СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство» (главы из повести).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обучающие: обучение элементам анализа художественного произведения; обобщение знаний  уч-ся по главам из повести «Детство»  Л.Н Толстого («Maman», «Что за человек был мой отец?» «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»;                                                                                                                  развивающие: осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье; дать характеристику герою; поделиться впечатлениями о самостоятельно.) прочитанных главах из повести «Детство»;

воспитывающие: воспитывать нравственные ценности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство» (главы из повести).»




Тема: «Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство» (главы из повести).

Цель: обучающие: обучение элементам анализа художественного произведения; обобщение знаний уч-ся по главам из повести «Детство» Л.Н Толстого («Maman», «Что за человек был мой отец?» «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; развивающие: осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье; дать характеристику герою; поделиться впечатлениями о самостоятельно.) прочитанных главах из повести «Детство»;

воспитывающие: воспитывать нравственные ценности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Оборудование: предметная газета, портрет писателя, выставка книг писателя, рисунки уч-ся, «Литература 7 класс. учебник-хрестоматия.» Автор-составитель В.Я Коровина, презентация «Детство в изображении Л.Н. Толстого»

Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

-На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые сведения из биографии Л.Н.Толстого, в частности те, которые нашли отражение на страницах повести «Детство», обсудим главы этой повести, с которыми мы познакомились на страницах учебника, подумаем, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми.

III. Изучение новой темы.

  1. Чтение материала учебника (с. 305).

- Рассмотрите внимательно портрет Л.Н. Толстого. Опишите его внешность (Высокий лоб, умные проницательные глаза, седые волосы, борода и усы, морщины на лбу.)

- Какое представление складывается о писателе. Судя по его портрету? Какой это человек? (Это очень умный, мудрый человек, добрый и благородный).

- Вы правы, ребята. Л. Н. Толстой был, действительно, очень мудрым и благородным человеком, сердечным, добрым, трудолюбивым.

- Более подробно расскажут о Л. Н. Толстом ребята, которые подготовили сообщения о писателе.

Сведения из биографии Л.Н.Толстого. Краткий пересказ докладов.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой - потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских.

Толстой – необычный граф. Он увлекался земледелием, понимал и уважал крестьянский труд. Большую роль сыграла в жизни Толстого Ясная Поляна: там он научился видеть природу и простых людей, там написано множество произведений. (Репродукции на доске или слайды) В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, затем еще 20 школ в окрестных деревнях. Для ребят Толстой создал азбуку, арифметику, 4 книги для чтения, рассказы и сказки («Филипок», «Косточка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Три медведя» и др.).

Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого - доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность. Он считал, что многие взрослые не понимают и не уважают ребенка, дают ему мало свободы.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

– Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить.)

– Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)

2. Слово учителя.

Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)

- О чём повесть «Детство»? (Эта повесть о взаимоотношениях детей и взрослых в дворянской семье.)

- Кто главный герой повести? (Николенька Иртеньев).

- Проследим по прочитанным главам характер главного героя. Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?

3.Словарная работа. На доске написаны слова: привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие.

- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? После обсуждения открываем слайды.

Привязанность- это чувство любви, привыкания к человеку, когда человек не мыслит себя без кого-либо или без чего-либо.

Самопожертвование- это когда человек жертвует собой (своим счастьем или жизнью) ради блага других людей.

Сочувствие- это, когда человек переживает чужое несчастье как своё, помогает людям в беде.

Согласие - взаимопонимание, добрые отношения, мир между людьми.

При обсуждении прочитанных глав пользуйтесь этими словами.

4. Чтение учителем главы «Маmаn»из повести «Детство» стр.308-310

5. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.

- Какой представляется матушка Николеньке?

- Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза  выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 308)

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

- Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. (« Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 309)

-Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

- Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».)  (с. 309)

- О чём говорят эти слова?

- Как мама называет Николеньку? (Мой ангел, моя душечка.)

- Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

– Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)

– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)

6. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 310–312.

7. Беседа по вопросам.

– Каков портрет отца? (С. 310.)

- Каким был отец Николеньки и что характерно для него (взаимоотношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

– Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Автор сомневается, были ли у него нравственные убеждения.)

Вывод. отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

V. Подведение итогов урока.

– Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?

– Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Домашнее задание: прочитать гл. «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец.


Л.Н.Толстой. Глава «Классы».

Цели и задачи: раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Организационный момент (приветствие, сообщение целей, постановка задач).

Объяснение нового материала. Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета (запись термина в рабочую тетрадь). Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе.

Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус.

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

Работа с текстом произведения.

Учитель. И вот теперь Карл Иванович узнал, что ребята уезжают учиться в Москву, где располагались лучшие учебные заведения. Вот почему наш отрывок начинается словами: « Карл Иванович был очень не в духе». Прочитаем его.

Комментированное чтение главы «Классы» (стр.312-315).

1. Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 313. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

- Найдите и прочитайте эпизод из главы «Классы», в котором герой рассказывает о том, как он был наказан. Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»). (с. 313)

- Николенька слышит разговор Карла Иваныча с Николаем. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька?

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 314. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

- Найдите строки, описывающие чувства Николеньки и прочитайте.

(« Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие ».) (с. 314)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 314. «Я сочувствовал… между ними согласие».)


Вопросы классу:

- Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?

- Что он сказал дяде Николаю?

- В чем выразилось негодование учителя на уроке?

- Какое предложение продиктовал он ребятам?

- Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Подведение итогов. Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность).

Домашнее задание: прочитать главу «Наталья Савишна».

Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство").

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы; раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

Ход урока

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

– А о ком эти слова?

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”. 

II. Беседа по тексту главы “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

  • простая крепостная женщина,

  • дворовая прислуга,

  • крепостная крестьянка,

  • няня матушки Николеньки,

  • экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В чепце и фартуке.)

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.) стр.316

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («…никто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

– Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку в учебнике. Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны? 

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что?

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 319. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям.

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”. 

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. )

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

III. Домашнее задание: прочитать главу “Детство” стр.319-321



Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»

Цели: раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

– Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

– Какие эпитеты подобраны автором для описания поры детства?
(«Счастливая», «невозвратимая».)

Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

– Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

– Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

– Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

-О чём молится юный Иртеньев? Найдите эти строки и прочитайте.

После этого, как, бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку".)

(«Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать".)

Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».)

- Как это его характеризует?

- Итак, давайте охарактеризуем героя повести «Детство». Каким вам представляется Николенька Иртеньев?

Вывод (слово учителя): Николенька умён, наблюдателен, обладает живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания.

Николенька ошибается, анализирует свои поступки, страдает из-за совершенных ошибок.


– О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспоминания». Неужели «навеки отошли» от него «слезы и восторги», которые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

– В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

– Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

– Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

– А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос-задание 4 (с. 322); прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой» (с.323).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!