СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История средних веков и история России с древнейших времен до конца XV  века

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для 6 класса»

История средних веков и история России, 6 класс

( 2 часа в неделю, 68 часов – всеобщая история (28 часов) + история России (40 часов))


Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.



Тематический план по истории 6 класс

Всеобщая история. История средних веков (28 часов)

История России. Древняя и средневековая Русь (40 часов)


№ п/п


Раздел

Тема уроков

Кол-во ча-сов

Учебные действия

Форма

контроля

1

Всеобщая история


Введение.


1 час

Средние века: хронология и источники

1

Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.

Входной контроль

Беседа.

План введения.

2

Раннее средневековье


8 часов

На пороге средневековья

1

Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств.

Работа с настенной картой

( атласом), работа в парах, работа в контурной карте.

3


Народы Европы в раннее средневековье

1

Показывать на карте территории европейских государств.

Характеризовать общественный строй народов по источникам.

Раскрывать основные понятия по теме.

Словарный диктант.

Работа с картой.

4


Держава Каролингов…

1

Составлять характеристику Карла Великого по учебнику и по дополнительным материалам.

Рассуждать, почему его так назвали.

Составить план.

5


Образование государств во Франции, Германии, Италии

1

Показывать на карте территории государств.

Характеризовать особенности их образования.

Работа с картой.

Заполнение таблицы.

6


Складывание феодальных отношений в странах Европы

1

Характеризовать содержание феодальных отношений в Европе.

Называть особенности процесса христианизации.

Различать «духовное» и «светское» в культуре.

Фронтальный опрос.

7



Византийская империя в раннее средневековье

1

Показывать территорию Византийской империи.

Называть соседей Византии и характеризовать ее отношения с ними.

Раскрывать основные понятия по теме.

Объяснять, кто и как управлял Византией.

Характеризовать внешнюю политику.

Составлять исторический портрет Юстиниана и рассказывать о культуре Византии.

Работа с картой.

Словарный диктант.



Составление плана.

8


Арабы в VI-XIв.в.

1

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов.

Характеризовать положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать основные понятия темы.

Объяснять причины и следствия их завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

Сравнительная таблица по истории германцев, арабов и Византии

9


Обобщение.

Место раннего средневековья в истории

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Тематический тест

10,11


Зрелое средневековье


13 часов

Средневековое европейское общество

Сословный строй Европы

2



Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества.

Характеризовать аграрное общество и называть его черты.

Объяснять смысл феодальной иерархии.

Раскрывать значение основных понятий темы.

Сравнивать облик и образ жизни городов, деревни и монастырей.

Рассказ и сравнительная таблица.

Словарный диктант.

12


Города – центры ремесла, торговли и культуры

1

Характеризовать город как центр ремесла, как центр торговли и как центр культуры.

Описывать основные черты города как центра.

Сравнительная характеристика.

13


Борьба городов и сеньоров

1

Выяснять причины и итоги борьбы городов с сеньорами.

Сравнивать достижения эпохи с современностью.

Исследовательская работа с заданием.

14,15


Церковь и духовенство

Крестовые походы

2


Характеризовать положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе.

Высказывать суждения о причинах, сущности и последствиях крестовых походов.

Рассказ.

Хронологическая таблица.

Работа с картой.

16



Государства Европы в XII-XVв.в.

1

Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.

Объяснять, кто и почему выступал «за и против» централизованной власти.

Работа в группах по странам.

17


Столетняя война и ее последствия для Европы

1

Объяснять причины и последствия войн и выступлений.

Характеризовать известных личностей и объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

Характеризовать итоги социальных выступлений в Европе.

Хронологическая таблица.

18


Экономическое и социальное развитие европейских стран

1

Выяснять особенности экономического и социального развития европейских стран в средние века.

Составление вопросов по теме.

19


Византийская империя и турки-османы


1

Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи.

Показывать на карте направления наступления турок - османов на Балканах.

Выполнение проблемного задания.

20,21


Культура средневековой Европы

2

Характеризовать представления европейцев о мире.

