II. Повторение пройденного материала | Опрос учащихся по вопросам. | - Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? (прямые линии в организации пространства). -Как влияет прямая линия на организацию пространства? ( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ). - Какие линии имеют более сложное воздействие на человека? (Линии, пересекающие изображение по диагонали). Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины). - Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя? (Направляющие линии). -Для чего нам надо знания о линиях? (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого). | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: закрепляют полученные знания Комуникативные: соблюдают нормы коллективного общения Личностные: проявляют интерес к закреплению материала |
III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности. | Подготовка учащихся к изучению нового материала | На доске расположен лист бумаги темного цвета. – Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (кистью провожу на бумаге зигзагообразную линию, использую белый цвет). - Опишите её словами. Какие ассоциации у вас возникли? На что похоже?– А теперь я добавлю к этой линии серые пятна. Что произошло с композицией? (Появилась ощущение тревоги и грозового неба). К этой композиции я добавляю красный цвет. Что изменилось? (Цвет привлёк внимание, обострил восприятие, придал композиции образ.) – Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое? (Гроза, молния, непогода). Т.е. цвет эмоционально – образно и чувственно стал воздействовать на вас! – Для того чтобы правильно пользоваться цветом надо знать законы цветовой композиции. Их мы называем цветоведением. Зная, законы цветоведения вы сможете применять эти знания в практической деятельности. Этому и будем с вами учиться! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
IV Изучение нового материала | Частично-поисковый | – Начнём с того, что вспомним законы цветоведения (работа с презентацией). Почему предметы имеют цвет? (ответы). Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета. -Поговорим об хроматических цветах. - Какие цвета называются хроматическими? (Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном) Можно сделать логический вывод, что к хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета. – Назовите тёплые цвета (красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые). Назовите холодные цвета (голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий). Хроматические цвета и формируют цветовой спектр. Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков. -- Поговорим теперь об ахроматических цветах. Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. Так какие ахроматические цвета существуют в природе? Это белый, черный и все возможные оттенки серого. Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый. Презентация «Природа цвета». (Слайды 2–7.) Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. – Рассмотрим следующий слайд. Эти прямоугольники одинаковые. – Какие у вас возникают ощущения? (разные прямоугольники) – Как вы думаете, за счет чего это возникает? ( Из-за различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше). – Какой прямоугольник самый ближний? (Самым близким кажется прямоугольник жёлтого цвета) (слайд 10). - Какой мы можем сделать вывод? (К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные). - Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить дополнительные цвета. Презентация «Природа цвета». (Слайды 8–11.) – Рассмотрите круг и назовите, какой дополнительный цвет сочетается с красным, синим. К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». Презентация «Природа цвета». (Слайды 12–14) – Рассмотрите вишенку на картине К. С. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня». Назовите оттенки локального цвета, которые вы видите. - Какой цвет называют локальным? Собственный, неизменный цвет предмета. – Зашифруйте линиями и геометрическими фигурами репродукции картин «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» Сальвадора Дали. - Используйте цвет, вспомните, каковы особенности зрительного восприятия и законы цветовой композиции. – Объясните, почему использовали именно это сочетание цветов? | Слушают учителя. Смотрят презентацию, вспоминают основы цветоведения. Отвечают на вопросы. Выполняют тренировочное задание (зашифровывают живописное произведение); отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость композиции. Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию |
VI.Творческая практическая деятельность | Практический | – Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы. Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно – главный элемент композиции. Презентация «Природа цвета». (Слайды 15-16.) Выполнение заданий: с. 24 учебника | Выполняют творческое задание | Индивидуальная | Познавательные: развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес к творческой деятельности; обретают навыки применение цвета в графических композициях. |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и обсуждение работ | Организует рассматривание работ учащихся. Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции | Расставляют свои композиции. Рассматривают работы товарищей. Выражают своё мнение, делятся своими успехами | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге. Личностные: выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам. |