Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
№ п/п | Раздел | Тема уроков | Кол-во ча-сов | Учебные действия | Форма контроля |
1 | Всеобщая история Введение. 1 час | Средние века: хронология и источники | 1 | Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники по истории средневековья. | Входной контроль Беседа. План введения. |
2 | Раннее средневековье 8 часов | На пороге средневековья | 1 | Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств. | Работа с настенной картой ( атласом), работа в парах, работа в контурной карте. |
3 | | Народы Европы в раннее средневековье | 1 | Показывать на карте территории европейских государств. Характеризовать общественный строй народов по источникам. Раскрывать основные понятия по теме. | Словарный диктант. Работа с картой. |
4 | | Держава Каролингов… | 1 | Составлять характеристику Карла Великого по учебнику и по дополнительным материалам. Рассуждать, почему его так назвали. | Составить план. |
5 | | Образование государств во Франции, Германии, Италии | 1 | Показывать на карте территории государств. Характеризовать особенности их образования. | Работа с картой. Заполнение таблицы. |
6 | | Складывание феодальных отношений в странах Европы | 1 | Характеризовать содержание феодальных отношений в Европе. Называть особенности процесса христианизации. Различать «духовное» и «светское» в культуре. | Фронтальный опрос. |
7 | | Византийская империя в раннее средневековье | 1 | Показывать территорию Византийской империи. Называть соседей Византии и характеризовать ее отношения с ними. Раскрывать основные понятия по теме. Объяснять, кто и как управлял Византией. Характеризовать внешнюю политику. Составлять исторический портрет Юстиниана и рассказывать о культуре Византии. | Работа с картой. Словарный диктант. Составление плана. |
8 | | Арабы в VI-XIв.в. | 1 | Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов. Характеризовать положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывать основные понятия темы. Объяснять причины и следствия их завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры. | Сравнительная таблица по истории германцев, арабов и Византии |
9 | | Обобщение. Место раннего средневековья в истории | 1 | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. | Тематический тест |
10,11 | Зрелое средневековье 13 часов | Средневековое европейское общество Сословный строй Европы | 2 | Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества. Характеризовать аграрное общество и называть его черты. Объяснять смысл феодальной иерархии. Раскрывать значение основных понятий темы. Сравнивать облик и образ жизни городов, деревни и монастырей. | Рассказ и сравнительная таблица. Словарный диктант. |
12 | | Города – центры ремесла, торговли и культуры | 1 | Характеризовать город как центр ремесла, как центр торговли и как центр культуры. Описывать основные черты города как центра. | Сравнительная характеристика. |
13 | | Борьба городов и сеньоров | 1 | Выяснять причины и итоги борьбы городов с сеньорами. Сравнивать достижения эпохи с современностью. | Исследовательская работа с заданием. |
14,15 | | Церковь и духовенство Крестовые походы | 2 | Характеризовать положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе. Высказывать суждения о причинах, сущности и последствиях крестовых походов. | Рассказ. Хронологическая таблица. Работа с картой. |
16 | | Государства Европы в XII-XVв.в. | 1 | Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Объяснять, кто и почему выступал «за и против» централизованной власти. | Работа в группах по странам. |
17 | | Столетняя война и ее последствия для Европы | 1 | Объяснять причины и последствия войн и выступлений. Характеризовать известных личностей и объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать итоги социальных выступлений в Европе. | Хронологическая таблица. |
18 | | Экономическое и социальное развитие европейских стран | 1 | Выяснять особенности экономического и социального развития европейских стран в средние века. | Составление вопросов по теме. |
19 | | Византийская империя и турки-османы | 1 | Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления наступления турок - османов на Балканах. | Выполнение проблемного задания. |
20,21 | | Культура средневековой Европы | 2 | Характеризовать представления европейцев о мире. Объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять основные понятия темы. Описывать памятники средневековой культуры, характеризуя их назначение и особенности. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. | Индивидуальные задания. |
22 | | Обобщение. Место зрелого средневековья в истории | 1 | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. | Тематический тест |
23 | Страны Востока в Средние века 4 часа | Османская империя и Монгольская держава | 1 | Показывать на карте направления завоеваний монголов и турок-османов , а также территорию, созданных ими государств. Объяснять основные понятия темы. Характеризовать особенности общественного устройства и жизни. Рассказывать о положении разных групп населения. | Сравнительная таблица. Работа с картой. Защита проекта |
24 | | Китай и Индия в средние века | 1 | Показывать на карте территорию, созданных государств. Характеризовать особенности общественного устройства и жизни. Рассказывать о положении разных групп населения. | Сравнительная таблица. Работа с картой. Защита проекта. |
25 | | Япония в средние века | 1 | Показывать на карте территорию, созданных государств. Характеризовать особенности общественного устройства и жизни. Рассказывать о положении разных групп населения. | Индивидуальные задания. |
26 | | Культура народов Востока в средние века | 1 | Представлять описание, давать характеристику памятникам культуры народов Востока, использую иллюстративный материал. | Сравнение достижений культуры Европы и Востока. |
27 | Народы Америки в Средние века 1 час | Государства и общественный строй народов Америки | 1 | Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях, жизни народов Центральной и Южной Америки. | Сравнительная характеристика инков, ацтеков и майя. |
28 | Историческое и культурное наследие Средневековья | Обобщение. Средние века в истории | 1 | Систематизировать знания об исторической эпохе. Излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. | Контрольный тест. План заключения. |
29 | История России. Предмет отечественной истории 1час | История России – часть всемирной истории | 1 | Актуализировать знания о видах исторических источников и о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по истории России. Использовать карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. | Беседа. Разгадывание кроссворда. Работа с картой. План введения. |
30,31 | Древнейшие народы на территории России 3 часа | Появление, расселение и образ жизни человека на территории России. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья ( I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.) | 3 | Показывать на карте расселение человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельцев и скотоводов. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | Работа с картой. Составление рассказа. Выполнение проблемного задания. |
