СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС 5 класс Имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение имя прилагательного по значению, морфологическим  признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС 5 класс Имя прилагательное»





Технологическая карта урока

в соответствии с ФГОС

в 5 классе

по теме «Имя прилагательное»





Падалко Татьяна Викторовна,

учитель русского языка

Филиал МБОУ Бейской основной

общеобразовательной школы-интерната

Новониколаевская основная

общеобразовательная школа

8(39044) 3-75-22

































ФИО учителя: Падалко Татьяна Викторовна

Место работы: Филиал МБОУ Бейской общеобразовательной школы-интерната Новониколаевская основная общеобразовательная школа

Предмет: русский язык

УМК: под ред. Н. М. Шанского

Тема урока: имя прилагательное

Класс: 5

Планируемые результаты:

- Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

- Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

- Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

мотивация

Вступительное слово:

Эпиграф:

« Повторяем то, что знаем, Вспоминаем, что забыли»

Настрой на урок

Мы проснулись,

мы здоровы,

И к работе все готовы.

Голова наша светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги-руки – все в движенье

Вот и снято напряженье.

-С каким настроением пришли на урок?

Кто отвечает на уроке, вы сами берете на столе учителя карточки соответствующего цвета(зеленый- правильно; желтый – не совсем точно, красный–сильно ошиблись).

Слушают учителя, выполняют физические упражнения, демонстрируют готовность к уроку

Групповая

Эвристический метод

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющие

Познавательные: понимают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: умеют слушать друг друга

Актуализация и пробное учебное действие

Даны слова

1)Светло-розовый, розоватый, розовенький, розоветь;

2)белый, бел, белый-пребелый, белизна.

- Посмотрите на слова и сформулируйте задание.

(найти лишнее слово в рядах)

Выполнение заданий по

группам

- С чего вы начали выполнять это задание?

(С определения вопроса к словам, вспоминали вопросы частей речи и искали лишнее слово)

Проверка заданий.

- Сделайте вывод. Почему слова розоветь и белизна оказались лишними?

(Все слова прилагательные, а розоветь–глагол, белизна–существительное)

Отгадайте загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи может о себе так сказать? (прилагательное)

-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает)

- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (имя прилагательное как часть речи.)

Запись в тетрадях

Сформулируйте цель по опорным фразам

  1. Повторить, что…….

  2. Уточнить, как….,

с чем… ,

чем бывает в ……..

  1. Учиться отличать … от других….

(повторить, что такое имя прилагательное; уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем согласуется и чем бывает в предложениях; учиться отличать прилагательные от других частей речи)

Выполняют задание, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения, делают выводы, озвучивают тему урока, формулируют цель урока в диалоге с учителем.

Групповая



фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в письменной и устной форме, осуществляют для решенияучебных задач операции сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: слушают, пишут, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

-Прочитайте текст.

-Вы догадались, о какой птице идет речь? (Слайд, текст из учебника)

Ж…вет у нас (в) лесу птица. Это черная птица с белыми п…стринками, а на затылке у нее яркие, красные перышки. У птицы сильный острый пр…мой клю… (Дятел)

(показан рисунок)

-Какие средства языка помогли вам узнать дятла?

-К какой часть речи относятся эти слова?

-Что вы знаете об этой части речи?

Читают, слушают, рассматривают учебное пособие, выполняют задание, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Диалогический метод

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

Познавательные:

Устанавливают причинно-следственные связи, отвечают на вопросы

Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний

Целеполагание (вспомнить-узнать-научиться)

Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие.

Посмотрите видеоролик и заполните таблицу.

Имя прилагательное (самостоятельная или служебная часть речи?)


Что обозначает имя прилагательное?


На какие вопросы отвечает имя прилагательное?


От какой части речи зависит имя прилагательное?


Как изменяется имя прилагательное?


Чем в предложении являются имена прилагательные?


Для чего нужны имена прилагательные?


Приведите примеры имени прилагательного


- Сформулируйте правило имени прилагательного. Прочитаем правило в учебнике.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят ролик, воспринимают на слух информацию, осваивают термины. Заполняют таблицу. Обдумывают ответы на вопросы.
















Индивидуальная

Работа в парах. эвристический метод


Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия , работают по плану

Коммуникативные: строят монологические высказывания

физминутка

1.Берегите зрение, ребята 2.Посмотрите в окно, что увидели?

Выполняют упражнения, движения в соответствии с текстом

Индивидуальная

Диалогический метод


Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта

Работа по составлению памятки(схемы) о имени прилагательном.

Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Составляют схему, памятку в сотрудничестве с учителем делают вывод.

