II. Актуализация знаний | На прошлом уроке вы узнали, что во всех живых организмах, от самых примитивных до самых сложных, основа жизни – это обмен веществ и энергии. - Что такое обмен веществ? - Какие питательные вещества необходимы человеку для жизнедеятельности? - Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ? - Какие биологически активные вещества вам известны и что они собой представляют? - Какие вещества, кроме белков, жиров и углеродов нужны нашему организму? Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной группой веществ, без которых обменные процессы в организме невозможны. Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ со своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учёный Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учёный – Казимир Функ. Он и дал им название. | Отвечают на вопросы учителя, исправляют и дополняют ответы учащихся, высказывают предположения. | Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся | Познавательные: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. Коммуникативные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. Регулятивные: определять, каких знаний не хватает, где и как их добыть. | Знать понятие «обмен веществ и энегии», называть типы реакций, участвующих в обмене веществ, называть вещества необходимые организму |
III. Создание проблемной ситуации | Послушайте одну историю. Русский врач Н. Н. Лунин в 1880 г. кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. В состав искусственного молока входили все известные ингредиенты натурального: казеин, жир, молочный сахар, соли, вода. Между тем мыши, получавшие искусственное молоко, переставали расти, теряли в весе и в конце концов погибали. Партия же мышей, которых кормили цельным коровьим молоком, была здорова. Лунин предположил, что в искусственных смесях не хватает каких-то веществ, которые есть в натуральном молоке. Исследования Н. Н. Лунина долгое время забыли. Позже его опыты были повторены в России, Швейцарии, Америке, Великобритании, Германии. Результаты были те же. Как вы думаете, каких веществ не хватало в искусственном молоке? Сегодня мы поговорим о веществах, которые называют «эликсиры жизни». Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ. «Мал золотник да дорог», так в старину говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о …... И так тема нашего урока: «Витамины ». А что вы хотели бы узнать о витаминах? | Осмысление рассказа учителя. Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока. Формулируют задачи урока. | Мотивация к познанию, действия смыслообразования | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, выбор способов решения проблемы; извлечение информации. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана.
| Знать определение понятия витамины; - находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма; убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ. |
IV. Совместное открытие новых знаний | Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с пищей, необходимых для нормального протекания обмена веществ в организме. Организму человека витамины требуются в очень малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям. Авитаминоз – полное отсутствие витаминов. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме. Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности. Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме. Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом- бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, расстройства желудка. Витамины называют чудесной азбукой жизни. Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т. д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12. По растворимости витамины делятся на 2 группы. Водорастворимые витамины впускаются в таблетированной и жидкой форме, жирорастворимые – в виде капсул на основе рыбьего или растительного жира. Как вы думаете, почему для лучшего усвоения витамина А овощные салаты рекомендуют заправлять растительным маслом? ( Учащиеся отвечают). У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки с текстом и таблицы витаминов. - Прочитайте текст. Используя предложенную информацию и данные таблицы, определите о каком витамине идет речь? (прил. 1) Ребята, а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов? Фрукты и овощи - это источник витаминов, а витамины нам жизненно необходимы для нашего здоровья и хорошего самочувствия. Перед вами «корзина здоровья». Задание: распределите фрукты и овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке. Лабораторная работа. Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть экспертами мини-лаборатории. Итак, представьте, что вы работники химической лаборатории. К вам принесли продукты для исследования. Задание 1. Используя инструкцию, определите в них содержание витаминов и сделайте вывод (прил.2). Но прежде, чем начать, вспомните правила безопасного поведения при работе в химической лаборатории. Задание 2. Рассмотрите предложенные вам образцы и по внешнему виду определите их доброкачественность. - Ребята, а все ли фрукты и овощи, хорошие внешне, пригодны для питания? - В овощах могут содержаться нитраты, которые оказывают на организм человека отравляющее действие. - Нитраты – это азотистые соединения, обладающие токсическим действием. В последнее время, нитраты стали представлять значительную опасность для здоровья человека в целом, а особенно для маленьких детей. Попадают эти, совсем ненужные человеческому организму соединения, несколькими путями. Основной путь это поступление в рацион человека растительной пищи, особенно привозной. В процессе роста овощей, практически все сельскохозяйственные производства применяют различные азотистые удобрения, а в целях быстрой наживы производитель увеличивает дозу удобрений. Во время роста растение накапливает в себе опасные вещества – нитраты, которые уже восстанавливаются в виде нитритов превышающих дозу токсичности в 100 раз. Значительное накопление нитратов отмечено в салате, шпинате, зелени, редьке, сельдерее, бахчевых и практически во всех корнеплодах. Особо опасны овощи выращенные в теплицах в не сезон, в связи с ограниченным пространством и применением большего количества удобрений. Для того чтобы обеспечить поддержание своего здоровье надолго необходимо научиться определять овощи с большим содержанием нитратов. Задание 3.Проведите исследование на содержание нитратов в овощах, купленных в магазине и выращенных на собственном огородном участке. Ход проведения исследования вы видите на слайде. Сделайте вывод. | Слушают учителя. Записываю новые термины авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Составляют схему классификации витаминов: водорастворимые и жирорастворимые. Знакомятся с информацией, распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Распределяют продукты из корзины на группы, по содержанию в них витаминов. Слушают учителя. Вспоминают правила по ТБ. Знакомятся с инструкцией, выполняют задание, делают вывод. Определяют доброкачественность продуктов по внешнему виду, делают вывод. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Выполняют исследование овощей, используя информацию на слайде презентации. Делают вывод | Мотивация к познанию, действия смыслообразования | Познавательные: выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукт; анализировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Коммуникативные: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера | - получить знания о многообразии витаминов и их роли в организме; - называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся; - описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма; - объяснять и прогнозировать последствия гипо -, гипер- и авитаминоза; опытным путем доказывать наличие витаминов в продуктах а также веществ наносящих вред здоровью человека. Более полное ознакомление с характеристикой витаминов, их свойствами и влиянием на организм Уметь опытным путем определять наличие вредных веществ в продуктах питания |
V. Первичное закрепление полученных знаний | Для закрепления знаний, которые вы получили сегодня на уроке, предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку. Тест (отвечают при помощи табличек А, С, D). 1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А). 2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D). 3. Витамин роста (А). 4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С). 5. Шиповник – это кладовая витамина (С). 6. Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D). 7. Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (D). 8. Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей 9. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D). 10. В моркови содержится очень много витамина (А). 11. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С). 12. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А). 13. Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом(С). 14. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D). | Закрепляют полученные знания о витаминах и их роли в организме человека используя сигнальные карточки. | Мотивация к познанию. | Познавательные: выбор способов решения проблемы; анализировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений.
| Знать роль витаминов в обмене веществ, уметь называть продукты, содержащие определенные витамины |
VI. Рефлексия | Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах, давайте подведем итог нашей сегодняшней работы: кто мне скажет - какие бывают витамины? - о значение витаминов для организма? Для чего они нужны нашему организму? - с какими витаминами познакомились на уроке? - Что такое авитаминоз? - Что такое гиповитаминоз? Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма. И на последок я хочу узнать, что каждый из вас сегодня на уроке Понял , … Узнал, … Задумался, над … Удивился, … Похвалит себя за … А теперь оценки за урок, я думаю, весь класс со мной согласится, что все поработали сегодня неплохо, наши цели, поставленные в начале урока успешно нами достигнуты. Всем пятерки, молодцы!!! Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? | Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения, высказывают оценочные суждения С помощью цветных карточек учащиеся делятся впечатлениями от урока. | Формирование личностного самоопределения; Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Познавательные: учатся находить и использовать нужную информацию, строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать другие мнения. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль коррекцию. | |