Комитет образования и науки Курской области
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
Кафедра естественно – математического образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Витамины
8 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛ(А)
Богданова О.С. учитель биологии Верхне – Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области
ДПП ПК 2024г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема урока: Витамины
Деятельностная цель:
-Сформировать представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.
-Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное,
применять свои знания на практике.
- Формировать социальные компетенции учащихся как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Предметно -дидактическая цель: формирование знаний о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-давать определение изученных понятий: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
- описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ;
- классифицировать по различным признакам;
- анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека;
-оказывать первую помощь при передозировке, следование инструкциям и нормам.
Метапредметные:
- Самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию;
- Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
-Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные:
-Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение витаминов. Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный
Формы учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная
Основные понятия, изучаемые на уроке: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины В и С, цинга, бери-бери, В1-гиповитаминоз, витамины В2, В12, жирорастворимые витамины А и Д, витамин Е, родопсин, «куриная слепота», каротин, рахит.
Средства обучения (обеспечение урока)
таблица «Витамины», презентация учителя, интерактивная доска, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные) |
Организационный момент. | Определяет готовность к уроку | Проверяют свои рабочие места | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Этап. Актуализация знаний | Если хочешь быть здоровым, Жить с улыбкой на лице – Будь тогда всегда готовым Есть витамины А, Бэ, Цэ! Слайд 1 Задает вопрос: какие витамины вы ещё знаете? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Двое обучающихся загадывают загадки: 1. Для лучшего зрения и кожи Какой витамин нам поможет? Съешь капусту и морковь, Силы наберешься вновь. Выпей литр молока, Витамин там будет… А! 2. Бодрым быть и энергичным, Вверх расти и быть отличником Помогать должна тебе Группа витаминов … В! 3. В ягодах, лимонах, апельсинах Очень много этих витаминов. От вируса и гриппа помогает многим. И заживляет раны и ожоги. В аскорбинке лишь один Этот вкусный витамин. 4. Этот витамин всегда есть летом. К нам попадает с солнечным светом. Еще он в сардине, селедке под шубой. И он укрепляет кости и зубы. (D) 5. Будешь выносливым, быстрым и шустрым. Ешь для этого зелень, брокколи капусту. Не стареть помогает тебе Витамин замечательный… Е! 6. Он есть в орехах, маслах, авокадо. Для защиты сердца есть его надо. И еще он один Победить готов холестерин. (F) 7. Если ешь ты зелень с грядки – С витамином все в порядке. Ты поранился слегка – Витамин поможет… К! Определяют тему урока Слайд 2 | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Этап. Создание проблемной ситуации. | Создает условия для формулирования цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем Какие функции выполняют витамины | Формулируют цель и задачи Слайд 3 | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Этап. Целеполагание. | Проводит подводящий диалог. — Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению). Мы часто слышим разную информацию о витаминах: -Витамины есть только в овощах и фруктах. -Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. -В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. -Витамины нужно принимать только зимой и весной. -Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. Слайд 4 | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её. | Коммуникативные : - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Регулятивные: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Познавательные: -учатся строить логические рассуждения и делать выводы |
Этап Планирование. | Организует работу групп по планированию деятельности и обработке информации, создание проекта. | Самостоятельно планируют работу в группах, обрабатывают информацию и создают проект. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; |
Этап. «Открытие» нового знания | План изучения материала: Роль витаминов в обмене веществ Водорастворимые витамины Жирорастворимые витамины Рациональное использование витаминов | Работа с текстом учебника стр.188-192. Составление плана работы | Коммуникативные : - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Регулятивные: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Познавательные: -учатся строить логические рассуждения и делать выводы |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Организует работу групп по планированию деятельности и обработке информации, создание проекта. | Работа с заданиями естественнонаучной грамотности Задание 1 (слайд5) Задание 2 (слайд6) Задание 3 (слайд7, 8) Задание 4. (слайд 9). Самостоятельно планируют работу в группах, обрабатывают информацию и создают проект. Задание 5. Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А». Почему врач рекомендовал пациенту есть больше красномякотных овощей (моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет? ОТВЕТ: Кроме витаминов в пищевых продуктах имеются вещества, которые в организме превращаются в витамины. Они называются провитаминами. В моркови и других красно-мякотных овощах имеются провитамины, носящие название каротины. Они под влиянием фермента каротиназы кишечника превращается в витамин А. Решение проблемного вопроса. Создание проекта «Правила питания и поведения человека, способствующие полному обеспечению организма витаминами» | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
Этап. Рефлексия. | Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 10): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные: Рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Этап. Домашнее задание. | Формулирует задание, комментируя его по необходимости: Создать игру по созданному проекту | Фиксируют задание. П.37. Создать игру по созданному проекту. Составить синквейн «Витамины» | |
Приложение
Карточка
Задание №5
Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А». Почему врач рекомендовал пациенту есть больше красномякотных овощей (моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет?