СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал  для педагогов о технологических приемах развития критического мышления детей на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Технологические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Шатайкина

Елена Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Севастопольского политехнического лицея







Технологические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы



(при осуществлении контроля по результатами первичного осмысления материала и его запоминания, проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, уточнения, корректировки, подготовки учащихся к самостоятельной работе)



Технологические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы раскрывают суть структурного компонента пункта 2.7 основного этапа урока такого типа, как «Урок усвоения новых знаний».

Содержание этого структурного этапа «Контроль по результатам первичного осмысления материала и его запоминания. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Уточнения. Корректировка. Подготовка учащихся к самостоятельной работе» представлено в научно-методическом пособии «Психолого-педагогические основы типов и структур уроков универсального лицейского образования» в матрице урока изучения нового материала [1].

Технологический прием «Письмо по кругу»

Этот прием может быть использован при написании сочинения на определенную тему, когда каждый ученик класса пишет по одному предложению.

Цель технологического приема: Контроль по результатам первичного осмысления материала и его запоминания.

Задачи технологического приема:

  1. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

  2. Уточнения.

  3. Корректировка.

  4. Подготовка учащихся к самостоятельной работе.

  5. Развитие критического мышления.

  6. Формирование внутренней мотивации учащихся.

  7. Стимулирование интереса учащихся к новым знаниям.



Описание технологического приема

«Письмо по кругу» - групповая форма работы. Это сочинение на определенную тему, например, «Имя существительное», где каждый ученик имеет возможность участвовать в коллективном написании сочинения, сформулировав одно предложение по заданной теме:

  1. Листы передаются по часовой стрелке.

  2. Каждый должен прочитать написанное и продолжить запись. Так продолжается, пока лист не вернется к первому ученику.

  3. Слово предоставляется одному спикеру, который озвучивает написанное.

  4. Остальные члены группы дополняют или корректируют написанное.

Группа, которая наиболее полно осветила вопрос, была точна в формулировках, поощряется призами (жетоны и т.п.) или промежуточным добавочным баллом при выставлении оценки по итогам урока.



Технологический прием развития критического мышления - «Пазл».

На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке

литературы можно использовать технологический прием развития критического мышления - «Пазл».[2]

Этот прием по своей сути напоминает детскую игру в кубики, из которых следует сложить картинку.

Технологический прием «Пазл» разработан по тому же принципу, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста, с учетом того, что информация, написанная на карточках, неполная.

Цель технологического приема: осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана) характеристики образа героя.

Задачи технологического приема:

  1. Осмысление и усвоение новой темы.

  2. Выработка практических умений и навыков.

  3. Запоминание и длительное хранение в памяти необходимой учебной информации.

  4. Работа с опорными материалами для запоминания.

  5. Смысловая группировка текстов художественного произведения.

  6. Стимулирование интереса к изучаемому материалу.

  7. Развитие образного и критического мышления.

Например, при изучении темы «И.С.Тургенев «Муму»: образы Герасима и Татьяны…» для характеристики образа Татьяны учащимся предлагается найти цитаты в тексте, подтверждающие такие высказывания на карточках- пазлах : «Страх Татьяны перед Герасимом»,

«Татьяна избегает Герасима».

Цитаты – ответы учащихся: «…чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры…», «…она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим…», «…всячески старалась не встречаться с ним…» и др.

Активные участники или команда, которая быстрее выполнила задание, могут получить поощряющие жетоны за проделанную работу.



Технологический прием «Создание «свободных» текстов»

Особое внимание на уроках изучения нового материала уделяется такому технологическому приему развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, как создание «свободных» текстов (составление синквейна, сочинение по метафоре, стихотворения «Я», сочинение - метаморфозы, кинолента видений и др).[2]

Раскроем суть создания «свободных» текстов на примере технологического приема «Сочинение по метафоре» (структурный компонент пункта 2.7 основного этапа урока такого типа, как «Урок усвоения новых знаний») [1].

Сочинение по метафоре – задание творческого характера, которое состоит из шести характеристик в определенной последовательности :

  • цвет;

  • вкус;

  • запах;

  • внешность;

  • звук;

  • качество переживаний;

  • первое слово каждой строчки – название стихотворения.

Цель технологического приема: осмысление и усвоение новой темы,

выработка практических умений и навыков, обучение составлению сочинения по метафоре.

Задачи технологического приема:

  1. Осмысление и усвоение новой темы.

  2. Выработка практических умений и навыков.

  3. Обучение навыкам аналитической работы с текстом художественного произведения.

  4. Обучение составлению сочинения по метафоре.

  5. Развитие образного и критического мышления.

  6. Развитие устной и письменной речи.

Пример.

Книга

Книга – это яркие открытия.

Книга – это сладкие познания.

Книга – это аромат мира.

Книга похожа на жизнь.

Книга – это звуки оркестра.

Книга – это радость жизни.

