СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по биологии на тему "Витамины"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии "Витамины"»







ВИТАМИНЫ

Рягузова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Зазерская средняя общеобразовательная школа»

Тацинского района Ростовской области















Краткая аннотация урока

Тема урока

Витамины

Класс

8

Рекомендуемые сроки проведения урока

Первая половина февраля

Профиль

Естественно-научный

Наглядные пособия

Иллюстрации фотографий больных с разными формами авитаминозов.

Таблица “Содержание витаминов в различных продуктах”.

Оборудование:

Для учителя:


Для учащихся:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, таблица «Витамины», раздаточный материал, свежие овощи и фрукты.

Раздаточный материал, цветные карточки, карточки с обозначением витамина, инструкции по проведению лабораторной работы, свежие овощи и фрукты, лабораторное оборудование, подсолнечное масло, рыбий жир.

Реактивы:

Для учащихся:

1% раствор хлорида железа (III), раствор брома, вода, 5% раствор йода, крахмальный клейстер.

Элементы содержания урока

Организация деятельности учащихся; актуализация знаний учащихся; создание проблемной ситуации; совместное открытие новых знаний; первичное закрепление полученных знаний; рефлексия, подведение итогов; домашнее задание.

Учебник

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И.. Биология 8 класс. Человек. - М.: Дрофа. 2015

Дополнительная литература

Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: просвещение, 1900.

Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа. 2005.

Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А.Г. Биология- 8. Человек. Методическое пособие для учителя. - М.:Аркти, 1998.

Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989

Онищук В. А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1985.

Пугал Н. А. , Козлова Т. С. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.8 класс- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

Тюренкова И.Н. «Растительные источники витаминов», Волгоград 1999 год, 45с. www.vitamini.ru/

ru.wikipedia.org/wiki/Витамины

medportal.ru/budzdorova/final/1096/

azbuka-vitaminov.ru/view_article.php?id=12















Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

личностные

метапредметные

предметные

I. Организа ционный этап.

Приветствие учащихся.

Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок,
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно дается учение.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на учебную деятельность

Самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные:

учатся культуре общения;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II. Актуализация знаний

На прошлом уроке вы узнали, что во всех живых организмах, от самых примитивных до самых сложных, основа жизни – это обмен веществ и энергии.

- Что такое обмен веществ?

- Какие питательные вещества необходимы человеку для жизнедеятельности?

- Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?

- Какие биологически активные вещества вам известны и что они собой представляют?

- Какие вещества, кроме белков, жиров и углеродов нужны нашему организму?

Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной группой веществ, без которых обменные процессы в организме невозможны. Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ со своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учёный Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учёный – Казимир Функ. Он и дал им название.

Отвечают на вопросы учителя, исправляют и дополняют ответы учащихся, высказывают предположения.

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся

Познавательные: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. Коммуникативные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. Регулятивные: определять, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

Знать понятие «обмен веществ и энегии», называть типы реакций, участвующих в обмене веществ, называть вещества необходимые организму

III. Создание проблемной ситуации

Послушайте одну историю.

Русский врач Н. Н. Лунин в 1880 г. кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. В состав искусственного молока входили все известные ингредиенты натурального: казеин, жир, молочный сахар, соли, вода. Между тем мыши, получавшие искусственное молоко, переставали расти, теряли в весе и в конце концов погибали. Партия же мышей, которых кормили цельным коровьим молоком, была здорова. Лунин предположил, что в искусственных смесях не хватает каких-то веществ, которые есть в натуральном молоке. Исследования Н. Н. Лунина долгое время забыли. Позже его опыты были повторены в России, Швейцарии, Америке, Великобритании, Германии. Результаты были те же.

Как вы думаете, каких веществ не хватало в искусственном молоке?

Сегодня мы поговорим о веществах, которые называют «эликсиры жизни».

Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ.

«Мал золотник да дорог», так в старину говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о …...

И так тема нашего урока: «Витамины ».

А что вы хотели бы узнать о витаминах?

Осмысление рассказа учителя.







Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока.

Формулируют задачи урока.

Мотивация к познанию, действия смыслообразования

Познавательные: постановка и формулирование проблемы,
выбор способов решения проблемы; извлечение информации.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана.

Знать определение понятия витамины;

- находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать  сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма; убедиться,  что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ.

IV. Совместное открытие новых знаний

Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с пищей, необходимых для нормального протекания обмена веществ в организме. Организму человека витамины требуются в очень малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям.

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.

При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме.

Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета.

При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности.

Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме.

Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом- бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, расстройства желудка.

Витамины называют чудесной азбукой жизни. Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т. д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12. По растворимости витамины делятся на 2 группы.

Водорастворимые витамины впускаются в таблетированной и жидкой форме, жирорастворимые – в виде капсул на основе рыбьего или растительного жира.

Как вы думаете, почему для лучшего усвоения витамина А овощные салаты рекомендуют заправлять растительным маслом? ( Учащиеся отвечают).

У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с текстом и таблицы витаминов.

- Прочитайте текст. Используя предложенную информацию и данные таблицы, определите о каком витамине идет речь? (прил. 1)

Ребята, а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов?

