№п\п | Тема урока | Ко- ли-чес тво ча- сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы дополни- тельного содержания | Использование ИКТ | Домаш- нее задание | Дата прове- дения по плану | Дата прове- дения факти- чески |
практичес-кая работа |
1. | Русский язык как развиваю- щееся явление. | 1 | Урок изучения нового материала | Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике | Уметь выделять ключевые слова в тексте, уметь объяснять орфограммы, уметь подбирать синонимы. | Лекция с элементами беседы. | Монолог и диалог. | | Упр.№ 4,5 | | |
2-3. | Синтаксис. Синтакси- ческий разбор. Пунктуация. Пунктуа- ционный разбор. | 2 | Уроки повторения | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы | Знать, чем отличаются: Словосо- четания от предложе- ний - простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуацион- ный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоя- тельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. | Практикум, самостоятельная работа | | | Упр.№ 9 Упр.№ 12 | | |
4. | Лексика и фразеоло- гия. | 1 | Уроки повторения | Лексический состав языка. Лексические нормы | Знать определения, уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, соблюдать лексические нормы, проводить анализ художествен- ного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении.. | Практикум, самостоятельная работа | Коллока- ции, идиомы. | | Упр.№ 14 | | |
5. | Фонетика и орфогра- фия. | 1 | Уроки повторения | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | Уметь соблюдать произноси- тельные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Пользоваться орфоэпическим словарём. Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. | Практикум, самостоятельная работа | | | Упр.№ 20 | | |
6. | Словообразование и орфография. Морфем- ный и словообра- зователь- ный разбор. | 1 | Уроки повторения | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов различных частей речи, анализировать словообразовательные гнёзда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слов. | Практикум, самостоятельная работа | Контами на́ция. | | Упр.№ 26 | | |
7- 8. | Морфоло- гия и орфогра фия.Орфогра- фический разбор слова. | 2 | Уроки повторения | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка | Знать общую характеристику самостоя- тельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологи- ческий разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. | | | | Упр.№ 30 Упр.№ 34 | | |
9. | РР Текст. | 1 | Урок развития речи | Текст. Средства связи предложений в тексте. | Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументи- ровать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию. | | | Презентация «Текст». | Упр.№ 48 | | |
10- 11. | РР Подго- товка к сочинению по картине И.Бродс- кого «Летний сад осенью». | 2 | Урок развития речи | Эмоционально-экспрессивная сторона речи, метафоричность как одно из свойств художественного текста | Уметь описывать картину, выбирая языковые средства в соответствии с темой, соблюдать орфографи- ческие и пунктуационные нормы. | | | Виртуальная экскурсия «Музей-квартира И. Бродского». | Работа над чернови- ком сочинения. | | |
12. | РР Стили литератур- ного языка. | 1 | Урок развития речи | Стили литературного языка Стилевые черты | Уметь определять стиль текста, аргументи- ровать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию. | | | | Упр.№ 50,51 | | |
13. | Вводный контроль. | 1 | Урок контроля Урок коррекции знаний | | Знать общую характеристику самостоя- тельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологи- ческие признаки, уметь выполнять морфологи- ческий разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. | | | | | | |
14. | Причастие как часть речи. | 1 | Комбинированный урок | Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагатель- ного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи. | Беседа. | | Презентация. | Упр.№ 57 | | |
15. | РР Публицисти- ческий стиль. | 1 | Урок развития речи | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицисти- ческий стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицисти- ческого характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля. | Самостоятельная работа, практикум. | | | Упр.№ 62 | | |
16. | Склонение причастий и правописа ние гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Знать, что причастия склоняются так же, как прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму. | Самостоятельная работа. | | | Упр.№ 68 | | |
17-18. | Причаст- ный оборот. Выделение причаст- ного оборота запятыми. | 2 | Уроки изучения нового материала | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом. | Практикум, объяснитель- ный диктант. | | Виртуальная таблица. | Упр.№ 69 Упр.№ 75 | | |
19- 20. | РР Описание внешности человека. | 2 | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова») | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своём тексте прилагательные и причастия, основные средства связи предложения; местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты. | Самостоятельная работа. Сочинение. | Портрет в литературе. | Презентация. | Работа над чернови- ком сочинения. | | |
21. | Действите- льные и страдатель- ные причастия. | 1 | Урок изучения нового материала | Действитель ные и страдательные причастия. Нормы употребления. | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания. | Распрдели- тельный диктант. | | | Упр.№ 85 | | |
22. | Краткие и полные страдатель- ные причастия. | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Знать морфологи- ческие признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль. | Практикум. Свободный диктант. | | | Упр.№ 88 | | |
