Русский язык
Тема
Выделение корня в однокоренных словах
Педагогические цели и задачи
Способствовать формированию умения объяснять лексическое значение слов, находить синонимы, антонимы, однокоренные слова; создать условия для отработки умений выделять корень в однокоренных словах, пользоваться справочной информацией; ознакомить со словарными словами: сахар, сахарный
Тип урока
Решение частной задачи
Планируемые
результаты
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета
Личностные
результаты
Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из справочной литературы; логические – осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня, классификацию слов. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого
этикета
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые
умения
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание
Фронтальная,
индивидуальная.
у ц щ Ц Щ
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Чтение, беседа
– Какую тему изучаем на протяжении нескольких уроков?
– Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова
и выделять в них корень, а также распознавать синонимы
и антонимы, объяснять значения слов
– Однокоренные слова.
Слушают учителя
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
IV. Закрепление знаний и способов действий.
1. Значение слов. Однокоренные слова (упр. 91)
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
– Прочитайте слова, что они означают?
– Подберите к каждому слову однокоренное.
– Запишите слова по образцу. Обозначьте в них корень
Читают слова, объясняют лексическое значение, подбирают однокоренные слова по образцу, обозначают корень
Устанавливают причинно-следственные связи. Определяют
лексическое значение слов. Действуют
по алгоритму. Находят и выделяют корень
2. Словарно-орфографическая работа. Сахар,
сахарный
Фронтальная. Словесный. Письмо
Знакомит с написанием слов
«сахар», «сахарный»
Запоминают написание словарного слова
Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо
Физкультминутка
Коллективная. Практический. Пальчиковая
гимнастика
Мышка
Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке – и назад.
– Изображаем пальчиками мышкины ножки
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
3. Памятка «Как найти корень
слова» (с. 132).
Словарь однокоренных слов
(с. 135). Упр. 92
Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, работа с Памяткой и словарем, письмо
– Прочитайте. Запишите слова.
– Как найти корень в слове? При затруднении обратитесь
к Памятке 4.
– Найдите любое из этих слов
в словаре однокоренных слов.
– Запишите всю группу однокоренных слов. Выделите в них
корень
Читают, записывают слова: «звездочка», «тигрята», «звонок», «светить». Отвечают
на вопросы, работают
с Памяткой и словарем однокоренных слов.
Выделяют корень
в словах
Грамотно списывают слова. Работают
с Памяткой, выполняют действия по алгоритму. Развивают навыки работы со словарем, находят необходимую группу слов
согласно алфавитному порядку.
4. Распознание однокоренных слов (упр. 93)
Фронтальная. Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте. Являются ли
однокоренными пары слов? Объясните свой ответ.
– Выпишите пары однокоренных слов. Выделите в них
корень
– Однокоренные слова: гора – горный, осина – осиновый, лень – ленивый, корм – кормить, рис – рисовый.
Выделяют корень
Различают родственные (однокоренные) слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Выделяют корень в однокоренных словах
5. Синонимы, антонимы, однокоренные слова (упр. с. 94)
Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, письмо
Комментирует задание,
контролирует его выполнение
Читают слова,
выполняют задание
Осуществляют классификацию слов: синонимы, антонимы, однокоренные слова
6. Фразеологизм держать в ежовых рукавицах.
Работа в рабочей тетради (№ 52)
Коллективная,
индивидуальная.
Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа
– Прочитайте выразительно
стихотворение.
– Объясните, как вы понимаете значение выделенных выражений.
– Выделите корень в однокоренных словах
– Держать в ежовых рукавицах – относиться к кому-либо строго, сурово
Думают, размышляют, высказывают свое
мнение. В коммуникации строят понятные для окружающих высказывания. Выделяют корень в словах
7. Самостоятельная работа в рабочей тетради
(№ 51, 53)
Индивидуальная.
Практический.
Упражнения
Объясняет задания и контролирует их выполнение
Выполняют задания
в упражнениях
Самостоятельно
выполняют задание, применяют знания
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Какой вид работы понравился больше?
– Оцените свою работу на уроке
и работу всего класса
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
VI. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 54)
Фронтальная. Практический.
Упражнение
Объясняет домашнее задание, проверяет соответствующие
записи
Слушают учителя,
делают записи
Принимают цель, содержание и способы выполнения задания