СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются следующие вопросы:

1. Из истории учения о темпераменте.

2. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

    2.1. Сангвинический темперамент.

    2.2. Флегматический темперамент.

    2.3. Меланхолический темперамент.

    2.4. Холерический темперамент.

Указывается список используемых источников.

Просмотр содержимого документа
«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Оглавление


Введение

  1. Из истории учения о темпераменте

  2. Типы темперамента и их психологическая характеристика

    1. Сангвинический темперамент

    2. Флегматический темперамент

    3. Меланхолический темперамент

    4. Холерический темперамент

Заключение

Список используемых источников


Введение


В современном обществе имеется острая необходимость в создании условий для формирования и развития личности творческого человека, способного осуществить правильный выбор своей жизненной траектории, нести ответственность за себя, своих близких, за судьбу общества и государства. Такой социальный и государственный образовательный заказ вступает в противоречие с традиционной образовательной практикой.

Как правило, класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти, разными интересами, характером и темпераментом.

Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями в последствие в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.

Можно заметить, что уже в раннем детстве одни дети веселые, подвижные, настойчивые, а другие застенчивы, медлительны, неторопливы в словах и поступках. Советский психолог В. С. Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей». [9]

Поэтому важно при организации учебной работы учитывать особенности темперамента школьников.



  1. Из истории учения о темпераменте


Темпераментэто сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью, включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения.

Другими словами, темперамент характеризует личность человека со стороны динамики его психических процессов. К ним относятся:

а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,

б) скорость протекания психических процессов,

в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к его изучению возник около двух с половиной тысяч лет тому назад и остается актуальных и сегодня.

Слово «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Гиппократ полагал, что темперамент объясняется нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински – «сангвис»), лимфы (по-гречески – «флегма»), желчи (по-гречески – «холе») и черной желчи (по-гречески – «мелана холе»).

Согласно учению Гиппократа, если преобладает кровь («сангвис»), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком: очень подвижным, желчным, раздражительным, возбудимым, несдержанным, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – это спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. И наконец, если преобладает черная желчь («меланхоле»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента – сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.

Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, связывая их с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Типы темперамента играли важную роль в психологии нового времени, в философии Иммануила Канта и Рудольфа Германа Лотце.

Российская традиция исследования темперамента началась в 1906 году с исследований типов и свойств нервной системы в школе Ивана Петровича Павлова. Продолжилась – в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте психологии Российской Академии Наук в исследованиях Б. М. Теплова, И. М. Палей, В. Д. Небылицына, и затем В. М. Русалова, Л. Б. Ермолаевой-Томиной и других.

Академик И. П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он считал, что природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы. К таким свойствам относятся сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность нервных процессов.

Сила (слабость) нервных процессов – это способность (неспособность) нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю.

Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот.

Уравновешенность (неуравновешенность) означает одинаковую (разную) выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе и подвижности.

Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности:

  • живой тип – сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту);

  • безудержный тип – сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпераменту);

  • спокойный тип – сильный, уравновешенный, медленный (соответствует флегматическому темпераменту);

  • слабый тип – низкая работоспособность, быстрая истощаемость соответствует меланхолическому темпераменту).

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В. М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

  1. независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);

  2. динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);

  3. универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

  4. раннее проявление в детстве;

  5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

  6. высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

  7. наследуемость.

Согласно В. М. Русалову, «Темперамент – это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека». [12]

Включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.



  1. Типы темперамента и их психологическая характеристика


В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в основные тонкости и детали, выяснение которых порой требует специальных экспериментальных методик, которыми учитель не располагает. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.

Необходимо учитывать, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.

Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям. А для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках.

То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большею частью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников... Весьма многие из знаменитых людей, впоследствии отличившихся в науке, часто в школе играли роль таких непонятливых голов и нередко заставляли потом бывших учителей своих восклицать: кто бы мог в них это предполагать!» [4]

Какие же психологические особенности присущи каждому из типов темперамента?


2.1. Сангвинический темперамент

Дети, обладающие таким типом темперамента, характеризуются следующими особенностями:

  1. Веселы и жизнерадостны.

  2. Деловиты.

  3. Часто не доводят дело до конца.

  4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.

  5. Способны быстро схватывать новое.

  6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

  7. Легко переживают неудачи и неприятности.

  8. Легко приспосабливаются к разным обстоятельствам.

  9. С увлечением берутся за любое новое дело.

  10. Быстро остывают, если дело перестает их интересовать.

  11. Быстро включаются в новую работу и быстро переключаются с одной работы на другую.

  12. Тяготятся однообразием, будничной, кропотливой работой.

  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуют скованности в общении с новыми людьми.

  14. Работают быстро, увлеченно, ровно, нуждаются в перерывах реже других.

  15. Выносливы и работоспособны.

  16. Обладают громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

  17. Сохраняют самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

  18. Прибывают преимущественно в бодром настроении.

  19. Быстро засыпают и пробуждаются.

  20. Часто не собраны, проявляют поспешность в решениях.


В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.

Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.


2.2. Флегматический темперамент

Особенности детей с флегматичным темпераментом:

  1. Спокойны и хладнокровны.

  2. Последовательны и обстоятельны в делах.

  3. Осторожны и рассудительны.

  4. Работают спокойно, медленно, редко отдыхают.

  5. Молчаливы и не любят попусту болтать.

  6. Обладают спокойной, равномерной речью, бурно выражают эмоции, яркая жестикуляция и мимика.

  7. Сдержаны и терпеливы.