23. | Действи- тельные причастия настоящего времени. | 1 | Уроки изучения нового материала | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать. | Практикум, работа по карточкам. | | | Упр.№ 94 | | |
24. | Действи- тельные причастия прошед- шего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю. | Эвристичес- кая беседа, практикум. | | | Упр.№ 99 | | |
25- 26. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. | Знать способы образования причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласных в окончаниях глаголов и суффиксов –ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | | | Упр.№ 104 Упр.№ 106 | | |
27- 28. | РР Изложение с изменением формы действующего лица. | 2 | Урок развития речи | Изложение с изменением формы действующего лица | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план, уметь излагать текст от 3-го лица. | Самостоятельная работа | | | | | |
29- 30. | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий. | Лингвисти- ческая задача. | | | Упр.№ 108 Упр.№ 112 | | |
31-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошед- шего времени. Одна буква Н в отглаголь- ных прилага- тельных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страда- тельных причас- тий и в отглаголь- ных прилага- тельных. | 4 | Уроки изучения нового материала и уроки закрепления изученного | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи. | Лингвистическая задача, свободный диктант. | | | Упр.№117 Упр.№118 | | |
35. | Морфоло- гический разбор причастия. | 1 | Комбини- рованный урок | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи. | Самостоятельная работа, словарный диктант. | | | Упр.№131 | | |
36- 37. | Слитное и раздельное написание НЕ с причас- тиями. | 2 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы. | Лингвистическая задача. | | | Упр.№134 Упр.№137 | | |
38- 39. | РР Выбороч- ное изложение с описанием внешности. | 2 | Уроки развития речи | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства вырази- тельности. | Самостоя- тельная работа | | Презентация. | | | |
40. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдатель- ных причастий прошед- шего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих | Практикум. | | | Упр.№144 | | |
41. | Повторение по теме «Причас- тие». | 1 | Повтори- тельно-обобщающие уроки. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом. | Зачетная работа. | | Виртуальныйтест с самопровер- кой | Упр.№152 | | |
42-43 | Контроль ный диктант по теме «Причас тие». Анализ диктанта. | 1 1 | Урок контроля | | Уметь различать страдательные причастия от действительных, правильно находить их в заданных текстах. | Контроль- ный диктант | | | Упр.№156 | | |
44. | Анализ теста. Комплекс- ный анализ текста. | 1 | Комбинированный урок | Тема. Основная мысль. Типы речи. Стиль текста. Орфограммы по теме «Причастие» | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры Уметь понимать авторскую позицию. | Работа над ошибками, самостоятельная работа, работа с текстом | | | Упр.№158 | | |
45-46. | Деепри- частие как часть речи. Деепри- частный оборот. Запятые при деепри- частном обороте. | 2 | Уроки изучения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. | Знать лексическое , грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения. Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что действие производится одним и тем же лицом, что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям. | Объяснитель- ный диктант. | | Презентация. | Упр.№161 Упр.№166 | | |
47. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | НЕ с деепри- Частиями. | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему. | Практикум, работа по карточкам. | | | Упр.№173 | | |
48- 49. | Деепри- частия несовер- шенного вида. Деепри- частия совершенного вида. | 2 | Уроки изучения нового материала | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. | Диктант «Проверь себя». | | | Упр.№174 Упр.№177 | | |
50- 51. | РР Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорь ева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографи- ческие и пунктуационные нормы. | Самостоя- тельная работа | | Презекнта- ция. | | | |
52. | Морфологический разбор деепричас- тия. | 1 | Комбини- рованный урок | Морфологический разбор | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Практикум | | | Упр.№188 | | |
53. | Повторение по теме «Деепри- частие». | 1 | Повтори- тельно-обобщающий урок | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Самостоятельная работа, словарный диктант. | | | Упр.№192 | | |
54-55. | Контроль- ный диктант по теме «Дееприча-стие» Анализ диктанта. | 2 | Урок контроля Урок коррекции знаний | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | Упр.№194 | | |
56. | Наречие как часть речи. | 1 | Уроки изучения нового материала | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать морфологи- ческие признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологи- ческих признаков, синтаксической роли и типичных признаков. | Практикум, самостоя- тельная работа | Наречия и русская диалекто логия. Лингвоге-ография.. | | Упр.№199 | | |
57. | Смысловые группы наречий. | 1 | Уроки изучения нового материала | Разряды наречий по значению. Употребле- ние наречий | Знать разряды наречий по значению. Уметь находить наречия в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли. | Самостоя- тельная работа | | Презентация. | Упр.№206 | | |
