СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Методика обучения выразительному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Методика обучения выразительному чтению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание требований ФГОС и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения. Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения.

 2.Принципы и приемы обучения выразительному чтению (показ, сопоставление, устное рисование, наводящие вопросы, хоровое чтение, чтение по ролям).

                  3.Система работы по обучению выразительному чтению.

4.Структура урока по выразительного чтения: вводная беседа; образцовое чтение, его роль в подготовке к исполнению текста; чтение текста про себя; коллективное членение текста на части, звенья, периоды; обучение чтению по частям (комментарии к тексту звена, обработка звучания наиболее трудных слов и выражений, разметка самых трудных мест знаками партитуры, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности, чтение звена); повторное прослушивание всего текста; прочтение всего текста.

5.Использование технических средств при обучении выразительному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Методика обучения выразительному чтению.»

Тема: Методика обучения выразительному чтению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание требований ФГОС и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения. Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом:

- учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

-упорядочивать информацию по заданному основанию;

-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

-характеризовать явление по его описанию;

-выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

-определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;

-сопоставлять различные точки зрения;

-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» — многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается.

Считают правильным начать эту работу с формирования следующих умений :

Развитие оперативной памяти и внимания к слову.

Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз».

Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится несколько секунд. Ребенок должен успеть прочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова.

Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.

Развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения.

Данное умение включает в себя определенные умения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношение к герою отношение к нему автора, затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Сложным, но необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Это включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения.

Развитие творческого воображения.

Это умение формируется с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста.

Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.

Развитие интонационных умений.

Первый этап – наблюдение с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Следующий этап – наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.

Необходимым является умение выделять при чтении важные слова и сочетания слов (логические ударения); умения слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей; самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением.

  1. Принципы и приемы обучения выразительному чтению (показ, сопоставление, устное рисование, наводящие вопросы, хоровое чтение, чтение по ролям).

Принципы обучения выразительному чтению

1.Работа по выразительному чтению – процесс творческий, включающий элементы поисков, находок, открытий.

2.Для организации обучения выразительному чтению необходимо учитывать реальные возможности детей. Необходимо выявить наличие у них тех задатков, которые требуются самим искусством выразительного чтения.

3.Обучение выразительному чтению требует создания в классе психологического настроя, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками произведения. Этот настрой создаётся и вступительным словом учителя, и его комментариями, и образцовым чтением текста; он должен поддерживаться и в процессе обучения, в процессе повторных чтений.

4.Обучая выразительному чтению, целесообразно использовать грамзаписи, предварительно готовясь к их анализу и установив, на каком этапе работы над текстом, с какой целью можно воспользоваться той или иной из них.

5.На уроках литературного чтения главное внимание сосредоточивается на эмоционально – образной выразительности.

Приёмы обучения выразительному чтению:

Показ.

Показ как средство обучения базируется на принципе: «Послушай и постарайся прочесть, как я читаю»

Применение показа (как и всякого приёма) требует учитывать степень способности, развития, восприимчивости ученика. Цель показа состоит в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ сопровождается соответствующими объяснениями, а последующие (после показа учителя) повторения учащихся – коллективным анализом исполнения каждого ученика.

Метод показа осуществляется в таких формах:

Образцовое чтение учителя, предшествующее процессу обучения.

Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.

Показательные чтения лучших учеников.

Приём сопоставления.

Приём сопоставления побуждает к обсуждению, к оценке, к отбору лучшей интонационной редакции и предупреждает от формального копирования, подражательства. Этот приём основывается на принципе: «Истина познаётся в сравнении». Он имеет следующие разновидности.

Сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, когда после показа учителя читает ученик.

Сопоставление особенностей исполнения двух (и более) учащихся в процессе обработки звеньев.

Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. Такое сопоставление иногда необходимо, чтобы показать, как надо и как нельзя читать.

Устное рисование.

Приём устного рисования содействует развитию творческого воображения.

Прибегая к приёму устного рисования, на который иногда только намекается в тексте, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

Какую картину представляете вы, читая такие - то звенья?

Что бы вы увидели, если бы эту картину предложили изобразить на холсте или на киноэкране?

Какие чувства может вызвать эта картина?

Таки образом, работа учителя по использованию метода устного рисования состоит из двух этапов. На первом он помогает ученику представить и обрисовать картину, изображённую в произведении, на втором – учит читать.

Наводящие вопросы.

На уроке выразительного чтения беседа должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель.

Направляя учащихся в поисках интонации, учитель использует малейшую возможность, чтобы обострить их внимание, возбудить воображение, всколыхнуть чувства. Например: «А нужна ли здесь пауза? Какая это пауза? Какое слово в этой фразе находится в логическом центре? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какой из трёх компонентов (составных частей) ударения в этом слове является основным? Какое чувство вызывает эта фраза?»

Такие вопросы, как правило, сопровождаются дополнительным: «почему?»

Хоровое чтение.

Элементы хорового чтения на уроке дают хороший учебный эффект, и потому современные методисты (вслед за М.А. Рыбниковой) рекомендуют прибегать к этому приёму на уроке.

Некоторые дети чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Кроме того, хор заражается общим подъёмом, общим настроением, тоном.

Не всякий материал годится для хорового чтения. Но есть такой материал, который на хоровое исполнение «напрашивается».

Эту работу на уроке можно организовать в таком порядке:

Образцовое чтение отрывка учителем.

Чтение ученика со средними способностями; оно дает учителю возможность проверить, как восприняли ученики его показ, и может стать материалом, на основе анализа которого учащиеся уточнят смысл и звучание трудных звеньев.

Разметка (в случае необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев.

