Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Учебник с. 14. Беседа по вопросам: - Что называют космосом или космическим пространством? - Какие космические тела вам уже известны? - Почему космические тела видны в ночном небе? | - Предлагают варианты понятия «Космос» - Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты - Высказывают различные предположения | | |
Формулирование задач урока | Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи (применив деятельностную форму, используя глаголы). | Формулируют: 1. Изучить место Земли в Солнечной системе 2. Познакомиться с возникновением Земли 3. Определить форму и размеры Земли | | С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа |
Создание мотивационной установки | - Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля? - Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы? | -Высказывает свое мнение. - Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке | | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Земля в Солнечной системе | По рис.5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы. | - Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14-15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу: | | Дополняют таблицу недостающими признаками из просмотренной презентации учителя. Формулируют уточняющие вопросы. |
Общие признаки | Отличительные признаки |
| |
Возникновение Земли | Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru\tracks\2317444.html) и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли. | Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел. Работа с рис. 6 стр. 16 | | Составить свой рассказ об этапах развития планеты |
Этапы развития Земли | Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли». | | | В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом. |
Форма и размеры Земли | Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара. | Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17-18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км. В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9. | | С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт, наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов. |
3.Этап закрепления |
Закрепление | 1.Вопросы для беседы: - Сколько планет в Солнечной системе? - По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу? - Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла? | Отвечают на вопросы. - 8 планет - Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу . - 4,6 млрд. лет | | |
| 2. Тестирование 1) Выберите планеты земной группы: А) Меркурий, Венера, Марс, Земля Б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс В) Марс, Земля, Уран, Юпитер 2) Выбери планеты - гиганты: а) Уран, Земля, Меркурий, Марс б) Марс, Земля, Уран, Юпитер в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. 3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год? а) Земля; б) Меркурий; в) Венера. 4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом? а) Плутон; б) Меркурий; в) Юпитер. 5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле? а) Марс; б) Венера; в) Меркурий. 6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе? а) Меркурий; б) Венера; в) Юпитер. 7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа? а) Марс; б) Сатурн; в) Венера. 8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь? а) Юпитер; б) Плутон; в) Марс. 9) Какую планету называют красной? а) Юпитер; б) Марс; в) Меркурий. 10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца? а) Юпитер; б) Сатурн; в) Уран; г) Нептун; д) Плутон. | Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-б, 7-в, 8-в, 9-б, 10-а, б, в, г. | | |
Подведение итогов | Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке: - Как возникла Земля в Солнечной системе? - Какие у нее есть особенности? - Как она развивалась? - Какую имеет форму и размеры? | Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике. | | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия деятельности | - Прием «Ассоциации» К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля». | - Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух. | | |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Пять пальцев» М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил? Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа? У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал? Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие? Обведите свою ладошку. - На мизинце продолжите: Я узнал о... - На безымянном продолжите: Я сделал… - На среднем пальце продолжите: Настроение у меня … - На указательном – продолжите: Я помог … - На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие … | Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система». «Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе». | - Анализируют свою деятельность на уроке. - Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие словами. | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | - Найти в тексте (параграф 3 с.14-17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь. - Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника. - В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с.8-9. | - Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения. - Готовят ответ на задания в конце параграфа. - Выполняют задания в тетради | | |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы | По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца. | | Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца |
Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли | - Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы - выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию | | Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли» |