58- 59. | РР Сочинение в форме дневниковых записей (по карти- не И.Попова «Первый снег»). | 2 | Урок развития речи | Сочинение в форме дневниковых записей | Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). Уметь работать с черновиками. | Самостоятельная работа | | Презентация «Написание сочинения в форме дневниковых записей». | | | |
60. | Степени сравнения наречий. | 1 | Уроки изучения нового материала | Образование степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приёмы распознавания морфологи- ческих омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков. | Самостоятель- ная работа. Объяснитель- ный диктант. | | | Упр.№214 | | |
61. | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№217 | | |
62-63. | РР Сочине ние-рассужде ние на тему: «Прозви ща». | 2 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение | Уметь выражать свои мысли по затронутой проблеме. | Беседа, самостоятель- ная работа. | | | | | |
64. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е. | 1 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Знать морфологи- ческое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания. | Практикум, самостоятель ная работа. | | | Упр.№222 | | |
65. | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрица- тельных наречий. | 1 | Уроки изучения нового материала | Правописание отрицательных наречий | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-НИ в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях. | Лингвистичес- кая задача, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№231 | | |
66. | Одна и две буквы Н в наречиях. | 1 | Уроки изучения нового материала | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на О-Е | Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия. | Лингвистичес- кая задача, самостоятель ьная работа. | | | Упр.№236 | | |
67. | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Знать правила выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщённое правило. | Самостоятель- ная работа. Словарная работа. | | | Упр.№243 | | |
68. | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | Уроки изучения нового материала | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С,В,НА,ЗА | Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах. | Лингвисти- ческая задача, самостоятельная работа | | | Упр.№247 | | |
69. | РР Подробное изложение с элемен- тами сочинения. | 1 | Урок развития речи | Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа | Уметь пересказывать исходный текст подробно, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения. | Самостоятельная работа | | | | | |
70. | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Уроки изучения нового материала | Дефис между частями слова в наречиях | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой. | Лингвистическая задача. Словарный диктант. | | | Упр.№254 | | |
71. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован- ных от существительных и количественных числительных. | 1 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Уметь отличать наречия от существи- тельных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом. | Лингвистичес кие задачи, самостоятель ная работа. | | | Упр.№262 | | |
72. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения | Практикум. Работа по карточкам. | | | Упр.№266 | | |
73. | Повторение по теме «Наречие». | 1 | Урок повторения | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологи- ческих признаков , синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографи- ческий словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразова- тельно-орфографи- ческий анализ слов соответству- ющих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий. | Самостоятельная работа. Контрольный словарный диктант. Тест по теме «Наречие» | | Виртуальные карточки с самопровер- кой. | Упр.№272 | | |
74. | Контроль- ный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Правописа- ние наречий | Уметь безошибочно выполнять тесты. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | | | |
75. | Анализ теста Комплекс- ный анализ текста | 1 | Урок повторения | Тема. Основная мысль. Тип речи. Стиль текста. Орфограммы по теме наречия | Уметь работать над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | Работа с текстом. | | Презентация. | Упр.№279 | | |
76-77. | Категория состояния как часть речи. | 2 | Уроки изучения нового материала | Вопрос о словах категории состояния | Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте. | Лингвисти- ческая задача, самосто- ятельная работа. | Предика- тив. | | Упр.№277 Упр.№278 | | |
78. | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Урок изучения нового материала | Морфоло- гические признаки категории состояния, синтакси- ческая роль | Знать порядок разбора слов категории состояния, уметь разбирать слова морфологи- чески. | Практикум, словарный диктант. | | | Упр.№280 | | |
79. | РР Сжатое изложение с описанием состояния природы по тексту А.И.Солже-ницына «Молния". | 1 | Урок развития речи | Сжатое изложение с описанием состояния природы | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы. | Самостоя- тельная работа. | | Презенрация. | | | |
80. | РР Сочинение на лингвисти- ческую тему | 1 | Урок развития речи | Сочинение на лингвистическую тему | Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения. | Самостоя- тельная работа | Лингвис- тика как наука. | | | | |