Фронтальная

Групповая алгоритмический метод


Личностные: желают приобретать и совершенствовать знания.

Познавательные: извлекают нужную информацию, самостоятельно составляют памятку, схему

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

коммуникация

-Как вы думаете, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами?

-Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?(предполагаемые ответы детей)

-Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к тексту:

Региональный компонент

Е.Н. Тиников «Енисей» текст распечатан.

(А какой отсюда вид на Енисей…)

Чтение текста

-какая тема текста?

-почему так назван текст?

-кто был и видел Енисей?

-Пользуясь правилом, выпишите словосочетания «прил+ сущ из первого абзаца, определить у прилагательного род, число.

Вывод: во мн.ч. род у прилагательных не определяем.

Выполнение задания у доски с комментарием.

Второй абзац дети выполняют самостоятельно.

Проверка

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью?

(берет карточку определенного цвета)

Слушают, обосновывают свою точку зрения, выполняют задания, делают выводы,

Слушают одноклассников,оценивание себя и одноклассников.

Индивидуальная

Эвристический метод

Личностные: понимают , значение прилагательных для человека, развитие любви и уважения к своей природе

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные :развивают умение слушать и понимать других,  Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  оформляют свои мысли в устной форме.





Игра «Угадай слово»

Один ученик выходит к доске. Учитель показывает рисунок. Дети по одному подбирают и называют к этому слову прилагательное, а ученик отгадывает слово.

-Так для чего нужны прилагательные?

-Вывод: (для яркости, образности нашей речи, чтобы описать предмет)

Чтение стихотворения « Имя прилагательное»

Сильно любознательное

Имя прилагательное.

В чём предметов-то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

(Елена Мельникова-Кравченко)

Принимают участие в игре, слушают одноклассников, оценивают.

Фронтальная

Диалогический метод

Личностные:

Понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической повседневной жизни

Регулятивные:

Оценивают свою работу, исправляют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Взаимопроверка

взаимоконтроль

Дифференцированная работа

1 уровень: Просклоняйте словосочетания

1 ряд - ясный день

2 ряд - сырой воздух

Вывод: Прилагательные изменяются по падежам

2 уровень- в словосочетаниях «прилаг+ сущ»,определить род, число, падеж.

Удивленное лицо, живут весело, дружные ребята.

Вывод: У прилагательных во мн.ч. род не определяем.

3 уровень- Синтаксический разбор предложения + род, число, падеж у прилагательных.

На колючей шишке кактуса распускается цветок редкой красоты.

Вывод : Имена прилагательные в предложении являются определениями.

(Взаимопроверка)

Проверочная работа.

Материал распечатан.

Мини-тест

  1. Найдите имя прилагательное:

А)Звонко б) звонок в)звонкий

  1. Найди словосочетание «прил+ сущ»:

А)Пели звонко б)звонкая песня

  1. Найди прилагательное ед. ч. ж.р.В. п.

А)Высокие горы б)за трусливым зайцем в)хитрую лису.

  1. Подчеркни в предложении имена прилагательные

Прилетел на соседнее дерево красивый дятел.

(Взаимопроверка): 1) в, 2) б, 3)в, 4) соседнее, красивый

Выбирают задание, выполняют работу, слушают одноклассников,

Выполняют тест, оценивают их. Делают выводы.

Индивидуальная

Фронтальная

исследовательский метод

Личностные:

Понимают, в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической повседневной жизни

Регулятивные:

Оценивают свою работу, исправляют ошибки

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия

самооценивание


-Чтобы упрочить наши знания, даю домашнее задание.

Упр 572, упр 574(учитель объясняет выполнение задания)

(задание дифференцированное- сами дети выбирают, что будут делать)

-Что нового узнали на уроке?

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

–В чём испытали затруднения?

- Как вы их преодолевали?

-Кто сегодня получит отметку в дневник?

– За что?

Вопросы к ученикам, которые набрали карточки по цвету.

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил(а)?

-Какое настроение у вас сейчас?

Урок понравился-карточка с улыбающимся лицом, нет- с грустным лицом)

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Выбирают задание, самооценивание себя и одноклассников, определяют эмоциональное состояние на уроке

индивидуальная диалогический метод

Регулятивные

Оценивают достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания в жизни

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.


Литература

  1. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 2014.

  2. Г. В. Цветкова. Поурочное планирование. Русский язык 5 класс.- Волгоград: Учитель,2014 г.

  3. http:www.uroki.net

  4. http:www. zavuch.ru

  5. http:www.festival.1september.ru














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!