СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "УУД Физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интересная,увлекательная. Поможет разобраться вам в физике .

Просмотр содержимого документа
«Тема: "УУД Физика"»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования












Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения учебного предмета «ФИЗИКА» в 7, 8, 9 классах





Подготовил учитель физики :

Хабибуллин Ринат Рашитович

Карасев Сергей Владимирович




Руководитель проекта:

Ахметшина Гульсия Хабриевна














Казань 2015 г.

Оглавление



Введение 2

Теоретический раздел 6

План урока исследования 16

Тематическое планирование 19

Разработка урока по теме «Архимедова сила» 20

Технологичекая карта урока 24

Заключение 31

Литература 32



























ВВЕДЕНИЕ

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решения и доведению их до исполнения, к самостоятельному принятию решения и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. В нашей стране изменились потребности общества. Физика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности получение физических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом развития. Задачами развития физического образования в \\Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ физического образования на всех условиях исходя из потребностей общества во всеобщей физической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня физической подготовки, в высоких достижениях науки и практики. Оно нуждается в людях, обладающих знаниями, умеющих применять их в различных жизненных ситуациях, способных активно менять их в быстро меняющемся мире. Кроме того, они должны уметь общаться с другими членами общества, совместно решать задачи, которые ставятся перед ними. Этот социальный заказ отражается в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО) Этот документ ставит задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своих действий. Важно сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывая социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Сегодня главным действующим лицом на уроке становится ученик. Роль учителя в этом случае состоит в том, чтобы организовать урок так, чтобы в процессе обучения у ученика формировались универсальные учебные действия, которые обеспечивают развитие личности ученика. Настоящий проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В нем приводятся психолого- педагогические основы усвоения темы «Архимедова сила».

Цель проекта:

Разработать урок физики на основе системно- деятельностного подхода

Задачи проекта:

1.Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО

2.Разработать цели деятельности учителя по теме «Архимедова сила»

3.Разработать задания для оценки достижений планируемых результатов по теме «Архимедова сила»

4.Разработать дополнительные задания по данной теме(задания творческого характера, на смекалку, исторические задачи и др.)

5.Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (урок, иллюстрирующий развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса физики).

Целевая группа проекта:

учащиеся седьмых классов МБОУ «Новошешминская гимназия»,

МБОУ «Сокольская СОШ»

Срок реализации проекта:

2015- 2016 уч. Год

Место реализации проекта:

МАОУ «Новошешминская гимназия», МБОУ «Сокольская СОШ»

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственные

1

Выступление по теме проекта перед слушателями курсов

ПМЦПК и ППРО

30.04.15

Карасев С.В.

Хабибуллин Р.Р.


2.

Доклад по теме проекта на метод. объединении учителей физики.

«Новошешминская гимназия»

«Сокольская СОШ»


Согласно плану метод. объединения

Карасев С.В.

Хабибуллин Р.Р.

3.

Проведение открытого урока по данной теме

Согласно плану метод. объединения

Карасев С.В.

Хабибуллин Р.Р.

4.

Методическая разработка темы

Апрель 2015 год

Карасев С.В.

Хабибуллин Р.Р.



  1. Универсальные учебные действия. Общие понятия

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и ком­муникативного развития, в соответствии с ФГОС второго поколения, обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и само­развитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеж­дений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способ­ности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятель­ности, высокой социальной и профессиональной мобильнос­ти на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личност­ного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действи­ям, принятию ответственности за их результаты; целеустрем­лённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формиро­вание нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопас­ности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию уча­щихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво­бодное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно-деятельностный подход обусловливает измене­ние общей парадигмы образования, которая находит отраже­ние в переходе от:

— определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

— изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения уча­щимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

— стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формиро­вания;

— индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

При таком подходе важно определение универсальных учебных действий. Возьмем за основу определение А.Г. Асмолова:

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. [2,3]

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

К основным функциям универсальных учебных действий относятся:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока (вида) универсальных учебных действий:

— личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

— регулятивные — целеполагание и построение жизнен­ных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

— познавательные – исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствова­ния познавательной деятельности; переработка и структури­рование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одно­го из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; рабо­та с научными понятиями и освоение общего приёма доказа­тельства как компонента воспитания логического мышления;

— коммуникативные действия, направленные на осуще­ствление межличностного общения (ориентация в личност­ных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаи­модействии, учёт разных мнений, овладение средствами реше­ния коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.



  1. Методические особенности реализации универсальных учебных действий на уроках физики

2.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики в основной общеобразовательной школе

Важнейшей задачей современной системы образования (согласно ФГОС основного общего образования второго поколения) является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия, разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход. Что дают универсальные учебные действия?

