Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Работа по учебнику. – Откройте учебник на с. 120. Прочитайте название параграфа. – Выскажите предположение, что в нём нужно изучить? Спланируйте работу по теме. Подсказка: вспомните, что изучали в предыдущем параграфе, – безударные гласные в корне слова. (Предположения детей.) – Что такое приставка? – Как найти приставку в слове? – Какие бывают приставки? – Как отличить приставку от предлога? – Как пишутся приставки? – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему, планировали свою деятельность.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Открытие знаний. | 1. Рассматривание иллюстрации к разделу. – Сколько значений у слова приставка? 1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.) 2. Игра «Знаток приставок». – Я называю слова, а вы записываете только приставки. - Проехал, Съехал, подъехал, заехал, переехал, наехал. – Сверьте ответы у соседа по парте (записи на доске). – Поднимите руку, у кого всё выполнено верно. Молодцы! 3. – Запишите словосочетания. Надкусить яблоко, посадить осинку, посмотреть на облако, сорвать ромашку, уехать на троллейбусе. – Написание каких слов надо запомнить? Почему? Какие буквы гласных вы написали в корне слова? (Проверка сигнальными карточками.) – Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному слову. – Прочитайте слова, которые обозначают действие предмета. – Что общего у всех этих слов? (Приставка.) Выделите эти приставки. Вспомните основное правило написания приставок. 4. Работа по учебнику. а) Упр. 143 – закрепляется умение выделять части слова, находить слова с приставками. – Объясните схему, которая записана на доске. ________ + = новое слово (С помощью приставок образуются новые слова.) – Назовите слова, в которых есть приставки. – Что их ещё объединяет? (Однокоренные.) – Чем отличается от них слово звездолёт? б) Упр. 144 – развивается умение различать омонимичные приставки и предлоги (за-), мотивировать слитное и раздельное написание за- со словами. Образец рассуждения: В 1-м предложении в слове закрасила за- – это приставка, часть слова (между за- и словом красила нельзя вставить другое слово, называет действие, а предлоги употребляются со словами-названиями предметов). Так как приставка – часть слова, она написана слитно, можно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками (красила, покрасила). Во 2-м предложении за – предлог (между ним и словом можно вставить другое слово: пошёл за (новыми) красками, употребляется со словом-названием предмета). Предлог пишется раздельно со словом. Последнее задание можно усложнить: составить словосочетание, в котором есть одновременно и приставка за-, и предлог за (забежать за угол). | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Работа по учебнику. 1. Упр. 145 – развивается умение отличать одинаковые (омонимичные) приставки и предлоги, писать их слитно или раздельно со словами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2. Упр. 146 – развивается умение анализировать состав слова, отличать буквосочетание на-, которое может быть приставкой или частью корня. – Какую особенность в словах вы заметили? – Ответьте на вопрос: почему авторы предложили понаблюдать за этими словами? (Не всегда на- это приставка в слове.) Слова с приставками: наводнение, набег, наговорить, написал. Способ проверки: попробуйте закрыть приставку и проверить, существует ли такое слово. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙV. Итог урока. | «Слуховая зарядка». Хлопните всего разок, Если в слове есть предлог. А приставку услыхали – Хором все её назвали. Если же их в слове нет – То молчание в ответ. – Как поняли, что нужно делать? (Хлопнуть в ладоши, если есть предлог, произнести приставку или промолчать, если нет ни предлога, ни приставки.) Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |