СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Главные члены предложения. Подлежащее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного урока развить умение находить грамматическую основу; формировать умение применять на  практике  знания о структуре простого предложения; развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические   умения;  воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Главные члены предложения. Подлежащее"»

 Тема урока: "Главные члены предложения". 5-й класс

Цели: развить умение находить грамматическую основу; формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения; воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову.


Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

1. Комментированное письмо. Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

Стайки птиц носят..ся от деревн.. к деревн... Из ни(з/с)кого облач..ка пада..т дождь. От луж.. раск..сают л..сные доро..ки.

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: именное, глагольное: носятся от деревни к деревне (гл), лесные дорожки (именное)

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

3. Мотивация

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный? 
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца. 
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении, 
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее, 
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда. 
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

За ответы я буду давать листики. Правильный ответ-красный. Зелёный-неполный ответ. Жёлтый – посредственный ответ. Кто наберёт больше красных- получит «5», зелёных-«4», жёлтых-«3»

- Отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? (подлежащее)

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока? Вспомним, что такое подлежащее; научимся находить подлежащее в предложении; узнаем способы выражения подлежащего.





4. Работа над темой урока

1.Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

  • Какие члены предложения составляют его основу?

  • Как называются остальные члены предложения?

  • Что обозначает подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • В каком падеже стоит подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

  • Сколько главных членов может быть в предложении?

2. Работа с учебником.

1. Чтение правила

2. Выполнение упражнения из учебника.

Физ. минутка

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» — «лимонад»!

(Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

5. Закрепление изученного материала

- Чем чаще всего выражено подлежащее? Чаще всего подлежащее выражено существительным. 

- Подлежащее не простой член предложения. Как вы думаете, в чем его сложность?

- Не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

Способы выражения подлежащего

Способы выражения подлежащего


примеры

Имя сущ.

Кроткое слово укрощает гнев.

Местоим.

Мы ехали по широкому лугу.

Имя прил.

Во время детского чая большие сидели на балконе.

Глагол в форме инфинитива

Для меня жить – значит работать.

Имя числительное



Десять делится на два.

словосочетание

Шли два приятеля вечернею порой

Подлежащее - главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении . Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.

Проанализируйте предложенные предложения. Найдите подлежащее, укажите способ выражения. 1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине служить.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……



Выставление оценок.

7. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!