Фрукты и овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Перед вами «корзина здоровья».

Задание: распределите фрукты и овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке.


Лабораторная работа. Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть экспертами мини-лаборатории.

Итак, представьте, что вы работники химической лаборатории. К вам принесли продукты для исследования.

Задание 1. Используя инструкцию, определите в них содержание витаминов и сделайте вывод (прил.2).

Но прежде, чем начать, вспомните правила безопасного поведения при работе в химической лаборатории.


Задание 2. Рассмотрите предложенные вам образцы и по внешнему виду определите их доброкачественность.

- Ребята, а все ли фрукты и овощи, хорошие внешне, пригодны для питания?

- В овощах могут содержаться нитраты, которые оказывают на организм человека отравляющее действие.

- Нитраты – это азотистые соединения, обладающие токсическим действием. В последнее время, нитраты стали представлять значительную опасность для здоровья человека в целом, а особенно для маленьких детей. Попадают эти, совсем ненужные человеческому организму соединения, несколькими путями. Основной путь это поступление в рацион человека растительной пищи, особенно привозной. В процессе роста овощей, практически все сельскохозяйственные производства применяют различные азотистые удобрения, а в целях быстрой наживы производитель увеличивает дозу удобрений. Во время роста растение накапливает в себе опасные вещества – нитраты, которые уже восстанавливаются в виде нитритов превышающих дозу токсичности в 100 раз.

Значительное накопление нитратов отмечено в салате, шпинате, зелени, редьке, сельдерее, бахчевых и практически во всех корнеплодах. Особо опасны овощи выращенные в теплицах в не сезон, в связи с ограниченным пространством и применением большего количества удобрений. Для того чтобы обеспечить поддержание своего здоровье надолго необходимо научиться определять овощи с большим содержанием нитратов.

Задание 3.Проведите исследование на содержание нитратов в овощах, купленных в магазине и выращенных на собственном огородном участке. Ход проведения исследования вы видите на слайде. Сделайте вывод.

Слушают учителя.






Записываю новые термины авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.









Составляют схему классификации витаминов: водорастворимые и жирорастворимые.







Знакомятся с информацией, распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.



Распределяют продукты из корзины на группы, по содержанию в них витаминов. Слушают учителя.

Вспоминают правила по ТБ. Знакомятся с инструкцией, выполняют задание, делают вывод.

Определяют доброкачественность продуктов по внешнему виду, делают вывод.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.













Выполняют исследование овощей, используя информацию на слайде презентации. Делают вывод

Мотивация к познанию, действия смыслообразования

Познавательные: выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукт; анализировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений.
Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Коммуникативные: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера

- получить знания о многообразии витаминов и их роли в организме;

- называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся; - описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма; объяснять и прогнозировать последствия гипо -, гипер- и авитаминоза; опытным путем доказывать наличие витаминов в продуктах а также веществ наносящих вред здоровью человека.

























Более полное ознакомление с характеристикой витаминов, их свойствами и влиянием на организм























Уметь опытным путем определять наличие вредных веществ в продуктах питания

V. Первичное закрепление полученных знаний

Для закрепления знаний, которые вы получили сегодня на уроке, предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, С, D).

1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

3. Витамин роста (А).

4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

5. Шиповник – это кладовая витамина (С).

6. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

7. Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D).

8. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей

9. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).

10. В моркови содержится очень много витамина (А).

11. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).

12. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).

13. Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом(С).

14. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

Закрепляют полученные знания о витаминах и их роли в организме человека используя сигнальные карточки.


Мотивация к познанию.

Познавательные:
выбор способов решения проблемы; анализировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений.

Знать роль витаминов в обмене веществ, уметь называть продукты, содержащие определенные витамины

VI. Рефлексия

Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах, давайте подведем итог нашей сегодняшней работы:

кто мне скажет

- какие бывают витамины?

- о значение витаминов для организма?

Для чего они нужны нашему организму?

- с какими витаминами познакомились на уроке?

- Что такое авитаминоз?

- Что такое гиповитаминоз?

Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма.

И на последок я хочу узнать, что каждый из вас сегодня на уроке

Понял ,

Узнал,

Задумался, над

Удивился,

Похвалит себя за

А теперь оценки за урок, я думаю, весь класс со мной согласится, что все поработали сегодня неплохо, наши цели, поставленные в начале урока успешно нами достигнуты. Всем пятерки, молодцы!!!

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения, высказывают оценочные суждения






С помощью цветных карточек учащиеся делятся впечатлениями от урока.

Формирование личностного самоопределения; Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: учатся находить и использовать нужную информацию, строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные:

учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать другие мнения. Регулятивные:

учатся осуществлять самоконтроль коррекцию.


VII. Домашнее задание

Домашнее задание творческое:

составить кроссворд на тему «Витамины», придумать и написать рецепт витаминного блюда (по выбору)

Спасибо за внимание. Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, осмысливают задания.

Формирование личностного самоопределения.

Регулятивные: ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!