Тема: Живы в памяти народной.
Слайд-1.
Цели: воспитание патриотизма; развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого; передать уважение к немеркнущим подвигам, стойкости, мужественности и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, свеча. В презентации используются стихотворные строки О.Берггольц «Никто не забыт. Ничто не забыто…», отрывки из поэмы Р. Рождественского, «Реквием», а так же песни: «Школьный вальс», «Священная война», «Родина» и звук метронома.
Ход внеклассного мероприятия.
I. Организационный момент.
Класс празднично украшен. Стол укрыт скатертью; горит свеча, перед столом цветы; на цветах лежит солдатский шлем; на доске надпись «Никто не забыт. Ничто не забыто!»
Звучит «Вальс», две пары танцуют в выпускных платьях.
Слайд-1
Затихает, обрывается вальс, звучит песня «Священная война», которая постепенно набирает громкости, а потом стихает.
Слайд-2
I. Основная часть.
Ученик. В воскресный июньский день 1941 году на рассвете упали первые фашистские бомбы на нашу мирную землю. В города и сёла война ворвалась впервые её минуты.
Ученица. В этот день был выпускной бал, июнь прощался с детством, кружась в вихре вальса, были юношеские мечты, грандиозные планы, которым никогда не судилось сбыться…, черные крылья войны закрыли солнце (Слайд-3).
Ученик. Это на рассвете случилось когда-то:
Встревоженный, с муками и жалостью,
Мир встрепенулся, кровью вмиг залился,
Как будто разрезанный кинжалом.
Война навстречу молодому дню
С грохотом катилась.
Ученица. В этот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небо,
И смерть, вдруг оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны… (Слайд-4).
Ученик. 22 июня 1941 году началась Великая Отечественная война. Около четырёх утра фашистская авиация нанесла удар по советским городам и важным стратегическим пунктам. Потом войска перешли советскую границу. Миллионам людей навсегда врезался в память первый день Великой Отечественной войны. И в одно мгновение 22 июня 1941 г., мирный день отдыха, обернулся долгими годами страданий.
Ученица. В годы войны в России погиб каждый шестой гражданин
(Слайд-5). Кто возьмётся подсчитать, сколько они могли бы сделать и сколько иметь радости. Нужно взглянуть на небо, солнце и белые тучки на нем, посмотреть на цветущие деревья в саду, взглянуть на дитя на руках у матери, чтоб понять, каким сокровищем они могли бы владеть. Как дорого стоит победа!
Входят два солдата (переодетые ученики) с вещевыми мешками.
1-й солдат. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.
2-й солдат. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Горе твоё - это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина.
Ученик. Победу не звали в гости –
Брали, вырывали из земли,
Аж трещали от напряга кости.
И сердца фугасами в зале взрывались.
На полнеба – тучи.
Из них не дождь, а металл.
За ударом – опять тяжелые удары.
Прямо в сердце, в душу, наповал.
Ученица. Миллионы людей во всем мире знают о зверином лице фашизма из книг, документальных и художественных фильмов. Всё меньше остаётся тех, кто помнит преступления фашистов из своего трагического опыта. Миллионы жизней забрала ВОВ. Это тяжело осознать. Смерть одного человека – это трагедия. А когда миллионы… Мёртвым не больно. А у живых кровоточат раны…
1-й солдат. Слушайте! Это мы говорим, мертвые. Мы.
Слушайте! Это мы говорим. Оттуда. Из тьмы.
Слушайте! Распахните глаза! Слушайте до конца.
Это мы говорим. Мертвые. Стучимся в ваши сердца…
Не пугайтесь! Однажды мы вас встревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы. Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
2-й солдат. Какой она стала, земля? Как там птицы? Поют на земле без нас? Как черешни? Цветут на земле без нас? Как светлеет река? И летят облака над нами? Без нас. Мы забыли траву. Мы забыли деревья давно. Нам шагать по земле не дано. Никогда не дано!
Ученик. Мы шли к тебе, победа, долгих четыре года, 1418 дней, а за плечами остались, превращенные в руины, 714 городов и 28 тысяч сёл на родной земле (Слайд-6).
Шли, не жалея себя, чтоб победить. И когда пришли – поразились.
Тихо! Как тихо стало на земле! Только поют соловьи, до света тянется сквозь руины трава. Прощайте те, кто не дожил до победы. Мы помним о вас.
Ученица. Солдатские души. Они глазами-звёздами смотрят на нас с небес, журавлями пролетают над нами, грустно курлыча в небесной долине (Слайд-7).
В празднике Победы три цвета. Первый – красный, цвет горячей крови. Второй цвет – цветущий сад. Белопенный его прибой, как сонные светлые солдатские сны, которые ожили! Третий цвет – цвет вдовьих платков. Если б ветром сорвало их внезапно с седых материнских голов и жён солдат, закрыли б они все небо чёрными птицами нестерпимого горя.
Ученица.
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка! Маленький, единственный…
Белый свет не мил. Изболелась я.
Возвратись, моя надежда! Зернышко моё.
Зорюшка моя. Горюшко моё, - где ж ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого.
За лесами моя ласточка! За горами – за громадами…
Если выплаканы глазоньки, сердцем плачут матер…
Белый свет не мил. Изболелась я, возвратись, моя надежда.
Зернышко моё. Зорюшка моя. Горюшко моё – где же ты?
Ученица. «Не детское дело – война», - говорили взрослые (Слайд-8). Но вместе со взрослыми поднялись и взяли в руки оружие наши ровесники. Проявление детского патриотизма было настолько сильным, что вопреки запретам взрослых, которые пытались защитить их от опасности, дети присоединялись к военным частям, становились сыновьями и дочерями полков. Они шли в последний в своей жизни бой с врагами не ради славы или награды. Они осознанно шли на смерть во имя свободы и независимости нашей Родины. Они пали на поле боя, оплаканные матерями, и призывают нас быть мужественными и отважными в каждую минуту нашей мирной жизни!
Ученик. Люди всегда верили, что птицы – сказочные существа. Птицы для человека – это символ свободы и мечты. Голубь символизирует мир, лебедь – любовь и верность. А за время ВОВ журавли стали символами возвращения, мира и покоя в жизни.
Ученица. Года, которые пролетели, не сотрут народной памяти светлых имен тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Там, где когда-то шли ожесточенные бои, возвышаются памятники; словно красные гвоздики, факелы Вечного огня.
Память о мертвых принято чтить минутой молчания. Склоним головы низко, чтоб уважение героям-солдатам отдать. Склоним головы перед светлой памятью тех, кто вошел в бессмертие
Минута молчания (метроном)
Слайд-9.
Ученик. Никто не забыт и ничто не забыто (Слайд-10).
Хоть радость Победы до боли грустна.
А мы приклоняемся праху убитых,
Когда к нам в Россию приходит весна.
Ученица. Горит огонь в сердцах людей
И вечной памятью пылает.
Нет, не забудем мы Героев
И в подвигах их поминаем…
Звучит песня «Родина»
Слайд-11.