СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии обучения математике в школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания» в Могилёвском государственном университете имени А.А.кулешова, 2013 год

Просмотр содержимого документа
«Технологии обучения математике в школе»


И.В. Шилько (Костюковичи, Беларусь)


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ


Аннотация (In this research work I present practical experience for development and formation of competent personality of students. The presented practical experience can be used by teachers of mathematics in their teaching practice)


Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология - на науке.

С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все начать сначала.

В.П. Беспалько


Вечный вопрос, стоящий перед учителем математики: как построить уроки, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы пробудить у них желание заниматься математикой. Как построить процесс обучения, чтобы учащиеся поняли, что задача иногда может быть увлекательной, и что напряженная умственная деятельность необходимо любому из них.

Ответ может быть единственным – организовать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся на каждом уроке сделал для себя открытие, то есть научить его делать это открытие, а значит научить мыслить.

А научить этому можно через:

  1. проблемное обучение;

  2. уровневую дифференциацию;

  3. интегральную технологию;

  4. ИКТ;

  5. технологию укрупнения дидактических единиц;

  6. здоровьесберегающие технологии.

Интегральная технология образовательного процесса направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

1) вооружение учащихся знаниями и предметными умениями;

2) развитие их универсальных способностей.

Являясь одновременно и знаниевой, и способностной технологией, ИТУВП может быть определена как:

  1. описание дидактических процессов, которые ориентированы на достижение запланированного результата, выражаемого в требованиях учебных программ;

2) описание упорядоченной последовательности ситуаций, в которых развиваются способности учащихся.

Интегральная технология строится на основе:

  1. планирования результатов обучения;

  2. психологизации образовательного процесса;

  3. компьютеризации учебного процесса .

В процессе обучения математики интегральная технология применима как на второй, так и на третьей ступени общего среднего образования.

Целевые ориентации технологии укрупнения дидактических единиц: достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

Концептуальные положения:
  1. совместно и одновременно изучить взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п.;

  2. обеспечение единства процессов составления и решения задач;

  3. рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (деформированные задания);

  4. обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

  5. выявлять сложную структуру математического знания, достигать системности знаний;

  6. принцип дополнительности в системе упражнений.

Принципы:

  1. изучать не всего понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в едином, в целом!

  2. не скольжение по поверхности, по верхушкам знаний, а их углубление сейчас же, на данном уроке, проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями, выращивание куста ассоциаций дерева знаний вокруг основного ствола!

Лейтмотивом урока, построенного на системе укрупнения дидактических единиц, служит правило: не повторение (да ещё отложенное на следующие уроки), а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько минут после исходного, дабы познавать объект в его развитии, дабы противопоставить исходную форму знаний видоизмененной.

Технология укрупнения дидактических единиц применима при изучении практически всех тем школьного курса математики. Так, при изучении темы «Проценты» в шестом классе целеобразно на первом уроке познакомить учащихся как с правилом нахождения процента от числа, так и с правилами нахождения числа по его проценту и процентного содержания. В восьмом классе при изучении тригонометрических функций на первом уроке логично ввести понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

Ни один урок математики не может обойтись без постановки проблемных задач, которые решаются путём сотрудничества учителя и ученика. Благодаря такой совместной деятельности, ученик убеждён, что он сам пришёл к определённым выводам.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Процесс обучения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипо­теза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Сущность технологии проблемного обучения заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуа­ций в процессе взаимодействия учителя и учащихся при максимальной самостоятельности последних. Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоя­тельное познание элементов новой темы носит название проблем­ной ситуации, учащимся на этом этапе открывается их знание о незнании.

Проблемные ситуации необходимо создавать на каждом уроке математики. Так, при изучении темы «Теорема Пифагора» проблемная ситуация возникает при решении задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого: «Случися некоему человеку к стене лествицу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лествицу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать». Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти катет по известным гипотенузе и катету. Возникает проблема: как это сделать? При изучении темы «Числовые функции, их свойства и графики» на факультативном занятии в 9 классе учащиеся определяют, графики каких функций изображены на графиках. Проблемная ситуация возникает при определении некоторых функций.

Образовательный стандарт образования по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем его мире (сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции .

Всё это становится возможным благодаря использованию ИКТ. Отличие уроков с применением ИКТ от традиционных уроков математики в том, что знания о математических объектах, понятиях и их свойствах ученик получает в результате собственной учебно-познавательной деятельности. На этих уроках не только формируется умение решать математические задачи, но и осуществляется обучение способам деятельности. Использование ИКТ на уроках математики позволяет каждого учащегося включить в учебно-познавательную деятельность.

Сегодня компьютер прочно вошел в педагогическую практику учителя математики. Учащиеся создают презентации к урокам, внеклассным мероприятиям. Нельзя приуменьшать и преимущества использования интерактивной доски. Неоценимую помощь в работе оказывают мультимедийные учебные пособия. Неограниченные возможности применения ИКТ в образовательном процессе имеет Интернет.

Чтобы охарактеризовать математические способности, можно выделить два компонента: скорость усвоения и активность мышления, трудоспособность и организацию работы на уроке.

Цели дифференциации обучения:

  1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

  2. С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

  3. С дидактической точки зрения – разрешение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе

Внешняя дифференциация, в первую очередь, осуществляется в гимназиях и лицеях: физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое направления. И даже в этих классах осуществляется и внутренняя дифференциация.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках математики, являются следующие:

  1. Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся

  2. Создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни

Учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких наиболее эмоциональных учащихся. Исходя из их эмоционального состояния, необходимо строить свой урок.

Проведение физкультминуток решает несколько задач: уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом .


Список использованной литературы:

        1. Образовательный стандарт учебного предмета «Математика».

        2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – 256 с.

        3. Эрдниев, П.М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя. / П.М.Эрдниев, Б.П. Эрдниев.– Москва: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996. – 320 с.



















ЗАЯВКА

на участие в Международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания»

Фамилия, имя, отчество автора: Шилько Ирина Викторовна

Место работы: Учреждение образования «Костюковичская районная государственная гимназия»

Должность: учитель математики

Учёная степень: нет

Название доклада: технологии обучения математике в школе

Предполагаемая форма доклада: секционный

Направление из проблемного поля: технологии обучения математике в средней школе

Адрес докладчика для переписки: 213640, г. Костюковичи, ул. М.Горького, д.40, кв.3

Телефон:80224553434

E- mail: irvirraf@ mail.ru

Необходимость бронирования гостиницы: необходима

Дата: 31.01.13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!