Объяснять, какое место в их жизни занимала религия.

Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.

Объяснять основные понятия темы.

Описывать памятники средневековой культуры, характеризуя их назначение и особенности.

Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Индивидуальные задания.

22


Обобщение.

Место зрелого средневековья в истории

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Тематический тест

23


Страны Востока в Средние века


4 часа

Османская империя и Монгольская держава

1

Показывать на карте направления завоеваний монголов и турок-османов , а также территорию, созданных ими государств.

Объяснять основные понятия темы.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

Сравнительная таблица.

Работа с картой.

Защита проекта

24


Китай и Индия в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

Сравнительная таблица.

Работа с картой.

Защита проекта.

25


Япония в средние века

1

Показывать на карте территорию, созданных государств.

Характеризовать особенности общественного устройства и жизни.

Рассказывать о положении разных групп населения.

Индивидуальные

задания.

26


Культура народов Востока в средние века

1

Представлять описание, давать характеристику памятникам культуры народов Востока, использую иллюстративный материал.


Сравнение достижений культуры Европы и Востока.

27

Народы Америки в Средние века


1 час

Государства и общественный строй народов Америки

1

Показывать на карте древние государства Америки.

Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Центральной и Южной Америки.


Сравнительная характеристика инков, ацтеков и майя.

28

Историческое и культурное наследие Средневековья

Обобщение.

Средние века в истории

1

Систематизировать знания об исторической эпохе.

Излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.


Контрольный тест.

План заключения.

29

История России.


Предмет отечественной истории


1час

История России – часть всемирной истории

1

Актуализировать знания о видах исторических источников и о роли природы в жизни общества.

Характеризовать источники по истории России.

Использовать карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Беседа.

Разгадывание кроссворда.

Работа с картой.

План введения.

30,31

Древнейшие народы на территории России


3 часа

Появление, расселение и образ жизни человека на территории России.


Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья ( I тыс.

до н. э. —

середине

VI в. н. э.)

3






Показывать на карте расселение человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельцев и скотоводов.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Работа с картой.

Составление рассказа.

Выполнение проблемного задания.

32

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В
VIII-первой половине XII вв.

12 часов

Восточные славяне и их соседи

1

Характеризовать на основе карты расселение восточных славян, природные условия, их жизнь и занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Объяснять основные понятия темы.

Словарный диктант.

Сравнение общины родовой и соседской.

Сообщения учащихся.

33,34


Предпосылки и причины образования государства у восточных славян

Первые русские князья и их политика

2







Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».


Проверка схемы.

Блицопрос.

Кроссворд.


Таблица текстовая.

Карта.

35


Русь и Степь. Византия и Русь.

1

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Проблемное задание.

36


Крещение Руси.

Новая

система управления Русской

землей.

Князь и вече.

Ярослав Мудрый.

2

Актуализировать знания о возникновении христианства и основных его постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Политический

строй Древней Руси при Ярославе

Мудром, его внутренняя

и внешняя политика.

Проверка задания на сравнение.





Исторический портрет Ярослава

Мудрого.

37,38


Русь в конце X- первой трети XII вв.



Управление, земельные отношения и сословный строй Руси.

2





Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князей в X-XII вв, княжеские усобицы. Любечский съезд.

Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника и отрывки «Русской правды» и «Устава Владимира Мономаха». Княжеское хозяйство.

Составление вопросов.



Сравнительная таблица.


Работа с источниками.

39,40


Древнерусская культура

2

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства.

Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».

Подготовка и защита презентаций (индивидуально или в группах)

41,42


Обобщение.

Историческое и культурное наследие древней Руси

2

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Проектная работа







Тематический тест

43,44


Русь Удельная в XII-XIII вв.


10 часов

Начало

удельного

периода.

Княжества

Южной Руси.

Причины и последствия политической раздробленности

Крупные самостоятельные центры Руси


2




Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южно-русские княжества. Отношения с половцами. Объяснять смысл понятия политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки раздробленности.