32 | ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-первой половине XII вв. 12 часов | Восточные славяне и их соседи | 1 | Характеризовать на основе карты расселение восточных славян, природные условия, их жизнь и занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять основные понятия темы. | Словарный диктант. Сравнение общины родовой и соседской. Сообщения учащихся. |
33,34 | | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян Первые русские князья и их политика | 2 | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». | Проверка схемы. Блицопрос. Кроссворд. Таблица текстовая. Карта. |
35 | | Русь и Степь. Византия и Русь. | 1 | Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. | Проблемное задание. |
36 | | Крещение Руси. Новая система управления Русской землей. Князь и вече. Ярослав Мудрый. | 2 | Актуализировать знания о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутренняя и внешняя политика. | Проверка задания на сравнение. Исторический портрет Ярослава Мудрого. |
37,38 | | Русь в конце X- первой трети XII вв. Управление, земельные отношения и сословный строй Руси. | 2 | Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князей в X-XII вв, княжеские усобицы. Любечский съезд. Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника и отрывки «Русской правды» и «Устава Владимира Мономаха». Княжеское хозяйство. | Составление вопросов. Сравнительная таблица. Работа с источниками. |
39,40 | | Древнерусская культура | 2 | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». | Подготовка и защита презентаций (индивидуально или в группах) |
41,42 | | Обобщение. Историческое и культурное наследие древней Руси | 2 | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. | Проектная работа Тематический тест |
43,44 | Русь Удельная в XII-XIII вв. 10 часов | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. Причины и последствия политической раздробленности Крупные самостоятельные центры Руси | 2 | Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южно-русские княжества. Отношения с половцами. Объяснять смысл понятия политическая раздробленность. Называть хронологические рамки раздробленности. Раскрывать причины и последствия процесса. Показывать на карте территории самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положении и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. | Карта. Блицопрос. Контурная карта. Таблица. |
45 | | Княжества Северо-Восточной Руси | 1 | Обособление Ростово-Суздальской земли. Юрий Долго- рукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо. | Исторический портрет Андрея Боголюбского Контурная карта. Таблица. |
46 | | Боярские республики Северо- Западной Руси | 1 | Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли | Ролевая игра «Путешествие в древний Новгород» |
47 | | Культура Руси в домонгольский период | 1 | Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм. | Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. |
48 | | Повторение и контроль | 1 | Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в домонгольский период. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. | Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). |
49,50 | | Монгольские завоевания в Азии и походы на Русь. Русь и Золотая Орда | 2 | Изучать материалы о походах завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. | Карта. Проблемные задания. Сравнительная таблица |
51 | | Русь и Запад | 1 | Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва. | Сравнительная таблица. Работа с источниками. |
52 | | Обобщение. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе | 1 | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. | Тематический тест. |
53,54 | Московская Русь в XIV-XV вв. 16 часов | Причины и этапы объединения русских земель. Москва и Тверь. | 2 | Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. | Проблемные задания. Работа с картой. Исторический портрет. |
55 | | Русь и Литва | 1 | Сравнивать отношения Руси с разными соседними народами и государствами. Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. | Сравнительная таблица. Историческая карта. |
56 | | Взаимоотношения Москвы с Ордой | 1 | Рассказывать о Куликовской битве, используя различные источники и карту. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Поход на Русь хана Тохтамыша. | Карта-схема Контурная карта Исторический диктант |
57,58 | | Рост территории Московского государства | 2 | Показывать на карте рост территории Московского государства. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Поместная система и служилые люди. Юрьев день. | Карта настенная и контурная, хронологическая таблица, карточки |
59 | | Завершение объединения земель вокруг Москвы | 1 | Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса централизации. Василий II Темный. Объяснять значение его создания. Выявлять изменения в политическом устройстве и системе управления на основе различных источников. | Карта настенная и контурная, хронологическая таблица, карточки |
60 | | Повторение и контроль | 1 | Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в период централизации. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. | Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). |
61,62 | | Становление самодержавия | 2 | Завершение политического объединения русских земель. Символы власти. Органы управления государством. Боярство и местничество. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства. | Карта, схема, устный опрос, карточки Составлять характеристику Ивана III. |
63 | | Экономическое и социальное развитие Руси | 1 | Сравнивать поместное и вотчинное землевладение, боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Бояр- ская дума, кормление, местниче- ство, поместье | Устный опрос, карточки с индивидуальными заданиями (изучать отрывки из документов и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян) |
64 | | Власть и церковь в средневековой Руси | 1 | Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российского государства. Характеризовать отношения церкви с великокняжеской властью. | Викторина Приводить оценки религиозных деятелей в истории Московской Руси. |
65,66 | | Культура и быт Руси в XIV-XVв.в. | 2 | Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси. Проводить поиск информации для сообщений учащихся о памятниках культуры. Описывать памятники культуры и другие ее достижения, используя различные источники. | Сообщение, таблица, кроссворд |
67,68 | | Обобщение. Общее и особенное в образовании централизованного государства на Руси и в Западной Европе | 2 | Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Участвовать в оформлении альбома. Сопоставлять факты процесса централизации в западной Европе и на Руси. | Тематический тест. |