

1 признак означает, что перед всеми учащимися ставится общая цель. Эта цель должна обязательно предполагать самостоятельное нахождение учащимися новых знаний (фактов, правил, свойств и т. п.) или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.

Ярким примером такой общей цели на уроках математики может служить доказательство теоремы, которое проводят сами ученики, или самостоятельное выявление каких-либо свойств.

2 признак показывает, что содержание задания одинаково для всех учащихся (хотя иногда общее задание может распадаться на ряд мелких частных задач). Задания при коллективной форме должны удовлетворять ряду требований: задание должно обладать достаточной степенью проблемности; задание должно позволить учащимся сделать какое-либо обобщение; задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач; основу заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи; для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов. Исходя из выше указанных требований к заданиям при организации коллективной формы деятельности, можно заключить, что она способствует приобретению учащимися опыта поисковой деятельности, формирует их творческие способности, что особенно важно и необходимо при изучении такой науки, как математика.

2 признак показывает, что содержание задания одинаково для всех учащихся (хотя иногда общее задание может распадаться на ряд мелких частных задач).

Задания при коллективной форме должны удовлетворять ряду требований:

  • задание должно обладать достаточной степенью проблемности;
  • задание должно позволить учащимся сделать какое-либо обобщение;
  • задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;
  • основу заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;
  • для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов.

Исходя из выше указанных требований к заданиям при организации коллективной формы деятельности, можно заключить, что она способствует приобретению учащимися опыта поисковой деятельности, формирует их творческие способности, что особенно важно и необходимо при изучении такой науки, как математика.

3 признак является определяющим признаком коллективной формы как способа организации коллективной деятельности учащихся класса. В основе формы лежит «активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении».

3 признак является определяющим признаком коллективной формы как способа организации коллективной деятельности учащихся класса.

В основе формы лежит

«активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении».

4 признак характеризует некоторые отличия коллективной формы деятельности от фронтальной. При коллективной форме помимо одинаковой помощи со стороны учителя всем учащимся, оказывается взаимопомощь со стороны самих учащихся. Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей.  Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими товарищами. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других.

4 признак характеризует некоторые отличия коллективной формы деятельности от фронтальной.

При коллективной форме помимо одинаковой помощи со стороны учителя всем учащимся, оказывается взаимопомощь со стороны самих учащихся.

Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей.

Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими товарищами. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других.

5 признак показывает, что при коллективной форме учебной деятельности возрастает степень самостоятельности учащихся, по сравнению с фронтальной формой.  Учитель при руководстве процессом выполнения задания задает им цель, т.е. указывает конечный результат, к которому они должны прийти, ставит перед ними определенную проблему (создает проблемную ситуацию), но не указывает пути и средств достижения цели. Учащимся предстоит самим определить способ решения задачи или «открыть теорему».

5 признак показывает, что при коллективной форме учебной деятельности возрастает степень самостоятельности учащихся, по сравнению с фронтальной формой.

Учитель при руководстве процессом выполнения задания задает им цель, т.е. указывает конечный результат, к которому они должны прийти, ставит перед ними определенную проблему (создает проблемную ситуацию), но не указывает пути и средств достижения цели.

Учащимся предстоит самим определить способ решения задачи или «открыть теорему».

6 признак подчеркивает, что при коллективной форме следует подводить итоги деятельности всего класса, как общий достигнутый результат.  Чаще всего учитель высказывает суждения типа: «Какие вы сегодня молодцы, сами открыли теорему (правило, свойство и т. п.)» или «Ваш класс сделал сегодня открытие, которое имеет важное значение в математике. Впервые это открытие было сделано в таком-то году, тем то (далее может следовать краткая историческая справка)».  Т.е. учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям. Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждение задания, выдвижения ими гипотезы и проверки ее на конкретных примерах или обобщение ранее приобретенных знаний.

6 признак подчеркивает, что при коллективной форме следует подводить итоги деятельности всего класса, как общий достигнутый результат.

Чаще всего учитель высказывает суждения типа: «Какие вы сегодня молодцы, сами открыли теорему (правило, свойство и т. п.)» или «Ваш класс сделал сегодня открытие, которое имеет важное значение в математике. Впервые это открытие было сделано в таком-то году, тем то (далее может следовать краткая историческая справка)». 

Т.е. учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям.

Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждение задания, выдвижения ими гипотезы и проверки ее на конкретных примерах или обобщение ранее приобретенных знаний.

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики

Постановка перед учащимися задания для самостоятельного коллективного выполнения. 2. Первичное обсуждение задания, инструктаж учителя. 3. Организация коллективной деятельности учащихся класса по выполнению задания (взаимодействие учащихся друг с другом), составление учащимися плана решения задач под наблюдением учителя.
  • Постановка перед учащимися задания для самостоятельного коллективного выполнения.