Раскрывать причины и последствия процесса.

Показывать на карте территории самостоятельных центров Руси.

Характеризовать особенности географического положении и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Карта.

Блицопрос.









Контурная карта.


Таблица.

45


Княжества

Северо-Восточной Руси

1

Обособление Ростово-Суздальской земли. Юрий Долго-

рукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо.

Исторический портрет Андрея

Боголюбского

Контурная карта. Таблица.

46


Боярские

республики

Северо-

Западной Руси

1

Возвышение Новгорода. Установление республиканских

порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли

Ролевая игра «Путешествие в древний Новгород»

47


Культура Руси

в домонгольский период

1

Начало формирования общерусской культуры. Картина

мира. Смысл древнерусских

изображений и текстов. Православный храм.

Собирать информацию и готовить

сообщения / презентации

об иконах и храмах XII — начала

XIII в.

48


Повторение и контроль

1

Систематизировать исторический

материал о развитии русских

земель в домонгольский период.

Характеризовать общие черты

и особенности развития Руси

и Западной Европы.

Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте).

49,50


Монгольские завоевания в Азии и походы на Русь.

Русь и Золотая Орда

2

Изучать материалы о походах завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

Карта.

Проблемные задания.


Сравнительная таблица

51


Русь и Запад

1

Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич.

Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Сравнительная таблица.

Работа с источниками.

52


Обобщение.

Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе

1

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Тематический тест.

53,54


Московская Русь в XIV-XV вв.


16 часов

Причины и этапы объединения русских земель.

Москва и Тверь.

2

Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение.

Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система.

Проблемные задания.

Работа с картой.

Исторический портрет.

55



Русь и Литва

1

Сравнивать отношения Руси с разными соседними народами и государствами. Формирование

Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей.

Сравнительная таблица.


Историческая карта.

56


Взаимоотношения Москвы с Ордой

1

Рассказывать о Куликовской битве, используя различные источники и карту.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Карта-схема



Контурная карта



Исторический диктант

57,58


Рост территории Московского государства

2

Показывать на карте рост территории Московского государства.

Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны. Поместная

система и служилые люди. Юрьев день.

Карта настенная и контурная, хронологическая таблица, карточки

59


Завершение объединения земель вокруг Москвы

1

Объяснять смысл понятия централизованное государство.

Указывать хронологические рамки процесса централизации. Василий II Темный.

Объяснять значение его создания.

Выявлять изменения в политическом устройстве и системе управления на основе различных источников.

Карта настенная и контурная, хронологическая таблица, карточки

60


Повторение и контроль

1

Систематизировать исторический

материал о развитии русских

земель в период централизации.

Характеризовать общие черты

и особенности развития Руси

и Западной Европы.

Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте).

61,62


Становление самодержавия

2

Завершение политического объединения русских земель. Символы власти. Органы управления государством. Боярство

и местничество.

Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства.

Карта, схема, устный опрос, карточки

Составлять характеристику Ивана III.

63


Экономическое и социальное развитие Руси

1

Сравнивать поместное и вотчинное землевладение, боярство и дворянство

Объяснять смысл понятий: Бояр-

ская дума, кормление, местниче-

ство, поместье


Устный опрос, карточки с индивидуальными заданиями (изучать отрывки из документов и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян)

64


Власть и церковь в средневековой Руси

1

Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российского государства.

Характеризовать отношения церкви с великокняжеской властью.


Викторина

Приводить оценки религиозных деятелей в истории Московской Руси.

65,66


Культура и быт Руси в XIV-XVв.в.

2

Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси.

Проводить поиск информации для сообщений учащихся о памятниках культуры.

Описывать памятники культуры и другие ее достижения, используя различные источники.

Сообщение, таблица, кроссворд

67,68


Обобщение.

Общее и особенное в образовании централизованного государства на Руси и в Западной Европе

2

Систематизировать знания по разделу.

Излагать суждения по темам.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Участвовать в оформлении альбома.

Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси.

Тематический тест.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!