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения в ситуации выбора, ставить учебные цели в различных видах деятельности (при проведении эксперимента, исследования и т.п.), искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, в том числе и при роботе в группе и ее результаты;

– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Рассмотрим познавательные УУД. В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. Они включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. В стандартах второго поколения рассматриваются следующие метапредметные результаты обучения физике в основной школе: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей или явлений, что наиболее актуально для такого учебного предмета как физика. Где же идёт развитие познавательных универсальных учебных действий при изучении физики? Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических теоретических и экспериментальных знаний. Данный процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая в свою очередь способствует усвоению новых знаний.

Поэтому обратимся к использованию в современной школе такой технологии обучения учащихся, как развивающее обучение. В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний. Основные цели развивающего обучения:

1. Развитие у учащихся на материале физики мыслительных действий теоретического типа: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы и находить способы их проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы, видеть ограниченность своего знания, ставить вопросы, развивать познавательные интересы.

2. Превращение учащегося в индивидуального субъекта учебной деятельности через разные формы сотрудничества со взрослыми, осуществление различных видов деятельности, разновозрастное сотрудничество с другими школьниками: самостоятельное выполнение функций контроля и оценки результатов учебной деятельности, развитие способности определять содержание очередной учебной задачи и находить способы ее решения, а затем и самостоятельно находить, ставить и решать учебные задачи; развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации. Содержание учебных действий, которые мы можем формировать при обучении физике следующее:

– действие постановки или принятия учебной задачи. К постановке учебной задачи учащиеся приходят при решении практической задачи, требующей поиска нового способа действий. Задача должна казаться на первый взгляд решаемой и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. У них должен быть шанс самостоятельно обнаружить новый способ решения. Задача должна давать возможность "схватить" главное отношение, которое ляжет в основание нового способа и нового понятия;

– действие преобразования условий задачи и моделирования;

– решение учебной задачи учащиеся начинают с выделения основных свойств рассматриваемого объекта, замещения его знаковой моделью;

– выполнение эксперимента;

– выход на новую учебную задачу сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Дидактический аспект концепции изучения физики: учебный материал подается в форме экспериментальных и теоретических исследований Результатом этих исследований являются:

– исходные факты;

– эмпирические законы;

– модельные гипотезы;

– теоретические выводы;

– экспериментальная проверка теоретического предвидения.

В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, вычленения данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

Вычленяя данные эксперимента, анализируя их, учащиеся формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели. Выявленное несоответствие результатов эксперимента и предсказаний исходной модели ведет к определению границ данной модели, поиску ее преобразования или поиску новой модели, выдвижению новой гипотезы. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В свою очередь воображение и творческие способности учащихся способствуют выдвижению гипотез и экспериментированию.

Пример одного из таких уроков приведен в приложении.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

– произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

– уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

– уметь устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем – человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.

Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.



2.2. Активные методы и формы обучения на уроках физики

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов.

Если на занятиях используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

В настоящее время в высшей школе широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

– проблемный;

– диалоговый;

– игровой;

– исследовательский;

– метод проектов;

– модульный;

– опорных сигналов;

– критических ситуаций;

– автоматизированного обучения и т. д.

Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.

Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

Для успешного использования активных методов обучения необходимо соблюдать следующие педагогические условия активизации учебной деятельности обучаемых:

– знание сущности психических явлений, подлежащих активизации;

– знание приемов и способов управления этими психическими явлениями, средств педагогического воздействия;

– овладение методикой активизации учебной деятельности, приобретение опыта работы в этой области;

– волевая готовность к преодолению трудностей и срывов, которые могут возникнуть в процессе внедрения в практику активных методов обучения;

– учет мнения, запросов обучаемых, их отношение к методике активного обучения;

– избегать постоянного использования одних и тех же методов и приемов.

Рассмотрим более конкретно метод проектов и исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики.



2.2.1 Метод проектов в физическом образовании

Одним из вариантов реализации познавательных универсальных учебных действий стал метод проектов, основоположник его Д. Дьюи обозначил: «Проблема в том, чтобы учебная деятельность и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых учащиеся не смогут не научиться».

Он разработал метод проектов, при котором дети вместе с учителем проектируют один из вариантов решения какой – либо жизненно важной задачи, в ходе которого они приобретают универсальные знания умения и навыки исследовательской деятельности.

Проект – это самостоятельная творческая деятельность ученика по решению учебной проблемы, взятой из повседневной жизни. Формируются компетенции: коммуникативная, социальная, предметная (в области физики).

