Базовый учебник Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: - М.: Дрофа, 2015_________________
Цель урока _создать условия для изучения многообразия шляпочных грибов, выявления особенностей грибов__
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, электронные образовательные ресурсы по теме http://fcior.edu.ru/, жетоны в виде грибов для оценивания своей работы, натуральные объекты грибов, лабораторное оборудование: чашки Петри, препаровальные иглы, иллюстрации.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут) |
1.1.Формулировка темы урока Посмотрите иллюстрации на доске и презентацию О чем пойдет речь сегодня на уроке? - О грибах. Что вы знаете о грибах? Что бы вы хотели узнать о грибах? Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема урока: «Царство Грибы. Особенности царства Грибы» | Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Побуждает к актуализации знаний обучающихся о грибах. Вводит понятие «грибы». Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании. Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам | Просмотр презентации Определяют тему урока Актуализируют свои знания о грибах В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование волевая саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Познавательные общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели моделирование выбор оптимальных способов решения задач умение строить речевое высказывание |
1.2 Формулирование проблемного вопроса На слайде написана тема урока «Царство грибы». Обратите внимание на иллюстрации грибов. Они очень разнообразны. Давайте поставим проблемный вопрос к нашему уроку. - О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? | | |
1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели Итак, мы изучаем царство грибы. Предположим, вы хотите узнать о грибах абсолютно все. Что вы хотели бы узнать о грибах? Чему научиться? - Изучить строение грибов, - Узнать о видах грибов, - Узнать, какое значение имеют грибы в природе и для человека. Возможны различные формулировки целей обучающимися. Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем (ключевые понятия: строение – функции, знать – уметь). | Создает учебную ситуацию целеполагания. Побуждает обучающихся формулировать цели урока. Структурирует предложенные формулировки. Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам биологии в 5 классе. Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +» | А) строение плодов Б) виды плодов В) значение плодов |
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут) |
2.1. Элемент содержания «Царства грибы» Для достижения цели и решения проблемного вопроса, мы будем выполнять исследовательскую работу. Данная работа будет оцениваться не только учителем и одноклассниками, но и вами с помощью жетонов-грибов. А в конце урока должен быть заполнен лист самооценки. Лабораторная работа. У каждой группы на столе натуральные объекты, иллюстрации грибов. Задание в группах (25минут). Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». Инструктивная карта: Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые? 2.Грибы трубчатые и пластинчатые 3.Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Симбиоз грибов и растений Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз) Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать) Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. Слайд: симбиоз Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. 5. Грибы съедобные и ядовитые. - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение) Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить | Создает учебную ситуацию, связанную с изучением грибов в процессе лабораторной работы. Побуждает обучающихся выделять существенные признаки грибов Знакомит с понятиями Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения. Создает учебную ситуацию моделирования строения грибов при выполнении схематического рисунка Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении групп грибов Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий. Создает учебные ситуации для формирования умения определять типы плодов Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы | Рассматривают грибы, анализируют их строение, описывают существенные признаки. Предлагают понятия для обозначения видов гриб Узнают и запоминают существующие понятия, дают их определение Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации Моделируют строение грибов, делая схематический рисунок Сравнивают группы грибов Учатся использовать все введенные на уроке понятия Осуществляют поиск информации и ее преобразование Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения и многообразия грибов Заполняют тетрадь | Познавательные общеучебные: логические: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Регулятивные: |
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут) |
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока? - Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их. Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы. Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает пути ее достижения. Озвучивают группы по очереди. Теперь необходимо оценить качество достижения результатов. Проанализируйте результаты вашей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз? -Какие грибы изображены на картине? Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цель+, записанную в начале урока на полях тетради и связанную с работой в группе. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно. Подведём итог урока. Что нового узнали на уроке? Оцените свою работу на оценочных листах. Активность на уроке. (1,2,3,4,5) Проведённая исследовательская работа. (1,2,3,4,5) Правильные ответы на уроке. (1,2,3,4,5) Подготовка сообщения и выступление на уроке. (1,2,3,4,5) Я считаю, что заслуживаю оценку: Оценивание работы учителем. Домашнее задание: 1. В учебнике п, вопрос №. 2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор. пеницилл. Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял,что… Меня удивило… | Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений | Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности | Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |
| |
| |
| Словарь юного миколога 1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей. 2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела. 3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева. 4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба. 5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки. 6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром. 7. Микология – наука, изучающая грибы. 8. Микориза – иначе грибокорень. 9. Мицелий – иначе грибница. 10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки. 11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов. 12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства. 13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством. 14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов. 15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов. 16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева. 17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения. 18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей 19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние. 20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов. |
.