СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения. Подлежащее".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения. Подлежащее".»

Конспект открытого урока на окружном методическом семинаре «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе» г. Изобильный 23.10.2019 г.

Учитель: Хорубко Елена Александровна, 1 квалификационная категория.

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Класс: 5

Цель урока:  Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Задачи:

Образовательные:

- повторить понятия «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения»;

 - рассмотреть способы выражения подлежащего

 Развивающие:

 - развивать устную и письменную связную речь учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

  • предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений .

  • метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, конструировать текст, создавать устный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в паре, раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, материал для рефлексии.

Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вместе будем работать на уроке русского языка. Меня зовут Елена Александровна.

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

- Откройте тетради и запишите число: Двадцать третье октября. Классная работа.

2.Формулировка темы и целей урока.

- Ребята, мы уже несколько уроков гостим в королевстве Синтаксиса и Пунктуации. Чем занимается Синтаксис? Что изучает? А Пунктуация? Почему они правят страной вместе? (Входят в раздел грамматики, предмет их изучения - предложение)

Достойны ли мы с вами быть гостями этого королевства, покажет наш урок.

- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)

- Чем предложение отличается от словосочетания? ( Предложение выражает законченную мысль, обладает интонационной законченностью)

- А что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения)

-Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое)

Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

Отгадайте загадку:

Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто? Что?» ответит
Этот главный член. Какой?
Подлежащее

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о главных членах предложения. Но более подробно мы поговорим о подлежащем.

Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

Запишите тему в тетрадь.

- Давайте попробуем сформулировать цели урока!

Продолжите предложения:

Повторить наши знания о…

Уметь находить в предложении…

Узнать новое о…


Цель нашего урока: Повторить всё, что мы знаем о подлежащем и узнать что-то новое.


3.Актуализация опорных знаний по данной теме.

О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем:


- Это главный член предложения.

- Подчеркивается одной чертой.

- Выражено именем существительным.

4. Объяснение темы урока.

Послушайте сказку и подумайте, что нового мы узнали о главных членах предложения.

В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.

Король Подлежащее отвечал на вопросы кто? и что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: что делает? каков? (какой?) кто таков? что такое?

И одевались они тоже по-разному.

Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания.

А королева Сказуемое была большая модница,чаще всего надевала платье из глагола, иногда из краткого прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.

И оба они любили наряжаться и играть в одну замечательную игру «Прятки» в своём королевстве «Предложение».



- Ребята, наши герои, а именно Король Подлежащее решил дать вам задание, и кто его выполнит, попадет в их загадочное королевство.


- А вы хотите попасть в волшебное королевство?


Задание 1: Обратите внимание на экран. Найдите в предложениях подлежащее и укажите, какой частью речи оно выражено. Запишем эти предложения. Три человека работают у доски, остальные в тетрадях.


Проверка:


Быстро сгущались сумерки. На высоком небе робко проступали первые звёздочки. Они ярко блестели в тёмном небе. (Подлежащее выражено существительным и местоимением в Им.п.)


Работа по учебнику.

- А сейчас мы с вами обратимся к нашему старому мудрому источнику – это к учебнику ($ 32, с 76), и там найдём сообщение о подлежащем (правило читает один ученик громко и выразительно).

- О чём нам поведал учебник? (Это главный член предложения, не зависит от других слов, обычно выражено именем существительным и местоимением в им.п., связано со сказуемым по смыслу и грамматически)


- Ребята, чтобы нам ещё побольше узнать информации о Короле Подлежащем, мы должны выполнить еще одно задание.


Задание 2: Давайте все вместе, хором прочитаем предложения. Спишите эти предложения в тетрадь. Определим, чем выражена грамматическая основа в данных предложениях. Мы будем работать вместе, не забывайте подчеркивать главные члены предложения в тетради. Напомню, что подлежащее – это то, о чем или о ком говорится, а сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Но, прежде, чем вы начнёте выполнять это задание, я хочу сообщить вам по секрету, что Король Подлежащее может надеть ни один костюм из существительного, а ещё и рубашку из других членов предложения.


Итак, вместе читаем первое предложение, затем второе, третье.


Десять делится на два.

Учиться всегда пригодится.

Взрослые сидели на террасе.

- Какими частями речи выражено подлежащее? (Именем числительным, неопределенной формой глагола и именем прилагательным).


5. Физминутка. Мы хорошо поработали и должны отдохнуть.

Выйдите из-за парт, отойдите друг от друга на небольшое расстояние.

6. Закрепление. Работа в парах.

Положите перед собой карточки, которые называются «Работа в парах»

Игра «Найди Короля Подлежащее». Необходимо прочитать предложения и на место пропуска дописать слово, которое будет являться подлежащим. Помните, что подлежащее может быть выражено не только существительным. Итак, приступаем. Постараемся быстро и правильно выполнить это задание.

Прошло тёплое ________. Наступает ненастная, дождливая ________. Перелётные _________ собираю__ся в дальний путь.______ ул___тают в теплые края.


*Дополнительное задание. Произведите морфемный разбор слова (разбор слова по составу) ПЕРЕЛЁТНЫЕ. Кто хочет выполнить этот разбор у доски?



7. Работа с текстом.

У вас на столах лежат листки. Давайте к ним обратимся и все вместе хором прочитаем стихотворение, оно написано замечательным русским поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным.


Осыпают…ся астры в садах,

Стройный клен под окошком ж…лтеет,

И х…лодный туман на полях

Целый день неподвижно б…леет.

Ближний лес зат…хает, и в нем

П…казались повсюду просветы.

И кр..сив он в убор.. своем,

Золотистой л…ствою одетый.

(И.А.Бунин)

1) Какие орфограммы нам встретились? Давайте вставим буквы, где нужно и объясним их написание.

  • Как можно озаглавить это стихотворение?

  • Какие картины вы представляете, читая это стихотворение?

  • Каким настроением оно проникнуто?

  • Выделите в стихотворении грамматические основы.

  • Какими частями речи выражено подлежащее? (существительным и местоимением в именительном падеже).

  • А как называются остальные члены предложения? (второстепенные).


8. Творческое задание.

- А вы любите осень?

- Назовите те особенности осеннего времени года, которые вам нравятся.

- Посмотрите на иллюстрацию. Каким настроением она проникнута?

- Составьте устно небольшой текст на тему «Осенний день». Если затрудняетесь, можете воспользоваться словосочетаниями на слайде.

Золотая осень, тихая осень, легкий ветерок, грустная пора, теплый лучик, ласковое солнышко, багряные краски, волшебство красок, осенний листопад, разноцветные листья.

9. Итоги урока. Вопросы к итогу урока.

Сегодня мы узнали много нового.

- О чем мы говорили? Какова тема нашего урока?

- Какие цели перед собой ставили?

- Так кто же он, Король Подлежащее?

О себе всегда всё знает,

Очень важен, знаменит,

Главным членом он бывает

Именительным всё ж дорожит!

Заключительное слово учителя. Мы сегодня говорили о главных членах предложения, а больше о подлежащем. Пришли к выводу о том, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи: местоимением, неопределенной формой глагола, числительным, прилагательным.

Запишите домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осенний день».

Мы хорошо поработали, но, к сожалению, нужно прощаться.

Продолжите, пожалуйста, фразы на слайде.

Мне сегодня на уроке было интересно, потому что…

Я узнал, что…

Мне понравилось…

- Ребята, а какое у вас настроение? Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

На память о нашей встрече я дарю вам веселые наклейки. Спасибо за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!