  8. Доводят начатое дело до конца.

  9. Не тратят попусту сил.

  10. Строго придерживаются выработанного распорядка жизни, системы в работе.

  11. Легко сдерживают порыв.

  12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию.

  13. Незлобивы, проявляют снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.

  14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеют ждать, ладить с друзьями.

  15. Медленно включаются в работу и переключаются с одного дела на другое.

  16. Ровны в отношении со всеми.

  17. Любят аккуратность и порядок во всем.

  18. С трудом приспосабливаются к новой обстановке.

  19. Инертны, малоподвижны, вялы.

  20. Обладают выдержкой.


В. А. Сухомлинский писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет». [14]

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего – путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.


2.3. Меланхолический темперамент

Дети данной категории относятся к интуитивно-логическому типу, их основные характеристики:

  1. Стеснительны и застенчивы.

  2. Теряются в новой обстановке.

  3. Затрудняются установить контакт с незнакомыми людьми.

  4. Легко переносят одиночество.

  5. Не верят в свои силы, падают духом при невзгодах.

  6. Чувствуют подавленность и растерянность при неудачах.

  7. Склонны уходить в себя.

  8. Быстро утомляются, нуждаются в более частых для отдыха перерывах.

  9. Обладают слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

  10. Невольно приспосабливаются к характеру собеседника.

  11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

  13. Предъявляют высокие требования к себе и к окружающим.

  14. Склонны к подозрительности, мнительности.

  15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

  16. Чрезмерно обидчивы.

  17. Скрытны и необщительны, не делятся ни с кем своими мыслями.

  18. Малоактивны и робки.

  19. Безропотно покорны.

  20. Стремятся вызвать сочувствие и помощь у окружающих.


У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с большим количеством предметов и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у таких учеников означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.


2.4. Холерический темперамент

Кто такой холерик и чем ребенок с таким характером отличается от остальных? Дети-холерики имеют следующие особенности:

  1. Неусидчивы, суетливы.

  2. Не выдержаны, вспыльчивы.

  3. Нетерпеливы.

  4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.

  5. Решительны и инициативны.

  6. Энергичны.

  7. Находчивы в споре.

  8. Работают рывками.

  9. Склонны к риску.

  10. Не злопамятны и не обидчивы.

  11. Обладают быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.

  12. Неуравновешенны, склонны к горячности.

  13. Агрессивны.

  14. Нетерпимы к недостаткам.

  15. Обладают выразительной мимикой.

  16. Способны быстро действовать и решать.

  17. Неустанно стремятся к новому.

  18. Обладают резкими, порывистыми движениями.

  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

  20. Склонны к резким сменам настроений.


Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что для этого следует потворствовать капризам, грубости, неправильным поступкам.

Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий.

Можно отметить положительные стороны учащихся со слабой нервной системой:

  • могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону;

  • любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;

  • планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;

  • предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы);

  • склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.


Однако существуют ситуации, которые затрудняют учащихся со слабой нервной системой:

  • длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает);

  • работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время);

  • высокий темп постановки вопросов и требование немедленного ответа;

  • неожиданный вопрос и требование устного ответа;

  • работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

  • работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос других учащихся);

  • работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебнику и т. д.);

  • работа в шумной, неспокойной обстановке;

  • работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем;

  • ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.


Для создания благоприятных условий учащимся со слабой нервной системой рекомендуется:

  • давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов;

  • опрашивать в начале урока;

  • ответ давать в письменной форме;

  • не спрашивать только что объясненный материал;

  • осторожно оценивать неудачи;

  • создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать.


Положительные стороны школьников с инертными нервными процессами:

  • способны работать долго, не отвлекаясь;

  • хорошо выполняют однообразную деятельность;

  • высокая степень самостоятельности при выполнении учебных заданий;

  • неторопливость, выдержка.


Ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертными нервными процессами:

  • изменения школьного расписания;

  • замена одного урока другим;

  • при выполнении заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения;

  • высокий темп урока;

  • ограничение времени выполнения работы;

  • необходимость частого отвлечения;

  • необходимость быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;

  • оценивание продуктивности усвоения материала на первых порах его усвоения;

  • выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.


Для создания благоприятных условий учащимся с инертными нервными процессами рекомендуется:

  • не требовать немедленного включения в работу;

  • давать время на обдумывание;

  • не опрашивать в начале урока;

  • не требовать быстрых ответов;

  • в момент выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание;

  • не спрашивать новый, только что объясненный на уроке материал




Заключение


Одна из заметных тенденций нашего времени – это индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, в медицине, на производстве и, конечно же, в образовании.

Личность каждого человека индивидуальна. С самого рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. [2]

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент, который тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т. д.), выступая, как их динамическая основа.

Следует отметить, что, учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам.

Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится аффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения. Если ученика-меланхолика освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны. В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля и, наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и саморегуляцию и самовоспитание.

Темперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей. [10]

Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.



Список используемых источников


  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

  2. А. В. Батаршев. Темперамент и характер: психологическая диагностика. – М.: Владос-пресс, 2001. – 336 с.

  3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2004. – 456 с.

  4. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 345 с.

  5. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.

  6. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304с.

  7. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

  10. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 336 с.

  11. Овчинников Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. – СПб.: Речь, 2003 – 288 с.

  12. Русалов В. М. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М.: Наука, 1980. – 285 с.

  13. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность/ П.В. Симонов, П. М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 160 с.

  14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1973. – 145 с.

  15. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!