СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Наши помощники - органы чувств"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира»

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Эмоциональный настрой на урок

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

- Да!

- Да!

- Да!

- Да!

(Садятся).

Актуализация знаний







- Ребята, какое время года сейчас? Какая погода?

- А вы хотите вернуться в раннюю осень? А давайте попробуем. Закройте глаза. И начинаем считать: один, два, три… Откройте глаза. (Учитель включает музыку леса и презентацию)

- Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели малину. Ах, какая ягода! Расскажите, какая она?

- Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?


- А вот река. Около реки камни. Расскажите, какие они.

- Зима.

- Хотим.


Дети закрывают глаза и начинают считать.






- Красная, сладкая, пахучая.


- Зелёное, высокое, ствол шершавый.

- Большие, холодные, мокрые, чёрные.

Постановка учебной проблемы.

- А у реки стоит человек. Посмотрите, у каждого из вас есть его изображение. Он хочет с вами поближе познакомиться, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него получится? Почему нет?


- Просто человек решил, что глаза, уши, рот, нос, руки ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро чистить зубы, мыть руки, уши чистить. А вы с ним согласны? А для чего они нам нужны?

- Но, чтобы всё это доказать нашему человечку, нам с вами предстоит провести настоящие исследования.

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица).


- У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)





- Нет. (Предполагаемые ответы детей).

















Совместное открытие нового знания.

-Кто такие исследователи?

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

- Как вы думаете, что мы будем исследовать?

- Как можно назвать того, кто помогает человеку?

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- А точнее «Наши помощники – органы чувств».

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……

Узнать….

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.


-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.










-Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках?



-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

- Какой орган помог нам узнать, что у меня спрятано?

Вывод. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это орган.

- Может быть, вы догадались, орган чего?

- С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение надо беречь.

- Какие правила охраны зрения вы знаете?





Физминутка для глаз.

2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию.

- Закройте глазки.

Учитель включает запись.

- Что вы услышали?


- Что помогло определить звуки? Ведь ваши глазки были закрыты.

- Ухо – это орган чего?

- Но оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем.

- Встаньте. Теперь руки в сторону. Одну ногу подогнуть. Глаза закройте. Молодцы! Садитесь.

- А теперь скажите, почему вы не упали?

- Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат.

Вывод: ухо-орган слуха и равновесия.

3. Исследование органа обоняния.

- Приступим к дальнейшим исследованиям.

- Посмотрите на баночку. Попробуйте определить, что здесь? Послушайте. Смогли определить?

- Почему?


- А теперь я буду подходить к вам, а вы с закрытыми глазами попробуете узнать, что у меня в баночке.

Учитель подходит к нескольким членам групп, даёт понюхать содержимое баночек.

- Какой орган помог нам почувствовать запах?

Вывод: в носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние.

4. Исследование органа вкуса.

Каждому раздаётся по одному стаканчику с бесцветной прозрачной жидкостью.

- Посмотрите, послушайте, понюхайте.


- Что вы почувствовали?

- Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках?

- Значит, нам необходимо ещё одно исследование. Попробуйте содержимое стаканчика.

- Какой орган помог определить вкус?

- Попробуем дать научное определение этому органу: язык-это…

- Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойствами предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Орган вкуса тоже надо беречь. Нужно чистить зубки 2 раза в день и не брать в рот посторонние предметы.

Физминутка.

5. Исследование органа слуха.

- Мы с вами немного отдохнули и теперь можем продолжить наше исследование дальше.

Игра «Волшебная корзинка».

- Попробуйте определить на ощупь предмет в корзинке, но сделаете вы это в варежке.

- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?



- А теперь попробуем без рукавички. Что это за предмет?

- Ребята, как вы смогли отгадать предмет? При помощи чего?

- Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.

- На коже нашего тела находятся множества чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания.

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого?

Вывод: вот и подошло к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?

- Теперь посмотрите на доску. На левой стороне – органы, а на правой стороне – чувства.

- Какое название отсюда следует?


-Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.

(Читают определение)

- Глаза, рот, уши, нос..


- Помощник.


- Наши помощники.






…органами чувств.

…для чего они нужны.














Правила работы в группе.(Памятка)

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


Исследуют орган зрения.

(Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.

- Глаза.











- Орган зрения.







- Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)





Закрывают глаза.

Дети слушают.

- Шум деревьев, журчание воды…

- Уши.


- Орган слуха.




- Выполняют задание.



- Старались держать равновесие.













- Нет.

- Глаза не видят, уши не слышат.




Определяют по запаху содержимое баночек.


- Нос.











Ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно.

Затруднение в ответе.

- Нет.



Дети пробуют жидкость, называют, что было в стаканчике.

- Язык.


- Орган вкуса.

















Учащийся надевает рукавичку и пытается определить предмет.


Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут.

Дети отгадывают предмет и достают его из корзины.

- При помощи рук.


- При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.









Ответы детей.









- Органы чувств.

Первичное закрепление.

- А для того, чтобы проверить, как вы запомнили названия органов, я предлагаю поиграть в игру. Я называю чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагиваюсь до какого-нибудь органа чувств. Но я вас буду путать. Говоря, например, «вкус», могу дотронуться до носа. Ваша задача – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое я называю.

- Молодцы!

- А теперь отгадаем кроссворд:

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)

2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Меж двух светил в середине я один. ( Нос)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

5. Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…(Кожа)

- Вот и закончилась наша работа. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями. Осталось подвести итог.

Дети выполняют задание учителя.

Итог урока.

А теперь ребята, посмотрите на своего человечка.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Познакомиться с ……

Узнать….

- Сколько у человека органов чувств?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик -  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.





…органами чувств.

…для чего они нужны.

- Пять.


- Нос, глаза, уши, язык, кожа.














Домашнее задание

Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами.

Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.


Рефлексия

- А теперь на листочках дорисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.

- Молодцы! Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

Дети дорисовывают улыбку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!