СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Грибы" 5 класс В.В. Пасечник ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержатся цели и результаты освоения учащимися программы по теме "Грибы", а также различные задания по блокам и варианты самоанализа.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Грибы" 5 класс В.В. Пасечник ФГОС»

Тема: Царство Грибы

Класс 5, предмет биология, количество часов – 5


Цель.

Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению кроссворда на основе:

  • Представлений об общих признаках грибов

  • Понимании взаимосвязи строения и жизнедеятельности грибов, а также взаимосвязи грибов с другими организмами

  • Умения формулировать понятия и составлять вопросы для кроссворда.



Планируемый результат освоения темы

  • Личностные

    • проявлять интерес к учебной теме и определять потребность в ее освоении

    • проявлять творчество при выполнении задания

  • Метапредметные

    • Познавательные

      • Извлекать информацию в соответствии с учебным заданием

      • Определять значение и смысл термина

      • Формулировать вопросы и ответы

      • Работать с рисунками учебника

      • Находить отличия

      • Составление схем-опор

      • Работа с информационными текстами

      • Объяснение значения новых слов

      • Сравнивать и выделять признаки

      • Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

    • Коммуникативные

      • Групповая работа по обсуждению информации

      • Слушать товарища и обосновывать свое мнение

      • Выражать свои мысли и идеи

    • Регулятивные

      • Определять цели и задачи урока

      • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

      • Определяют критерии оценки изучения бактерий

  • Предметные

    • Перечислять отличительные признаки царства Грибы

    • Узнавать представителей царства по признакам

    • Объяснять строение и жизнедеятельность грибов

    • Понимать смысл биологических терминов

    • Различать съедобные и ядовитые грибы

    • Объяснять место и роль грибов в природе и жизни человека.



Содержание темы


Блок 1. Общая характеристика грибов.

Блок 2. Шляпочные грибы.

Блок 3. Плесневые грибы и дрожжи.

Блок 4. Грибы паразиты.


Глоссарий по теме: грибница, или мицелий, шляпочные грибы, микориза, симбиоз, плесневые грибы, дрожжи, мукор, пеницилл, спорангии, споры, головня, гриб трутовик.



Организация образовательного процесса


Межпредметные связи: микология

Ресурсы: ПК, телевизор, видеофрагменты по теме, микроскопы и готовые микропрепараты

Форма работы школьников: фронтальная, групповая.


Учебные задания


I этап. Самоопределение к деятельности.

Ситуативное задание

Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть -

Нет головы.

У малютки-кавалера

Чрезвычайно важный вид,

Он в огромнейшем сомбреро

На одной ноге стоит.


Вы верно отгадали, в коробке гриб. По каким признакам вы это определили? (шляпка и ножка). Что еще вам известно о грибах? Давайте проверим ваши знания?


Вашему вниманию предлагаются следующие утверждения, прочитайте их отметьте те, которые являются верными, а которые не верными.

1.Гриб состоит:

А) шляпки и ножки; б) грибницы в) оба ответа правильны.

2 Грибы бывают по строению:

А) трубчатые и пластичные; б) съедобные, не съедобные

3 Грибы размножаются:

А) спорами; б) вегетативно; в) два варианта правильных

4 Микориза:

А) способ питания; б) способ срастания; в) взаимовыгодное сотрудничество

5)Съедобный гриб отличается от несъедобного:

А)вкусом; б) строением; в) цветом

6. Грибы растут в :

А ) лесу; б) теплицах ; в) оба ответа правильны.

Теперь сверьтесь с эталоном, правильно ли вы ответили?

Кто ответил без ошибок? Нужно ли нам подробнее изучить строение и жизнедеятельность грибов?


Дети приходят к выводу что им необходимо больше знать о царстве грибов.



II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У).


Блок 1. Общая характеристика грибов.

Содержание блока осваивается школьниками на основе §13 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Питание грибов

  2. Строение грибов

  3. Размножение грибов

  4. Роль грибов в природе и жизни человека

Прочитайте §13 абзац «Питание грибов» и запишите в тетрадь ответы на вопросы и задания:

1. Какими веществами питаются грибы? (З)

2. На какие две группы делятся грибы по характеру питания? Составьте схему «Типы питания грибов» (У)

3. Ответьте устно. Какие особенности питания грибов сближают их с животными, а какие с растениями? (З)


Прочитайте §13, абзац «Строение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1,2,3:

1. На какие две группы делятся грибы по строению? (З)

2. Какое вещество, характерное для насекомых, содержат оболочки клеток грибов? (З)

3. Из чего состоит тело гриба? Как оно называется? (З)

Прочитайте §13, абзац «Размножение грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы:

1. Какими способами размножаются грибы? Составьте схему «Размножение грибов» (У)

2. Назовите два способа бесполого размножения? (З)

3. Назовите два способа вегетативного размножения? (З)

4. Рассмотрите рис. 42 на с.71 и рис. 50 на с.79. Ответьте устно: Какие способы размножения грибов здесь изображены? (П)


Прочитайте §13, абзац «Роль грибов в природе и жизни человека», рассмотрите рис.39 на с.68.

Заполните таблицу «Роль грибов в природе и жизни человека». (У)

положительная

отрицательная




(П) Определите причины, по которым грибы выделены в отдельное царство.


Диагностика

Выберите правильные утверждения

1. Грибы – одноклеточные организмы.