2. Первичное обсуждение задания, инструктаж учителя.

3. Организация коллективной деятельности учащихся класса по выполнению задания (взаимодействие учащихся друг с другом), составление учащимися плана решения задач под наблюдением учителя.

4. Объединение полученных результатов, формирование учащимися нового знания как общего результата деятельности всех. 5. Оценка учителем выполнения задания. Подведение окончательных итогов. 6. Применение полученных результатов к решению других задач

4. Объединение полученных результатов, формирование учащимися нового знания как общего результата деятельности всех.

5. Оценка учителем выполнения задания. Подведение окончательных итогов.

6. Применение полученных результатов к решению других задач

Приемы организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики

Приемы организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики

Взаимные опросы Каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (ведущего опрос и проверяющего), то обучаемого. Смена заданий в четверках Объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками-заданиями происходит следующим образом: по горизонтали; по диагонали; по вертикали. Возможная смена заданий такова: выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.
  • Взаимные опросы

Каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (ведущего опрос и проверяющего), то обучаемого.

  • Смена заданий в четверках

Объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу.

Обмен карточками-заданиями происходит следующим образом:

  • по горизонтали;
  • по диагонали;
  • по вертикали.

Возможная смена заданий такова: выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.

«Ручеек»  Общение ребят идет внутри одного ряда Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки.
  • «Ручеек»

Общение ребят идет внутри одного ряда

Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учащихся в ряду.

Содержание карточек отличается друг от друга.

Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки.

Решение задач в динамической паре:

Сначала заготавливаются разные вопросы и задания по изучаемой теме.

Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех.

Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1.Один из работающих в паре задает вопросы по карточке, заготовленной учителем (например, дать определение, сформулировать какую-то теорему или свойство, решить задачу), другой пишет ответ на листочке.

2.Второй ученик (тот, который перед этим отвечал) задает вопросы по другой карточке, а первый отвечает.

3.Каждый берет листочек своего соседа и без подглядывания в карточку проверяет написанные им ответы.

4.Открывают карточку и проверяют второй раз (уже вместе).

5.Ученик, допустивший ошибки, под контролем соседа по парте, разбирается в своих ошибках и записывает их в тетрадь.

6.Снова берут листочки друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары.

Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

Решение задач в динамической паре: схема     Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах.
  • Решение задач в динамической паре: схема

Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и группах.

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.
  • Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока.
  • Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.
Методические приемы организации коллективной работы на этапе изучения нового материала : проблемная беседа, опыт, эксперимент, лабораторно-практическая работа, решение проблемно-поисковых задач

Методические приемы организации коллективной работы на этапе изучения нового материала :

  • проблемная беседа,
  • опыт,
  • эксперимент,
  • лабораторно-практическая работа,
  • решение проблемно-поисковых задач
Лабораторные и практические работы существуют для усиления прикладной и практической направленности курса математики и развития способностей учащихся к самостоятельным исследованиям.  Задания представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл: наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы.

Лабораторные и практические работы

существуют для усиления прикладной и практической направленности курса математики и развития способностей учащихся к самостоятельным исследованиям.

Задания представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл: наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы.

Выделяют следующие типы лабораторных и практических работ: 1) графические упражнения; 2) измерительные работы на местности; 3) работа с персональным компьютером. Подобные работы могут быть реализованы на уроке и дома.
  • Выделяют следующие типы лабораторных и практических работ:

1) графические упражнения;

2) измерительные работы на местности;

3) работа с персональным компьютером.

Подобные работы могут быть реализованы на уроке и дома.

Практически во всех работах учащимся приходится заполнять таблицы знаний. Учиться лучше всего вдвоем. В паре происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу оба учащихся. От качества работы в паре зависят во многом итоговые результаты. Внутри пары может совершаться множество различных действий: обмен наблюдениями; обсуждение условий задачи; выработка алгоритма действий; разделение целого на части; анализ результатов. Поэтому практические и лабораторные работы в курсе математики являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике.

Практически во всех работах учащимся приходится заполнять таблицы знаний. Учиться лучше всего вдвоем. В паре происходит одновременная работа, в которой участвуют сразу оба учащихся. От качества работы в паре зависят во многом итоговые результаты. Внутри пары может совершаться множество различных действий:

  • обмен наблюдениями;
  • обсуждение условий задачи;
  • выработка алгоритма действий;
  • разделение целого на части;
  • анализ результатов.

Поэтому практические и лабораторные работы в курсе математики являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике.

