СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Технология проектирование образовательного процесса на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяются будущий процесс и результат целенаправленного развития учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного времени.

Продуктом проектирования образовательного процесса является проект, представляемый в виде образовательной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Технология проектирование образовательного процесса на уроках географии"»

Технология проектирование образовательного процесса на уроках географии.


Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяются будущий процесс и результат целенаправленного развития учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного времени.

Продуктом проектирования образовательного процесса является проект, представляемый в виде образовательной технологии.

Основными принципами проектирования образовательного процесса являются концентрация проектирования на ведущем элементе (модели деятельности учащихся), рефлексивность, адаптация образовательного процесса к личности обучаемых.

Процедура проектирования образовательного процесса включает:

  1. Анализ исходных данных: целей и содержания образования (его отдельного отрезка), учебных возможностей учащихся, наличных условий обучения; формулирование образовательных, воспитательных и развивающих задач.

  2. Отбор учебного материала в соответствии с конкретизированными целями и задачами.

  3. Представление содержание учебного материала в виде моделей деятельности.

  4. Соотнесение спроектированных моделей осваиваемой деятельности с личностным опытом жизнедеятельности учащихся, согласование их с ценностными ориентациями и жизненными смыслами учащихся.

  5. Определение личностных технологических способов обучения, применение которых невозможно по разным причинам.

  6. Выделения круга возможных для данных условий образовательного процесса технологических способов обучения.

  7. Разработка нескольких вариантов процедур (последовательных действий) учебной деятельности школьников в процессе продвижения их с одного уровня обученности на другой, более высокий.

  8. Разработка нескольких вариантов последовательных действий учебной деятельности школьников в процессе продвижения их с одного уровня обученности на другой, более высокий.

  9. Соотнесение приемлемых вариантов с дидактической целью.

  10. Определение структуры управляющей деятельности учителя в соответствии со структурой учебной деятельности учащихся.

  11. Подбор наглядных пособий, раздаточного материала, демонстрационного и лабораторного эксперимента, аудио- и видеоматериалов, необходимых для реализации совместной деятельности учителя и учащихся.

  12. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: социального, производственного и природно-климатического окружения школы, учебного материала базы, а также нравственно-психологического климата в школе и в данном классе.

  13. Распространение времени на каждый этап образовательного процесса, продумывание размещения участников образовательного процесса в пространстве (расстановка мебели, возможное перемещение учащихся по кабинету).

  14. Фиксация проекта образовательного процесса в виде документа (в письменной или графической форме).


В условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса и непрерывного общего и профессионального образования учебная деятельность школьников должна рассматриваться не автономно от всех последующих в жизни учащихся видов деятельности, а как их подготовительный компонент, основа и фундамент, на котором происходит формирование умений: ставить цель деятельности; определять систему действий и операций, осуществлять их; корректировать результаты деятельности.

Для организации деятельности учащихся на уроке необходимо ее предварительное моделирование при проектировании учителем процесса обучения на уроке.

Основными морфологическими видами учебной деятельности школьников, подлежащими моделированию, выступают: познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, эстетическая, физическая, преобразовательная, контрольно-оценочная, проектная.

Модель деятельности учащихся - это системообразующий компонент образовательного процесса, представляющий собой структуру морфологических видов учебной деятельности школьников определенного временного (четверть, полугодие, учебный год) и смыслового (тема урока, раздел) промежутков, которая может быть представлена совокупностью отдельных моделей.


Основными принципами моделирования учебной деятельности учащихся выступают:

- активная ученическая позиция школьников;

- единство обучающей деятельности учителя и деятельности учения школьников, при ведущей роли последней;

- интеграция, трактующая необходимость рассмотрения учебных предметов как интегрированных систем с четко обозначенными внутри - и межпредметными связями;

- доступность, реализация которой требует представления учащимся моделей их деятельности в соответствии с возрастными возможностями;

- вариативность, раскрываемая в построении гибких моделей в соответствии с разным уровнем обученности и обучаемости учащихся в пределах одного классного коллектива;

- связь с жизнью, конкретизирующаяся в моделировании практико-ориентированных учебных ситуаций, опоре на местный (краеведческий мтериал);

- рефлексивность, требующая постоянной корректировки созданных моделей в зависимости от мысленного экспериментирования и результатов их использования в процессе обучения на уроке.