Как мы создаем проекты?

Начинаем с микропроектов.

Тема микропроектов – по заданиям учебника.

Работа ведется в группах по плану:

1. Выбор темы и задания с учетом интересов и возможностей учащихся.

2. Обсуждение планов действий. Консультации.

3. Обсуждение гипотез, выбор вариантов.

4. Постановка эксперимента, конструирование модели.

5. Обсуждение выводов.

6 .Оформление работы.

7. Планирование выступлений учащихся на уроке.

В 7 классе при изучении темы «Архимедова сила »можно предложить следующее проектное задание:

• изготовление артезианского водолаза.

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся не­сколько проектов:

• спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляе­мую паяльником «в режиме ожида­ния», когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей темпе­ратуре (после изучения устройства и работы полупроводниковых диодов, 8-9 кл.);

• разработать схему переключения трех (четырех) одинаковых ламп лю­стры (нагревательных элементов эле­ктроплиты), позволяющую макси­мально возможным числом способов ступенчато регулировать потребляе­мую мощность;

Защита таких проектов делает вос­требованной учебную информацию и способствует повышению качества физического образования.

Формы организации деятельности представлена на схеме 1.



Схема 1. Формы организации деятельности

Индивидуальная

исследовательская

деятельность

Коллективные

формы

деятельности


Творческие группы









Лекции,

экскурсии,

семинары,

экспедиции,

практикум и др.

Выпуск газет.

Проект и конструирование.

Летопись.

Организация конкурсов.

Лабораторная работа, проект, реферат, работы в архиве,

работа в библиотеке,

анкетирование,

наблюдения в природе и т.п.













2.2.2 Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

Рассмотрим примеры конкретных уроков, целиком посвященных исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

7 класс. Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?»,

Рис. 1

«Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.

Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела

8 класс. Тема урока «Последовательное соединение проводников» (аналогично можно провести урок на тему «Параллельное соединение проводников»).

Структура данного урока, как и предыдущих, определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Надо стремиться к тому, чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого необходимо создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью учитель разбивает все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:

Таблица 1.

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1 =

I2 =

I = const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U =

U1 =

U2 =

U = U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R==

R1 ==

R2==

R = R1+R2



Здесь слева – цель каждого этапа работы, в других колонках - обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске (экране) проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

В целях более активного привлечения внимания к результатам этого урока и следующего («Параллельное соединение проводников») учащимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны. Это позволит каждому ученику внести вклад в анализ фактов и выдвижение гипотезы исследования на каждом этапе урока.

В 7 классе можно предложить следующие задания исследовательского характера:

  • измерение физических характеристик домашних животных (раздел «Движение. Взаимодействие. Масса»);

  • наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии (раздел «Строение вещества»);

  • исследование свойств воды, находящейся в трех агрегатных состояниях (раздел «Строение вещества»);

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся не­сколько исследовательских заданий:

• исследовать длину провода, необ­ходимого для изготовления паяльни­ка мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если извест­ны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измери­тельные инструменты (8 кл.);

• исследовать зависимость номинальной и истин­ной мощности лампы накаливания;

• изучить зависимость на качественном уровне температуры нити на­кала лампы, работающей в номиналь­ном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока.

План урока-исследования:

  1. Вступительное слово учителя о задачах урока. Объяснение значения исследовательской работы учащихся и порядка выполнения работы (5 мин).

  2. Самостоятельная работа учащихся (учащиеся в течение урока работают парами - 30 мин).

3) Групповое обсуждение результатов работы (10 мин).

Для участия в исследовательской работе на уроке ученики получают задания по интересам.

Для работы определяются следующие группы:

«Теоретики» на должны показать теоретическую основу вопроса.

«Экспериментаторы» - показать опыты по проверке теории.

«Математики» - дать геометрическую интерпретацию закона.

«Историки» - рассказать об истории открытия закона и его авторах.

«Инженеры» - рассказать о применении законов.

Итак, от каждой группы на уроке выступит 2-3 человека с подробным изложением результатов классного и домашнего исследования.

Таким образом, исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

Приложение

Тема урока: Архимедова сила

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя:

  • познакомить учащихся с новой физической величиной «Архимедова сила»;

  • обеспечить условия для получения учащимися знаний об Архимедовой силе и о способах ее нахождения;

  • обеспечить условия для закрепления понятия «Архимедова сила» в устной и/или письменной речи;

  • формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Планируемые результаты (оперативные цели в когнитивной области):

предметные:

  • уметь формулировать понятие Архимедова сила;

  • знать/называть единицы измерения Архимедовой силы в различных системах единиц измерения;

  • наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление об Архимедовой силе;

  • уметь записывать формулу для вычисления Архимедовой силы;

  • уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления Архимедовой силы;

  • уметь рассчитывать Архимедову силу по плотности жидкости и объема тела;

  • формирование целостной научной картины мира;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

личностные (оперативные цели в аффективной области на языке наблюдаемых действий):

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел (или проектор, ПК и слайды), тексты задач.