Проблемная ситуация в основу положены три качественных уровня проблемного обучения В.А. Крутецкого 1. Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат, ученики самостоятельно ведут поиски решений этой проблемы, зная окончательный результат. 2.Учитель только показывает на проблему, а учащиеся формулируют и решают ее, при чем конечный результат им заранее не известен. 3.Ученики самостоятельно ставят проблему, формулируют ее и исследуют возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация

в основу положены три качественных уровня проблемного обучения В.А. Крутецкого

1. Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат, ученики самостоятельно ведут поиски решений этой проблемы, зная окончательный результат.

2.Учитель только показывает на проблему, а учащиеся формулируют и решают ее, при чем конечный результат им заранее не известен.

3.Ученики самостоятельно ставят проблему, формулируют ее и исследуют возможности и способы ее решения.

Предлагается учителям математики использовать на уроках следующие проблемные ситуации: 1. Недостаток или несоответствие заданий, средств и способов их применения. 2. Необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели. 3. Выбор между несколькими объектами. Главное, чтобы учащиеся не просто увидели проблему, а поняли и захотели ее решить. Далее учащийся сам, под контролем учителя, должен пройти ряд этапов: 1) проанализировать ситуацию; 2) точно сформулировать учебно-познавательную проблему; 3) грамотно выдвинуть гипотезу; 4) проверить, хватит ли ему знаний для решения проблемы; 5) доказать гипотезу на основе полученных знаний.

Предлагается учителям математики использовать на уроках следующие проблемные ситуации:

1. Недостаток или несоответствие заданий, средств и способов их применения.

2. Необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели.

3. Выбор между несколькими объектами.

Главное, чтобы учащиеся не просто увидели проблему, а поняли и захотели ее решить. Далее учащийся сам, под контролем учителя, должен пройти ряд этапов:

1) проанализировать ситуацию;

2) точно сформулировать учебно-познавательную проблему;

3) грамотно выдвинуть гипотезу;

4) проверить, хватит ли ему знаний для решения проблемы;

5) доказать гипотезу на основе полученных знаний.

Создание проблемной ситуации требует от учителя овладения следующими методическими приемами: 1. Постановка перед изучением новой темы такого домашнего задания, которое поставит школьника в тупик. 2. На этапе подготовки к изучению новой темы учащимся предлагается выполнить действия на первый взгляд не вызывающие затруднений 3. Вызов у учащихся на этапе изучения новой темы познавательного затруднения, возникающего в результате побуждения учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, изученных ранее.

Создание проблемной ситуации требует от учителя овладения следующими методическими приемами:

1. Постановка перед изучением новой темы такого домашнего задания, которое поставит школьника в тупик.

2. На этапе подготовки к изучению новой темы учащимся предлагается выполнить действия на первый взгляд не вызывающие затруднений

3. Вызов у учащихся на этапе изучения новой темы познавательного затруднения, возникающего в результате побуждения учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, изученных ранее.

Проблемно-поисковые задачи   Это такая задача, в информационной структуре которой неизвестны три ее компонента из четырех. Например структура задачи в виде УОРЗ: У - условие задачи; О – обоснование задачи, Р – решение задачи, 3 – заключение. Т.е., проблемно-поисковые задачи включают в себя следующие виды: Уxyz, xОyz, xyРz, xyzЗ, где через х, у, z обозначены неизвестные компоненты.

Проблемно-поисковые задачи

Это такая задача, в информационной структуре которой неизвестны три ее компонента из четырех.

Например структура задачи в виде УОРЗ:

У - условие задачи;

О – обоснование задачи,

Р – решение задачи,

3 – заключение.

Т.е., проблемно-поисковые задачи включают в себя следующие виды: Уxyz, xОyz, xyРz, xyzЗ, где через х, у, z обозначены неизвестные компоненты.

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока

1.Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя». 2.Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам. 3. Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других.

1.Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».

2.Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.

3. Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других.

4. Основной принцип работы – все по очереди учат каждого, и каждый всех. 5. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе. 6. Полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

4. Основной принцип работы – все по очереди учат каждого, и каждый всех.

5. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.

6. Полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Эта форма эффективна лишь на этапе изучения нового материала, при обобщении и систематизации какого-либо изученного раздела На других этапах урока математики организация коллективной деятельности затруднена в силу ряда причин, в частности разнородности класса и невозможности во всех случаях подобрать соответствующие задания, удовлетворяющие всем требованиям коллективной деятельности.

Эта форма эффективна лишь на этапе

  • изучения нового материала,
  • при обобщении и систематизации какого-либо изученного раздела

На других этапах урока математики организация коллективной деятельности затруднена в силу ряда причин, в частности разнородности класса и невозможности во всех случаях подобрать соответствующие задания, удовлетворяющие всем требованиям коллективной деятельности.