2. Сапротрофные грибы способны к фотосинтезу.

3. В оболочках клеток грибов содержится хитин, придающий ей плотность.

4. Грибница – тело гриба.

5. Спора грибов это клетка, служащая для полового размножения.

6. Почкование – способ размножения дрожжей.

7. Грибы не используются для создания лекарств.



Блок 2. Шляпочные грибы.

Содержание блока осваивается школьниками на основе §14 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Строение шляпочного гриба

  2. Образование спор

  3. Симбиоз грибов и растений

  4. Грибы съедобные и ядовитые

  5. Выращивание грибов


Прочитайте §14, абзац «Строение шляпочного гриба» и выполните задание № 50 в рабочей тетради: подпишите части шляпочного гриба. (З) Дайте определения видам шляпочных грибов. (У)


Прочитайте §14, абзац «Образование спор». Ответьте на вопрос, какая часть гриба – плодовое тело или грибница является главной? Ответ аргументируйте. (П)

Прочитайте §14, абзац «Симбиоз грибов и растений». Дайте определение понятию «симбиоз». (У)

Составьте схему, отражающую взаимоотношения между грибами и растениями. (У)


Прочитайте §14, абзац «Грибы съедобные и ядовитые» и выполните задание № 51 в рабочей тетради: определите съедобные и ядовитые грибы. (З)


Блок 3: Плесневые грибы и дрожжи

Содержание блока осваивается школьниками на основе §15 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Гриб мукор

  2. Гриб пеницилл

  3. Дрожжи


Прочитайте §15, абзац «Гриб мукор». Изучите строение плесневого гриба мукора под микроскопом. Выполните задание 53 в рабочей тетради: подпишите названия основных частей гриба мукора. Сделайте вывод. (З, У)


Изучите строение плесневого гриба пеницилла под микроскопом. Сравните строение пеницилла и мукора. (З, У)


Изучив строение дрожжей под микроскопом, выполните задание 54 в рабочей тетради. Сделайте вывод. (З,У)


Блок 4: Грибы паразиты.

Прочитайте §16 и заполните таблицу в задании №55 в рабочей тетради. (З)


Выполните задание №56: сравните симбиоз и паразитизм. (У)

Приведите примеры грибов паразитов, с которыми вы встречались в жизни. (П)


Блок Д: Диагностика освоения содержания темы

Вариант 1

  1. Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

1) мицелий 3) микориза

2) плодовое тело 4) клубеньки


  1. Симбиоз – это тип взаимоотношения между двумя организмами, при котором:

1) выгодно одному из организмов 3) безразлично обоим

2) не выгодно обоим 4) выгодно обоим



  1. Какой из перечисленных грибов является ядовитым?

1) желчный 3) трюфель

2) вешенка 4) груздь


  1. Дрожжи размножаются:

1) спорами 3) мицелием

2) почкованием 4) гифами


  1. Гриб – паразит, поражающий картофель и томаты:

1) спорынья 3) головня

2) трутовик 4) фитофтора


  1. Бактерии и грибы относят к:

1) одному царству живых организмов

2) царству растений

3) разным царствам живой природы

4) лишайникам


  1. Пеницилл относится к:

1) плесневым грибам 3) шляпочным грибам

2) грибам – паразитам 4) дрожжевым грибам


  1. Шляпочные грибы в природе размножаются:

1) спорами 3) делением грибницы

2) частями плодового тела 4) спорами и делением грибницы


Вариант 2

  1. Белый пушистый налёт на хлебе – то гриб:

1) пеницилл 3) мукор

2) трутовик 4) фитофтора


  1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

1) способны к фотосинтезу

2) питаются готовыми органическими веществами

3) сами производят органические вещества

4) поглощают пищу путём всасывания


  1. Оболочка клеток большинства грибов содержит:

1) хитин 3) муреин

2) целлюлозу 4) глюкозу


  1. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?

1) фитофтора 3) головня

2) трутовик 4) спорынья


  1. К трубчатым грибам относится:

1) сыроежка 3) опёнок

2) рыжик 4) подберёзовик


  1. К пластинчатым грибам относится:

1) белый 3) волнушка

2) маслёнок 4) подосиновик


  1. Пища бактерий-паразитов:

1) органические остатки мёртвых растений и животных

2) органические вещества, синтезированные из углекислого газа и воды

3) неорганические вещества, содержащиеся в почве, в водоёмах

4) органические вещества, входящие в состав живых организмов


  1. Среди перечисленных грибов плесневыми грибами являются:

1) сыроежка и подберёзовик 3) белый и груздь

2) мукор и пеницилл 4) мухомор и бледная поганка


III. Этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание А. (информативный уровень). Составить кроссворд по образцу.

Задание Б. (импровизационный уровень) .Составьте кроссворд на основе алгоритма.

Алгоритм составления кроссворда:

1. Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.

2. Выпишите 25-30 терминов по данной теме.

3. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.

4. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.

5. Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

Оформите кроссворд.


Задание В. (эвристический уровень). Составьте кроссворд, помня правило кроссворда.


IV. Рефлексивная деятельность.


Самоанализ. Закончите предложение: Где изучение темы пригодиться мне в

жизни_______________________________________________________ .

Самооценка. Я себя оцениваю на « » баллов, потому, что

_______________________________________________________________________ .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!