СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Земля среди других планет Солнечной системы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока " Земля  среди других планет Солнечной системы" (Алгоритм успеха)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Земля среди других планет Солнечной системы"»


План – конспект урока по теме «Земля среди других планет Солнечной системы»

Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала

Оборудование: учебник § 3, видеофрагменты, глобусы, мягкие линейки, рулетки

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение

темы урока

Учебник с. 14. Беседа по вопросам:

- Что называют космосом или космическим пространством?

- Какие космические тела вам уже известны?

- Почему космические тела видны в ночном небе?


- Предлагают варианты понятия «Космос»

- Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты

- Высказывают различные предположения



Формулирование задач урока

Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи

(применив деятельностную форму, используя глаголы).

Формулируют:

1. Изучить место Земли в Солнечной системе

2. Познакомиться с возникновением Земли

3. Определить форму и размеры Земли


С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

Создание мотивационной установки

- Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля? - Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы?

-Высказывает свое мнение.



- Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке



2.Процессуально - содержательный этап урока

Земля в Солнечной системе

По рис.5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы.


- Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14-15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:


Дополняют таблицу недостающими признаками из просмотренной презентации учителя.

Формулируют уточняющие вопросы.

Общие признаки

Отличительные признаки



Возникновение Земли

Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru\tracks\2317444.html)

и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли.

Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел.

Работа с рис. 6 стр. 16


Составить свой рассказ об этапах развития планеты

Этапы развития Земли

Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли».



В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом.


Форма и размеры Земли

Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара.

Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17-18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км.

В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9.




С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт, наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов.

3.Этап закрепления

Закрепление

1.Вопросы для беседы:

- Сколько планет в Солнечной системе?

- По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу?




- Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла?

Отвечают на вопросы.

- 8 планет

- Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу .

- 4,6 млрд. лет




2. Тестирование

1) Выберите планеты земной группы:

А) Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2) Выбери планеты - гиганты:

а) Уран, Земля, Меркурий, Марс

б) Марс, Земля, Уран, Юпитер

в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?

а) Земля; б) Меркурий; в) Венера.

4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?

а) Плутон; б) Меркурий; в) Юпитер.

5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?

а) Марс; б) Венера; в) Меркурий.

6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?

а) Меркурий; б) Венера; в) Юпитер.

7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?

а) Марс; б) Сатурн; в) Венера.

8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?

а) Юпитер; б) Плутон; в) Марс.

9) Какую планету называют красной?

а) Юпитер; б) Марс; в) Меркурий.

10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?

а) Юпитер; б) Сатурн; в) Уран;

г) Нептун; д) Плутон.

Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-б, 7-в, 8-в, 9-б, 10-а, б, в, г.



Подведение итогов

Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке:

- Как возникла Земля в Солнечной системе?

- Какие у нее есть особенности?

- Как она развивалась?

- Какую имеет форму и размеры?

Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике.



4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности


- Прием «Ассоциации»

К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля».

- Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух.



Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Обведите свою ладошку.

- На мизинце продолжите: Я узнал о...

- На безымянном продолжите: Я сделал…

- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …

- На указательном – продолжите: Я помог …

- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …

Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система».

«Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».

- Анализируют свою деятельность на уроке.

- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие

словами.


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

- Найти в тексте (параграф 3 с.14-17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь.

- Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника.

- В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с.8-9.

- Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.

- Готовят ответ на задания в конце параграфа.

- Выполняют задания в тетради



Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы

По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца.


Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца

Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли

- Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы

- выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию


Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!