Этап изучения нового материала.   Основные методы, используемые при этом: проблемная беседа, опыт, эксперимент, лабораторно-практическая работа, решение проблемно-поисковых задач.

Этап изучения нового материала.

Основные методы, используемые при этом:

  • проблемная беседа,
  • опыт,
  • эксперимент,
  • лабораторно-практическая работа,
  • решение проблемно-поисковых задач.
Коллективная форма учебной деятельности учащихся наиболее эффективна на этапе изучения нового, когда:

Коллективная форма учебной деятельности учащихся наиболее эффективна на этапе изучения нового, когда:

Учебный материал содержит в себе обобщение какой-нибудь закономерности, следующей из частных случаев, в результате которого можно получить определение, правило, формулу, свойство, прием решения задач определенного типа.
  • Учебный материал содержит в себе обобщение какой-нибудь закономерности, следующей из частных случаев, в результате которого можно получить определение, правило, формулу, свойство, прием решения задач определенного типа.
Содержание учебного материала позволяет поставить перед учащимися «проблему», создать проблемную ситуацию.
  • Содержание учебного материала позволяет поставить перед учащимися «проблему», создать проблемную ситуацию.
Материал большого объема и его изложение связано с вычислениями, построениями графиков, проведением сравнения, рассмотрением разных случаев, позволяющих сделать обобщение материала.
  • Материал большого объема и его изложение связано с вычислениями, построениями графиков, проведением сравнения, рассмотрением разных случаев, позволяющих сделать обобщение материала.
Учебный материал содержит вторую группу знаний (теоремы), схема доказательства которых известна, и опирается на предыдущий материал, вполне доступный самим учащимся.
  • Учебный материал содержит вторую группу знаний (теоремы), схема доказательства которых известна, и опирается на предыдущий материал, вполне доступный самим учащимся.
Основное условие успешности коллективной формы учебной деятельности на этапе изучения нового материала: составление и подбор учителем таких заданий, которые обладают достаточной степенью проблемности, позволяют создать проблемную ситуацию. В настоящее время действующие учебники алгебры и геометрии практически не предусматривают таких заданий, поэтому их приходится составлять самому учителю.

Основное условие успешности коллективной формы учебной деятельности на этапе изучения нового материала:

составление и подбор учителем таких заданий, которые обладают достаточной степенью проблемности, позволяют создать проблемную ситуацию.

В настоящее время действующие учебники алгебры и геометрии практически не предусматривают таких заданий, поэтому их приходится составлять самому учителю.

На этапе обобщения изученного материала учитель развивает у учащихся умение

На этапе обобщения изученного материала учитель развивает у учащихся умение

актуализировать необходимые знания, находить различные способы и подходы к решению поставленных задач и применять их на практике. Для этого учитель использует такие приемы , как работа в динамических парах или четверках, а так же коллективное обсуждение изученного материала и его систематизацию. При этом итоги по изученному материалу подводит не учитель, а сами учащиеся.
  • актуализировать необходимые знания,
  • находить различные способы и подходы к решению поставленных задач
  • и применять их на практике.

Для этого учитель использует такие приемы , как работа в динамических парах или четверках, а так же коллективное обсуждение изученного материала и его систематизацию.

При этом итоги по изученному материалу подводит не учитель, а сами учащиеся.

Основные факторы организации коллективного способа обучения:   выбор темы урока; подготовка раздаточного материала; подготовка класса к изучению нового материала;  разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом; разработка форм учета и контроля результатов учебной деятельности.

Основные факторы организации коллективного способа обучения:

  • выбор темы урока;
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка класса к изучению нового материала;
  • разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом;
  • разработка форм учета и контроля результатов учебной деятельности.
Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым,  а форма его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым,

а форма его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышения уровня знаний и успеваемости

Реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся

  • более активной работы на уроках,
  • высокой заинтересованности в материале,
  • уверенности в себе,
  • повышения уровня знаний
  • и успеваемости
Литература Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 1983. - 358 с. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с. 1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5. – С. 31-32. Котов В.В. О методах организации на уроках коллективной учебной деятельности // Математика в школе. – 1978. - № 3. – С. 33–35. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.  Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дис…канд.пед.наук. – М.,1972. – 236 с.

Литература

  • Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 1983. - 358 с.
  • Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
  • 1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
  • Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5. – С. 31-32.
  • Котов В.В. О методах организации на уроках коллективной учебной деятельности // Математика в школе. – 1978. - № 3. – С. 33–35.
  • Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.
  • Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дис…канд.пед.наук. – М.,1972. – 236 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!