81. | Самостояте-льные и служебные части речи. | 1 | Урок повторения | Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Знать о различии самостоя- тельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы и частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. | Практикум, самостоятель- ная работа | | Презентация. | Упр.№284 | | |
82. | Предлог как часть речи. | 1 | Уроки изучения нового материала | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существитель- ными, прилагатель- ными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями. | Лингвисти- ческая задача, самостоятель- ная работа | | | Упр.№288 | | |
83-84. | Употреб- ление предлогов. | 2 | Уроки изучения нового материала | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными | Знать об однозначных и многозначных предлогах; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки. | Практикум, работа с карточками. | | | Упр.№291 Упр.№295 | | |
85-86. | Непроиз- водные и производ- ные предлоги. | 2 | Уроки изучения нового материала | Непроизводные и производные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи. | Лингвисти- ческая задача. | | | Упр.№297 Упр.№302 |
|
|
87-88. | Простые и составные предлоги. | 2 | Уроки изучения нового материала | Простые и составные предлоги | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные» предлоги. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№303 Упр.№304 | | |
89. | Морфологический разбор предлога. | 1 | Повтори- тельно-обобщающий урок. | Морфологи- ческие признаки предлога | Знать порядок морфологи- ческого разбора предлога, уметь выполнять морфологи- ческий разбор. | Практикум. | | | Упр.№306 | | |
90-91. | РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу. | 2 | Уроки развития речи. | Рассказ на основе увиденного на картине | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композицион- ных форм, соблюдать стилевое единство текста, использовать изобразитель- ные средства языка. | Самостоя- тельная работа | | Презентация «Репортаж как вид текста» | | | |
92-93. | Слитное и раздельное написание производ- ных предлогов. | 2 | Уроки изучения нового материала | Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах. | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять их в речи. | Самостоя- тельная работа. | | | Упр.№308 Упр.№310 | | |
94. | Союз как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтакси- ческая роль союзов в предложе- ниях. | Знать о союзе как служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. | Практикум. | | | Упр.№317 | | |
95-96. | Простые и составные союзы. Союзы подчини- тельные и сочинитель-ные | 2 | Уроки изучения нового материала | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы. | Практикум. | | | Упр.№318 Упр.№320 | | |
97-98. | Запятая между простыми предложе- нииями в союзном сложном предложе- нии. | 2 | Уроки изучения нового материала | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. | Практикум. | | | Упр.№324 Упр.№326 | | |
99-100. | Сочините- льные союзы. | 2 | Уроки изучения нового материала | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. | Практикум. | | | Упр.№333 Упр.№336 | | |
101. | Подчини- тельные союзы. | 1 | Уроки изучения нового материала | Группы подчините- льных союзов по значению | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений. | Практикум, самостоя- тельная работа. | | | Упр.№340 | | |
102- 103. | РР Сочинение-рассужде ние на дискус- сионную тему. | 2 | Уроки развития речи | Рассуждение на дискуссион ную тему | Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументи- ровать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение – роскошь И.А.Гончаров («Обломов»); «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов. | Самостоя- тельная работа. | Особен- ности дискуссии как жанра. | | | | |
104. 105. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Морфологи-ческский раэбор союза | 1(2) 1 | Уроки изучения нового материала Повтори- тельно-обобщающий урок. | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же Морфологи- ческие признаки союза. | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме. Знать порядок морфологи- ческого разбора союза, уметь выполнять морфологи- ческий разбор. | Лингвисти- ческая задача, самостоятель- ная работа. Практикум | | | Упр.№346 Упр.№342 | | |
106. | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | Урок повторения | Общее и отличное между предлогами и союзами. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. | Уметь систематизи- ровать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски. | Самостоя- тельная работа. | | | Упр.№356 |
|
|
107-108. | Контроль- ный диктант по теме «Предлоги и союзы». Анализ диктанта. | 1 1 | Урок контроля Урок повторения и урок коррекции знаний | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизвод- ные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами | Уметь опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски, соблюдать орфографи- ческие и пунктуационные нормы на письме. | Контроль- ный диктант с граммати- ческим заданием. | | | Упр.№346 | | |
109. | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообра- зующие частицы. | 1 | Уроки изучения нового материала | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№359№363 | | |
110. | Смысловые частицы. | 1 | Уроки изучения нового материала | Разряды частиц. Смысловые частицы | Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц, уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки. | Практикум. Работа с карточками. | | | Упр.№369 | | |
111. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Уроки изучения нового материала | Раздельное и дефисное написание частиц | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами. | Лингвисти- ческая задача, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№381 | | |