Технология моделирования учебной деятельности учащихся представляет собой совокупность двух взаимодополняющих способов моделирования: 1 способ - теоретическое или нормативное моделирование, применяющееся при составлении учителем проекта образовательного процесса, исходя из требований нормативной документации и знаний нормативной документации и знаний особенностей личностей обучаемых: постановка целей; создание модели и управление ею; исследование модели; перенос знания; оформление модели. 2 способ – прикладное или инструментальное моделирование, используемое учителем, когда в его руках уже есть модели деятельности учащихся, но их использование в учебном процессе диктует необходимость дальнейшей корректировки (расширение получают такие блоки моделирования, как исследование модели и перенос знания).


Наложение представленных способов и их конкретизация определят технологию моделирования учебной деятельности школьников:

  1. Определение временного и смыслового промежутков моделирования.

  2. Изучение, анализ учителем нормативной документации (государственного стандарта, программно-методических материалов), учебной ученической литературы и формирование на их основе образовательных целей на выбранные промежутки.

  3. Выделение на основе поставленных целей и содержания образовательной программы морфологических видов учебной деятельности, построение их модели в зависимости от выбранного промежутка:

А) при широких временных (четверть, триместр) и смысловых (тема, раздел) промежутках создается обобщенная модель учебной деятельности учащихся: тема - виды деятельности – конкретные формы работы;

Б) При узких промежутках (2-3 урока, урок, этапы урока) построенная ранее обобщенная модель учебной деятельности (А) конкретизируется: выделяется ведущий вид учебной деятельности и создается его модель (модель морфологического вида учебной деятельности), включающая: подготовительный блок учебной деятельности (формулирование целей осуществления деятельности, ее мотивация, выбор обучающих воздействий и необходимого материально-технического оборудования); основной функциональный блок учебной деятельности (деятельность учения: ориентировочная, исполнительная, контрольная и корректировочная части акта учения, представленные совокупностью учебных действий).


  1. Мысленное экспериментирование – соотнесение построенных моделей с личностными особенностями учащихся, особенностями классного коллектива и выявление на этой основе степени «реальности» и продуктивности моделей.

  2. Корректировка построенных моделей в зависимости от мысленного эксперимента включает упрощение (усложнение) моделей, создание «гибких» моделей, предполагающих выбор учащимися индивидуального маршрута их усвоения. Использование построенных моделей как инструмента моделирующей деятельности учителя опирается на созданные педагогом обобщенные модели конкретного вида учебной деятельности учащихся, которые могут «накладываться» друг на друга, создавая некую «универсальную» модель.

  3. Представление откорректированных моделей в буквенной (табличный, схематичный, алгоритмический вид) или графической форме.


Суммируя группы целей за весь курс обучения географии в средней школе, можно определить их следующим образом.

Обучающие цели:

- выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;

- раскрыть естественнонаучные, технико-экономические и социально- экономические основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования в качестве базы для успешного участия в производстве, общественного участия в производстве, общественной жизни и для правильного поведения в природе;

- сформировать у учащихся умение пользоваться картами, учебными пособиями, справочниками, вести наблюдения в природе.

Развивающие цели:

- способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами учебного предмета географии: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь, доброта и.т.д;

- развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения на основе географического материала.

Воспитательные цели:

- способствовать нравственному воспитанию учащихся: формированию у них любви к Родине с широким взглядом на мир и другие народы;

- внести вклад в трудовое воспитание учащихся, их профориентацию; помочь в выборе жизненного пути;

- способствовать формированию у молодого поколения экологического и экономического сознания, эмоционального отношения к экологическим и экономическим проблемам.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!