Тема: Текст
Задачи
Образовательные: закрепить представление о стиле текста.
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Открыли свои тетради, записали число, классная работа.
Отложили свои тетради.
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»?
(Мы узнаем каждый день что-то новое)
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаем и используем.
2. Работа у доски
Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.
На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.
(Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст)
Обоснуйте свой ответ.
(Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст)
Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?
С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Дети предлагают свой варианты)
3.
Первичное закрепление.
Записали тему урока: «Текст. Закрепление.»
Какую поставим перед собой цель? (Повторить и обобщить знания по теме «Текст»)
Перед Вам две записи. Сейчас мы их прочитаем и определим, какая из этих записей является текстом и почему.
1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки.
2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!
(Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу)
Что такое тема текста?
(Это, то о чём или о ком говорится в тексте)
Какова тема этого текста?
(Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев)
Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.
Что такое основная мысль текста?
(Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст)
Какова основная мысль текста?
(Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем леса)
Все ли основные признаки текста названы?
(Нет)
Какого еще одного признака не хватает?
(Заголовка)
Что такое заголовок?
(Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста)
Придумайте заголовок для нашего текста.
«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья».
Какие типы текстов вы знаете?
(Текст-описание, текс-рассуждение, текст-повествование.)
К какому типу относится данный текст? Объясните свой ответ.
(В этом тексте описывается природа)
Физминутка
Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок.
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
4.
Самостоятельная работа.
Теперь записали в своих тетрадях заголовок по середине «Красота осени». Записываем под диктовку текст с красной строки, с заглавной буквы. Слушаем первое предложение….
Подчеркните главные члены предложения в первом предложении (подлежащее и сказуемое).
Теперь наш текст опять появился на доске, ваша задача, проверить себя по образцу.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какая перед нами стояла цель?
Повторить и обобщить знания по теме «Текст».
Что мы сделали, чтобы добиться цели?
(Рассмотрели текст, разобрали его основные части, вспомнили типы и стили текста, а также проверили свои знания по теме «Текст» с помощью теста на компьютере и письму по памяти)
Поднимите руки, кого все получилось. Что нужно сделать, чтобы у всех детей были высокие результаты?
(Предположения детей)