112-113. | РР Сочинение-рассказ с использо ванием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 | Уроки развития речи | Сочинение-рассказ с использованием картины | Уметь описывать произведение живописи, правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. | Самостоя- тельная работа | | Презентация. | | | |
114. | Морфологи-ческий разбор частицы. | 1 | Урок повторения | Общее значение, правописание частиц | Знать порядок морфологи- ческого разбора частицы. Уметь определять морфологи- ческие признаки частиц, безошибочно их писать. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№384 | | |
115. | Отрица- тельные частицы НЕ и НИ. | 1 | Уроки изучения нового материала | Отрица- тельные частицы. Роль отрицатель- ных частиц . | Понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Уметь понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ. | Лингвисти- ческая задача, практикум. | | | Упр.№388 | | |
116. | Различение частицы и приставки НЕ. | 1 | Комбиниро- ванные уроки | Правописа- ние НЕ с разными частями речи. Орфоэпи- ческие нормы | Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределённых местоимениях. | Лингвисти- ческая задача, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№399 | | |
117- 118. | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Уметь создавать собственное высказывание, соответству- ющее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристи- кой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка. | Самостоя- тельная работа | | | | | |
119. | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | 1 | Комбиниро- ванные уроки | Правописание НИ с разными частями речи. | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения. | Ппрактикум. | | | Упр.№406 | | |
120. | Повторение по теме «Частица». | 1 | Урок повторения | Использо- ание частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действитель- ности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи. | Самостоя- тельная работа, словарный диктант. | | Виртуальный тест с самопровер- кой. | Упр.№412 | | |
121. | Контроль- ный диктант по теме «Частица». | 1 | Урок контроля | Роль частиц в предложении. Правописание частиц. Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментиро- вание, приводить примеры. | Контроль- ный диктант с граммати- ческим заданием. | | | | | |
122. | Анализ диктанта. Повторение по теме «Частица». | 1 | Урок повторения и урок коррекции | Использо- вание частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. Употребление частиц с разными частями речи | Уметь исправлять допущенные ошибки Уметь использовать частицы для выражения отношения к действитель- ности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи. | Самостоя- тельная работа | | | Упр.№414 | | |
123. | Междоме- тие как часть речи. | 1 | Уроки изучения нового материала | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Знать, что междометие не является ни самостоя- тельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи. | Практикум. | | | Упр.№416 | | |
124. | Дефис в междоме- тиях Знаки препинания при междоме тии. | 1 | Урок изучения нового материала | Дефис в междоме- тиях.Интона- ционное и пунктуацион-ное выделение междоме тий в предложе ниях. | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия. | Практикум. | | | Упр.№421 | | |
125-126. | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 2 | Уроки повторения | Разделы языкознания. Признаки текста, типы текста. Особенности стилей речи | Знать разделы языкознания, признаки текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | Презентация. | Упр.№422 Упр.№427 | | |
127- 128. | РР Сочинение на одну из тем: «Удиви- тельное рядом», «Дело мастера боится». | 2 | Уроки развития речи | | Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка. | Самостоя- тельная работа. | | | | | |
129. | Фонетика. Графика. Лексика и фразеоло- гия. | 1 | Уроки повторения | Фонети- ческий разбор.Лекси-ческие группы слов. | Уметь разбирать слова фонетически, работать со словарём. Уметь определять лексические группы слов, работать со словарями. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№432 | | |
130. | Морфемика. Словообра- зование. | 1 | Уроки повторения | Словообразо- вательный разбор, разбор слова по составу. | Уметь производить словообразовательный разбор, разбор слова по составу. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№438 | | |
131. | Морфоло- гия. Орфогра- фия. | 1 | Уроки повторения | Самостоя- тельные и служебные части речи . Виды орфограмм. | Уметь различать слова разных частей речи, делать морфологи- ческие разборы. Уметь владеть правильным способом применения изученных правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№446 | | |
132- 133. | Синтаксис. | 2 | Уроки повторения | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор | Уметь производить синтаксический разбор, конструировать предложения по схемам. | Практикум, самостоятель- ная работа. | Синони- мичные словосоче тания. | | Упр.№455 Упр.№459 | | |
134. | Пунктуация | 1 | Уроки повторения | Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложе Ниях. | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуацион- ный разборы. | Практикум, самостоятель- ная работа. | | | Упр.№463 | | |
135- 136. | Итоговое тестиро- вание за курс русского языка седьмого класса. Анализ теста. | 1 1 | Урок повторения и урок коррекции | | Уметь работать с тестовыми заданиями. | Итоговый тест. | | | | | |