Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по русскому языку на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего".
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:
обобщить знания обучающихся о подлежащем;
умения выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;
формировать умения определять способы выражения подлежащего;
закреплять умения правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
формирование у учащихся умения работать в группах.
развивающие:
развивать орфографическую зоркость;
развивать познавательный интерес;
развивать внимание учащихся;
активизировать мыслительные операции, познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, раздаточный материал, задания для работы в группах, толковый словарь Ожегова, учебник "Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина и др. - М.: Просвещение, 2016, М.
Ход урока
| Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Орфографический диктант с грамматическим заданием. | 1. - Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях (– согласование, управление или примыкание | E Работа в группах: Тёмный дол, грохочут по холмам, участвовать в олимпиаде, приехать надолго, интересная профессия, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить помочь, играя на гитаре, смеющийся мальчик, сидели в креслах. |
3. | Сообщение темы урока | 1.Чтение стихотворения Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего, отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Потом от него мы вопросы Кто? Что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. -Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. - Как она будет звучать? - Прочитайте тему урока. – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Главные члены предложения. Подлежащее». - Что вы знаете о подлежащем? | Самостоятельно формулируют тему урока. E Составляют цели, проговаривают их классу (изучить, научиться, развивать, уметь применять) повторим, что мы знаем о подлежащем; узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее. Дополните предложения: Подлежащее – это … член предложения. Подлежащее отвечает на вопросы … и … Подлежащее связано в предложении со … Чаще всего подлежащее может быть выражено именем … и …. в Им. падеже и согласуется в роде, … и … |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: « Подлежащее. Способы выражения подлежащего». | 1.-Запишите предложения, раскрывая скобки. Сделайте выводы: какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее. 2. Работа с учебником. §17 стр.55 -Прочитайте правило. | E Исследовательская работа (по карточкам) В тетрадях и на доске заполняется таблица. Способы выражения подлежащего Чем выражено | Примеры | 1. Существительное в им.п. | Мать обрадовала дочь. | 2. Местоимение в им.п. (разных разрядов) | Выхожу один я на дорогу. Это уникальная коллекция минералов. Кто откроет дверь? Все хотят участвовать в празднике. Кто-то позвонил. Никто не ответил. | 3. Другие части речи в значении существительного: а) прилагательное; б) причастие; в) числительное; г) наречие; д) междометие | Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разном. Восемь делится на четыре. Наше завтра будет прекрасно! Вот раздалося ау вдалеке. | 4. Неопределённая форма глагола. | Курить –здоровью вредить. Учиться интересно. | 5. Синтаксически неделимое словосочетание: а) сущ.(личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п.; б) колич.числ. в им.п. + сущ. в род п.; в) весь, сам + сущ. (мест.) | Дед с бабушкой шли впереди. Мы с тобой пойдем в лес за ягодами. Пять человек расселись около костра. Один из всадников размахивал шашкой. Около сорока плотников занялись починкой моста. Весь поселок собрался на площади. | 6. Фразеологизм. | У этого мастера были золотые руки. | Дети формулируют вывод. Вывод: подлежащее может быть выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением, инфинитивом, причастием, наречием, междометием, т.е. любой частью речи, выступающей в роли существительного, а также словосочетанием. |
5. | Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
7. | Закрепление изученного материала. | 1.Выполнение упр.90 (1) (коллективно). - В каждом предложении найдите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено. 2.- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее (отметьте в словах орфограммы) (работаем с доской) 3.Творческое задание. -Составьте предложения со словами и словосочетаниями, употребив их в роли подлежащего. 4. -Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения: 5. Работа по карточкам. - Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены подлежащие. | Учащиеся выполняют упр. в тетрадях, один – у доски. 1.Сытый голодного не разумеет. 2.Семеро одного не ждут. 3.Понимать – значит сочувствовать. 4.Небо коптить – жить бесцельно. 5.Большое окно было распахнуто. 6.Большое видится на расстоянии. Самостоятельная работа. Учащиеся составляют и записывают предложения в тетради. Словосочетания: около двухсот человек несколько болельщиков мы с другом кормить завтраками 1. Гости приехали утром. 2. Он был в музее. 3. Старшие помогали младшим. 4. Желающие могли покататься на лодке. 5. Два да два – четыре. 6. Завтра не наступит никогда. 7. Га-га-га слышалось на лугу. 8. Мы с сестрой радовались возвращению домой. 1 карточка 1) Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. 2) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие ( опред. мест.) отошли в сторону. 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. 4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.) выехали до заката солнца. 5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. 6) Вот раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке. 2 карточка 1) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . 2) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.) зари. 3) Был уже полдень( сущ.) , когда мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. 4) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. 5) Большинство знакомых ребят ( неделимое словос.)уже разъехалось по дачам. |
8. | Домашнее задание | §17 выучить правило; Упр.94; выполнить тестовые задания | Записывают домашнее задание в дневники |
9. | Рефлексия. | -У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались? Кто может ответить на данный вопрос? Тогда у меня есть корзина вопросов к вам. - Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?). - Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая). - Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? - Поставьте смайлики напротив утверждений: | E Отвечают на вопросы. - Я умею … - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |
Приложение №1
Тест по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
1. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
2. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
3. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?
1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
4. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
5. В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.
6. В каком предложении подлежащее выражено междометием?
1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
7. В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
8. В каком предложении подлежащее выражено существительным?
1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!
9. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.
3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
10. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
3) Отгремели победные громы.
4) Хотят ли русские войны?
11. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?
1) Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4) Он начал быстро считать в уме.