Такое творческое задание может быть оценено на данном этапе урока, так как при его выполнении учащиеся должны не только знать учебный материал, текст художественной литературы, но и уметь выражать свое отношение к описываемым событиям, предметам.

Технологический прием «Сочинение-метаморфоза»

К технологическому приему создания «свободных» текстов, развития критического мышления на уроках русского языка и литературы структурного компонента пункта 2.7 основного этапа урока такого типа, как «Урок усвоения новых знаний»[1], можно отнести сочинение - метаморфозу, главным условием которого является соотнесение пищущего учащегося с предметом или героем литературного произведения по принципу: что чувствую, что случилось...[3]

Цель технологического приема: осмысление и усвоение новой темы,

выработка практических умений и навыков, обучение составлению текстов от первого лица.

Задачи технологического приема:

  1. Осмысление и усвоение новой темы.

  2. Выработка практических умений и навыков.

  3. Обучение составлению текстов от первого лица.

  4. Обучение навыкам аналитической работы с текстом художественного произведения.

  5. Развитие образного и критического мышления, творческих способностей.

  6. Развитие устной и письменной речи.

  7. Стимулирование интереса к изучаемому материалу.

Необходимо составить текст сочинения – метаморфозы от 1- го лица, представив себя персонажем литературного произведения или предметом, который помогает раскрыть образ героя произведения

Пример. Однажды я почувствовала, что я – книга на библиотечной полке. В книжном хранилище меня окружало множество книжных полок, заполненных самыми разными книгами. Библиотекарь приходила, выбирала книги и уносила, чтобы отдать очередному читателю. «Интересно, а меня выберут?» - думала я. И вот настал мой час. Меня выбрали для чтения, принесли домой. Мне повезло! Со мной обращались бережно, осторожно и трепетно. Надо мной рыдали, следы от слез так и остались у меня на нескольких страницах. Потом пришел час расставания. Не хотелось терять друг друга. Но такова суровая необходимость!

Как – то раз попала я в руки одного мальчишки. Он меня выбирать не хотел, просто его в школе заставили прочесть для внеклассного чтения, чтобы написать отзыв обо мне. Он не стал читать, а вырвал несколько листов, чтобы списать потом в классе. Мне было очень больно. Обидно. Не пожаловаться никому не могу, ведь мы, книги, говорим словами автора, а не своими.

Всякое было в моей судьбе. Однажды меня положили в одну сумку с продуктами, молочный пакет порвался, и я вся промокла, буквы расплылись. Меня высушили, но я «растолстела» в объеме из-за покореженных листов. Теперь многие отказываются от меня, говорят, что такую книгу не хочется в руки брать. Подолгу в задумчивости смотрю на полки с такими же книгами, как и я, и думаю: «А как сложится их судьба?» Так и хочется, чтобы они подольше жили!

Это творческое задание тоже может быть оценено на данном этапе урока, так как при его выполнении учащиеся должны знать и текст художественной литературы, и уметь выражать свое отношение к описываемым событиям, предметам, героям, понимать причинно- следственные отношения событий.



Технологический прием «Кинолента видений»

Технологический прием «Кинолента видений» - это составление текста – сценария литературного произведения с помощью ключевых слов, фраз.[2]

Цель технологического приема: Контроль по результатам первичного осмысления материала и его запоминания, обучение составлению фабулы текста, схемы сюжета произведения.

Задачи технологического приема:

  1. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Уточнения. Корректировка.

  2. Подготовка учащихся к самостоятельной работе

  3. Обучение составлению фабулы текста.

  4. Обучение навыкам аналитической работы с текстом художественного произведения.

  5. Развитие критического мышления, творческих способностей.

  6. Развитие устной и письменной речи.

  7. Стимулирование интереса к изучаемому материалу.

Учащимся предлагается составить текст сценария басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», используя только ключевые слова.

Пример (По басне И. А. Крылова).

Ворона, сыр, лисица, ель, мудрость.

Ворона нашла на улице кусочек сыра.

Взгромоздившись на ель, она решила позавтракать.

Лисица увидела сыр и решила обманным путем им завладеть.

Но ворона проявила мудрость, сказав лисице: «Эту басню каждый школьник знает!» Сыр она придерживала когтистой лапой…

Учащиеся оцениваются словесно и промежуточным добавочным баллом при выставлении оценки по итогам урока. Возможно оценивание на данном этапе урока.





Литература и источники:

  1. Психолого-педагогические основы типов и структур уроков универсального лицейского образования. Под ред. Т.А. Пинчук, к.п.н. Издательство ЧП Кручинин Л.Ю. 2007 г. – 87 с.

  2. http:// www.madamam.ru "Создание "свободных текстов" на уроках русского языка и литературы как технологический прием развития критического мышления"

  3. http:// www.madamam.ru "Синквейн. Использование технологических методов развития критического мышления на уроках русского литературы".






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!