Эта разметка сопровождается повторными чтениями размеченных тактов и звеньев.

Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях или переделке.

Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.

Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

Чтение в лицах.

Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики, которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся. Тогда этот вид упражнения, как учебное средство, чтение в лицах (или чтение по ролям) приносит желаемые плоды.

Если же чтение в лицах предпринять в процессе ознакомления с содержанием произведения (т.е. на первом этапе его изучения), тогда придётся потерять много времени на дополнительные объяснения, без которых вся эта затея теряет смысл.

  1. Система работы по обучению выразительному чтению.

Упражнения к выработке выразительного чтения:

- логопедическая (артикуляционная ) гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Буденной, О.Крупенчук, Т.Воробьевой. Эти упражнения развивают произвольное движения языка и губ, развивают их подвижность, укрепляют мускулатуру языка, щек и губ, стимулируют движения нижней челюсти, способствуют растяжке подъязычной уздечки.

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков

Од – од-од – мы вскопали огород

Де- де- де – где ты, солнце, где?

Ода– ода-ода - стоит хорошая погода.

Ди – ди - ди - пусть не идут дожди

- скороговорки для развития речевого аппарата.

Работа над скороговорками идет следующим образом:

*произношение скороговорки с беззвучным шевелением губ;

*произношение шепотом;

*увеличение темпа и громкости произношения;

*произношение с разными интонациями (удивления, радости, уверенности и т.д)

- фонопедические упражнения

по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

По весне вспахал старик землю плугом

Посеял пшеницу

Солнце светит

Пшеница растет

Ветер прилетает, пшеницу качает

Дети делают движение кулаками от груди вперед и произносят звук –у-. Повторяют 3-4 раза ,каждый раз увеличивая продолжительность выдоха.

Показывают как разбрасывают зерна и произносят короткие звуки –п-

Произносят звонкие певучие звуки –а- в верхнем регистре.

Медленно поднимают руки, произнося звук -ш-

Делают глиссандо на звук –у- вверх и вниз, показывая высоту звука рукой

-упражнения для развития мимических мышц лица

для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления.

1. Двигать ноздрями (одновременно и поочередно)

2. Сжать зубы и губы. Одновременно опускать углы рта. Дышать через нос.

3. Попеременно открывать и закрывать то правый, то левый глаз.

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики,


поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Скок, скок – поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка молода,

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенек

Простояла весь денек

Дети хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям

Хлопают в ладоши.

Шлепают по коленям

Ударяют кулачками друг об друга,кулачками по бедрамдруг об друга,

по коленям.

- работа над логическим ударением.

Логическое ударение это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Логическое ударение используется для противопоставления одного слова другому и для усиления значения слова.

У маленькой Сани перевернулись сани.

Покажите голосом, какой была Саня

У маленькой Сани перевернулись сани.

выделите голосом, что это произошло у Сани

У маленькой Сани перевернулись сани.

выделите, что же случилось с санями

У маленькой Сани перевернулись сани.

Покажите голосом, что это произошло с санями.

У маленькой Сани перевернулись сани.

  1. Структура урока по выразительного чтения: вводная беседа; образцовое чтение, его роль в подготовке к исполнению текста; чтение текста про себя; коллективное членение текста на части, звенья, периоды; обучение чтению по частям (комментарии к тексту звена, обработка звучания наиболее трудных слов и выражений, разметка самых трудных мест знаками партитуры, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности, чтение звена); повторное прослушивание всего текста; прочтение всего текста.

Процесс обучения выразительному чтению сложен и многообразен. Но ход урока, на котором дети обучаются этому искусству, можно представить по довольно простой схеме:

Вводная беседа или вводное слово учителя;

Постановка учебной задачи.

Планирование своих действий.


Образцовое чтение;

Коллективное членение текста на части, звенья, периоды, выбор интонационных средств

а) комментарий к тексту звена,

б) отработка звучания наиболее трудных слов и выражений,

в) разметка самых трудных мест знаками партитуры,

г) обсуждение возможных вариантов эмоционально – образной выразительности,

д) начитывание звена;

Чтение учениками текста про себя;

Начитывание всего текста.

Самоконтроль.

Самооценка.

Дифференцированное домашнее задание.

Рассмотрим главные пункты этого плана.

Вводная беседа. Её цель – создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.

Перспективно мыслящий учитель какую – то часть из этих слов разберёт заблаговременно на уроке языка, найдя для этого подходящий повод.

Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя, которое образцовым быть должно. Но иногда учитель может предложить учащимся в качестве образца грамзапись, а в иных случаях – исполнение заблаговременно подготовленного ученика.

Чтение текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эту работу школьников учитель может активизировать, предлагая им конкретные задания. Например: 1) Ещё раз прочтите весь текст ( либо какую – то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам. 2) Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить и как озаглавить каждую из них.

Расчленение текста на части. Необходимость этого задания объясняются двумя обстоятельствами: во – первых, требованием заострить внимание детей на композиции произведения или отдельной его части (в таком случае эта работа может сочетаться с составлением плана); во – вторых, стремлением упорядочить сам процесс усвоения произведения с помощью метода выразительного чтения. Разбив текст на части, разделяем их горизонтальными линиями, которые выводятся на поля.

  1. Использование технических средств при обучении выразительному чтению.

Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Задача учителя – сделать каждый урок привлекательным и современным. На уроках литературного чтения с использованием ИКТ имеют место следующие виды работ:


1) презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов)

2) воспроизведение эталонной художественной речи

3) видеофрагменты

4) задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения;

5) тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся

ИКТ помогает улучшить содержательную сторону урока. Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова. Узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта. Видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова, помогают прочувствовать авторский замысел, способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!