Актуализация знаний | - Ребята, какое время года сейчас? Какая погода? - А вы хотите вернуться в раннюю осень? А давайте попробуем. Закройте глаза. И начинаем считать: один, два, три… Откройте глаза. (Учитель включает музыку леса и презентацию) - Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели малину. Ах, какая ягода! Расскажите, какая она? - Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево? - А вот река. Около реки камни. Расскажите, какие они. | - Зима. - Хотим. Дети закрывают глаза и начинают считать. - Красная, сладкая, пахучая. - Зелёное, высокое, ствол шершавый. - Большие, холодные, мокрые, чёрные. |
Постановка учебной проблемы. | - А у реки стоит человек. Посмотрите, у каждого из вас есть его изображение. Он хочет с вами поближе познакомиться, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него получится? Почему нет? - Просто человек решил, что глаза, уши, рот, нос, руки ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро чистить зубы, мыть руки, уши чистить. А вы с ним согласны? А для чего они нам нужны? - Но, чтобы всё это доказать нашему человечку, нам с вами предстоит провести настоящие исследования. | (Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица). - У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук) - Нет. (Предполагаемые ответы детей). |
Совместное открытие нового знания. | -Кто такие исследователи? Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. - Как вы думаете, что мы будем исследовать? - Как можно назвать того, кто помогает человеку? - Как вы думаете, какая будет тема урока? - А точнее «Наши помощники – органы чувств». - Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Познакомиться с …… Узнать…. - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. -Итак, приступим. 1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? - Какой орган помог нам узнать, что у меня спрятано? Вывод. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это орган. - Может быть, вы догадались, орган чего? - С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение надо беречь. - Какие правила охраны зрения вы знаете? Физминутка для глаз. 2. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. - Закройте глазки. Учитель включает запись. - Что вы услышали? - Что помогло определить звуки? Ведь ваши глазки были закрыты. - Ухо – это орган чего? - Но оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем. - Встаньте. Теперь руки в сторону. Одну ногу подогнуть. Глаза закройте. Молодцы! Садитесь. - А теперь скажите, почему вы не упали? - Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. Вывод: ухо-орган слуха и равновесия. 3. Исследование органа обоняния. - Приступим к дальнейшим исследованиям. - Посмотрите на баночку. Попробуйте определить, что здесь? Послушайте. Смогли определить? - Почему? - А теперь я буду подходить к вам, а вы с закрытыми глазами попробуете узнать, что у меня в баночке. Учитель подходит к нескольким членам групп, даёт понюхать содержимое баночек. - Какой орган помог нам почувствовать запах? Вывод: в носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние. 4. Исследование органа вкуса. Каждому раздаётся по одному стаканчику с бесцветной прозрачной жидкостью. - Посмотрите, послушайте, понюхайте. - Что вы почувствовали? - Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? - Значит, нам необходимо ещё одно исследование. Попробуйте содержимое стаканчика. - Какой орган помог определить вкус? - Попробуем дать научное определение этому органу: язык-это… - Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойствами предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Орган вкуса тоже надо беречь. Нужно чистить зубки 2 раза в день и не брать в рот посторонние предметы. Физминутка. 5. Исследование органа слуха. - Мы с вами немного отдохнули и теперь можем продолжить наше исследование дальше. Игра «Волшебная корзинка». - Попробуйте определить на ощупь предмет в корзинке, но сделаете вы это в варежке. - Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? - А теперь попробуем без рукавички. Что это за предмет? - Ребята, как вы смогли отгадать предмет? При помощи чего? - Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. - На коже нашего тела находятся множества чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. - Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? Вывод: вот и подошло к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники? - Теперь посмотрите на доску. На левой стороне – органы, а на правой стороне – чувства. - Какое название отсюда следует? | -Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое. (Читают определение) - Глаза, рот, уши, нос.. - Помощник. - Наши помощники. …органами чувств. …для чего они нужны. Правила работы в группе.(Памятка) 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Исследуют орган зрения. (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Глаза были закрыты, и мы ничего не видели. - Глаза. - Орган зрения. - Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.) Закрывают глаза. Дети слушают. - Шум деревьев, журчание воды… - Уши. - Орган слуха. - Выполняют задание. - Старались держать равновесие. - Нет. - Глаза не видят, уши не слышат. Определяют по запаху содержимое баночек. - Нос. Ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. Затруднение в ответе. - Нет. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стаканчике. - Язык. - Орган вкуса. Учащийся надевает рукавичку и пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут. Дети отгадывают предмет и достают его из корзины. - При помощи рук. - При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа. Ответы детей. - Органы чувств. |
Первичное закрепление. | - А для того, чтобы проверить, как вы запомнили названия органов, я предлагаю поиграть в игру. Я называю чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагиваюсь до какого-нибудь органа чувств. Но я вас буду путать. Говоря, например, «вкус», могу дотронуться до носа. Ваша задача – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое я называю. - Молодцы! - А теперь отгадаем кроссворд: 1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык) 2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) 3. Меж двух светил в середине я один. ( Нос) 4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши) 5. Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это…(Кожа) - Вот и закончилась наша работа. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями. Осталось подвести итог. | Дети выполняют задание учителя. |
Итог урока. | А теперь ребята, посмотрите на своего человечка. - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Познакомиться с …… Узнать…. - Сколько у человека органов чувств? - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? - А напоследок хочется сказать: Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая их, используешь всегда: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, Руки, чтоб ласкать, трудиться, А носик - запах различать. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. | …органами чувств. …для чего они нужны. - Пять. - Нос, глаза, уши, язык, кожа. |