Дидактические средства: демонстрация зависимости Архимедовой силы от пло­тности жидкости и объема погруженной части тела.



Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.



  1. Актуализация знаний

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о давлении и силе.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Учитель акцентирует внимание на изученном ранее материале, описывающем действия тел друг на друга. Вспоминаем некоторые понятия.

Вопросы учащимся:

– Какие величины характеризуют действие одного тела на дру­гое? (Действие тел друг на друга характеризует физическая величина «сила»)

– Назовите и покажите прибор для измерения силы. (Силу измеряют динамометром.)

– Каковы характеристики силы? (Сила имеет числовое значение (модуль) и на­правление, единица измерения силы — 1 Н)

На этом этапе урока учащиеся получают задачу – организовать , рассмотреть информацию об Архимедовой силе.



  1. Сообщение темы и постановка цели урока

Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя.





  1. Этап «создания» понятия об Архимедовой силе

Познавательные УУД: делают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.

Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Учитель изображает ситуацию.

Что было бы, если не существовала Архимедова сила?

Ученики делают выводы. На основе вывода «приходят» к мысли важности Архимедовой силы для обитателей морей и океанов.

Из вывода, что Архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема тела, ученики делают вывод, как рыбы и киты могут подниматься и опускаться на глубину без усилий плавников. Рыбы могут менять свой объем за счет воздушных пузырей.







  1. Мотивационный этап

Зная Архимедову силу можно определить грузоподъемность судна. Интересно, как определяют Архимедову силу, действующую на большие суда, ведь корабли имеют неправильную форму и у них нельзя определить объем. Тогда как же определяют Архимедову силу, действующую на корабль?

Почему на транспортных судах на бортах можно увидеть так называемые «ватерлинии»? Для чего нужна эта «ватерлиния» для грузовых кораблей?

С рыбами понятно, чтобы всплыть на поверхность, рыбы увеличивают свой объем за счет воздушных пузырей. Но как же быть подводной лодке? Ведь подводная лодка может всплывать и погружаться на дно. За счет чего это происходит?

Ученики рисуют рисунок подводной лодки и объясняют направление результирующей силы.

Вывод: чтобы предвидеть результат действия результирующей силы необходимо учитывать плотность жидкости, объем тела и вес тела.



VI. Этап «создания» нового знания

Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Очень важным является определение Архимедовой силы действующей на тело опытным путем.

Класс делится на три группы. Каждой группе выдают три одинаковых тела.

Приборы и материалы:

Первая группа – динамометр, груз известной массы, стакан с водой;

Вторая группа – мензурка, груз известной массы, стакан с водой;

Третья группа – мензурка, весы, груз известной массы, стакан с водой.

Каждая группа самостоятельно определяют Архимедову силу. Сверяют полученные результаты. Объясняют друг другу результаты работы.



  1. Итоги урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.

Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Что характеризует Архимедова сила?

  • Дайте определение Архимедовой силы?

  • В каком направлении передается Архимедова сила?

  • Какова единица Архимедова сила?

  • Как уменьшить или увеличить Архимедову силу?











































Технологическая карта изучения темы «Архимедова сила».

Учебный предмет: физика

Класс: 7 УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Архимедова сила

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование

Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;

- уметь измерять архимедову силу;

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

2. Метапредметных:

· в познавательной деятельности

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

· в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

· в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

3. Личностных:

1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3) научиться решать задачи и проблемы по теме.

Методы обучения: проблемный, эвристический, частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, карточки с задачами, презентация, тела из пластилина разной формы, тела разного объема из пластилина, цилиндры алюминиевый и медный, сосуд с водой и маслом, нить, динамометр.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки






Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «Смайлики».

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует, с каким настроением дети пришли на урок

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения.

Умение настраиваться на занятие

2. Повторение темы «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»








Фронтальный опрос.

1. От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда? 
2. По какой формуле рассчитывается давление жидкости на стенки сосуда, давление внутри жидкости? 
4. В каких единицах выражают величины, входящие в эту формулу?

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы

Выстраивает ответы на вопросы

развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно

Взаимодействуют с учителем

умение выражать свои мысли, строить высказывания

Развитие регуляционной учебной деятельности

Регуляция учебной деятельности

3. Постановка цели и задач урока








Постановка опыта с пенопластовым шаром, погружаемым на дно сосуда с водой.

Проблемный вопрос: Какая сила заставляет шар подниматься вверх?

Ребята,

сформулируем тему сегодняшнего урока.

Тема урока«Архимедова сила»

Слайд 1,2

Ставит проблемные вопросы.

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

.

Записывают тему урока в тетрадь.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушают учителя и сверстников

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Актуализация знаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала








1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы:

а) определим вес данного тела в воздухе Р1;

б) определим вес этого тела в воде Р2;

в) сравним результат и сделаем вывод

Слайд3

2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе?

3. Это единственная сила, которая действует на тело?

4. Как можно найти величину выталкивающей силы?

Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называетсявыталкивающей, илиархимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары.

Актуализирует субъектный опыт учащихся

Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 Р2.

Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды.

Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз.

Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Компетенция обучающихся в области физики.

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.

Выступают с сообщением от группы.

Слушают учителя и сверстников. и рассуждают

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

5. Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения








1. Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы.

Работа в группах:

1 группа: Слайд 4

Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить.

Определить Архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнить плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела

2 группа Слайд5

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить.

Определить Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела

3 группа Слайд 6

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

Определить Архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

4 группа Слайд 7

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

Определить Архимедовы силы, действующие на тело на глубинеh1 и h2, большей, чемh1.Сделайте вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.

5 группа Слайд 8

Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба..

Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определить Архимедову силу, действующую на нее. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от формы тела.

2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила.

Слайд 9

3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле

FA = g р ж.Vт

(в данной формуле под Vmпонимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости)

Слайд 10

Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь

Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь

Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела, плотности тела и глубины погружения.

Формирование навыков постановки экспериментов, делать выводы.

Взаимодействие с учителем, с учащимися

Умение работать в коллективе

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

6. Первичная проверка понимания.

Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач








Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания.

Слайд 11

1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

2. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду?

3. В сосуд, содержащий воду, керосин и жидкий растворитель (четыреххлористый углерод, плотность которого равна 1595 кг/м3) опущены три шарика: парафиновый. пробковый и стеклянный. Как расположены шарики?

Слушает и проверяет правильность

рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала.

Отвечают на вопросы и рещают задачи.

Логические умозаключения.

Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Участвуют в обсуждении вопросов.

Принимают решение и его реализуют.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

7. Первичное закрепление

Цель: фиксация полученных знаний при решении расчетных задач








Для закрепления изученного материала решим несколько задач.

Слайд 12

1. Железобетонная плита размером 3,5х1,5х0,2 м полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу, действующую на плиту.

2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в водуна половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее.

Слайд 13, 14

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения нового материала.

Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

Решают задачи у доски с рассуждениями.

Осознанное применение полученной формулы при решении задач

Участвуют в нахождении способа решения задачи, анализируют физический процессс

.

Показывают владение монологической и диалогической формами речи

Уметь формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать ее правоту

.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

8. Домашнее задание

Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.








Обязательное домашнее задание – изучить § 49, Упр(1,3,4), ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы

Дополнительное домашнее задание Опыт: Проверить, как ведет себя в воде стальной гвоздь, кусочек алюминия и фарфоровый ролик и сделать вывод: при каком условии тела тонут в воде?

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Осознают качество и уровень усвоения.

Составляют план и последовательность действий.

Регуляция учебной деятельности.

Мотивация волевой саморегуляции.

9. Итог урока








1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?

2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?

3. Чему вы научились?

4. Как вы можете использовать на практике полученные знания?

Формулирует вопросы.

Подводит итоги учебного занятия.

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме.

Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме.

Понимают на слух ответы обучающихся

Формулируют собственное мнение и позицию.

Проводят контроль, самоконтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

10. Рефлексия








Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «Смайлики».

Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «Смайлика».

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное образование претерпевает изменения. Одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков.

Сокращение часов на физику, приводит к необходимости структуирования учебного материала в таком виде, чтобы понятийный аппарат и действия были представлены целостной системой, в которой каждое действие алгоритмизировано.

Считаем, что введение ФГОС поможыыыыыыыет:

- Поднять интерес учащихся к обучению, а также развить их творческую деятельность;

- Создать благопрятные условия для логического мышления, культуры устной и письменной речи, навыков общения и работы в коллективе;

- Понять роль знаний на практике и их применение в различных областях деятельности человека.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»(в действующей редакции).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)

  • Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);

  • Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. –1-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 334 с.

  • Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Физика. / сост. Т. Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: Вентана -Граф, 2007 . -208 с.

















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!