Цель: формирование навыков выражения своего отношения к музыке.
Обучающая: познакомить с творчеством А. Хачатуряна, В. Гаврилина, В.Салманова;
Развивающая: развивать выразительность в пении, ВХР: звукообразование, дыхание, дикцию.
Пение: «Колыбельная медведицы» - сл. Яковлева, муз. Е. П. Крылатова;
Слушание: «Вечерняя сказка» - А.И. Хачатурян;
Пение: «Добрый день» - сл. Суслова, муз. Я. Дубравина;
Слушание: «Вечерняя музыка». – В. Гаврилин;
«Ходит месяц над лугами» - С.Прокофьев, «Вечер» - В.Салманов.
Наглядности: портреты композиторов А. Хачатуряна, В. Гаврилина, В.Салманова; фотографии природы
Оборудование: MP3, ПК, презентация, тексты песен «Добрый день» и «Колыбельная медведицы», аудиозаписи стихов Фета и Никитина о вечере.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Орг. момент. | Организует вход детей в класс под музыку. Приветствует детей музыкой Салманова «Утро в лесу». Музыкальное приветствие: Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Учитель: Здравствуйте, девочки! Дети: Здравствуйте! Учитель: Здравствуйте, мальчики! Дети: Здравствуйте! | Входят в класс под музыку. Исполняют музыкальное приветствие с учителем. | Личностные: развитие собранности, проявление эмоциональной отзывчивости на звучащую музыку. |
Проверка д/з. Актуализация знаний | У.: Дома вы выполняли задание «Укрась музыку утра», рисовали рисунки, давайте их посмотрим. Что вы на них изобразили? Д.: Утро, музыку утра. У.: Анализирует рисунки. У:. Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. Д.: Мы говорили о музыке утра. У.: Кто-нибудь может назвать фамилии композиторов, музыка которых звучала на прошлом уроке? Д.: П.Чайковский, Э.Григ У.: Может кто-то назовет произведение этих авторов? | Принимают участие в проверке домашнего задания: игра «Укрась музыку». Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают материал прошлого урока. | Личностные : учиться освоению и принятию социальной роли ученика. Предметные: освоение музыкальной речи, применение в речи специальных музыкальных терминов, определений и понятий. |
Сообщение темы и задач урока. | У.: Посмотрите на эту фотографию, какое время суток изображено? Д.: Вечер. У.: Почему вы так решили? Д.: Нет солнца, на улице темнеет… У.: Я не просто так показала вам эту фотографию. В ней кроется тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться? Д.: Вечер.. У.: Да, мы говорили про вечер, но не только. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали музыку утра, так что у нас будет связано с вечером? Д.: Музыка. У.: Верно. Так и назовем нашу тему: «Музыка вечера». Мы с вами еще ничего не слушали, но я уверена, что вы знаете несколько вечерних песен. Кто скажет, какие песни исполняются вечером, перед сном? (Эти песни поет мама своему ребенку, когда его укладывает.) Д.: Колыбельная. У.: Верно. Колыбельную можно узнать сразу - по одной лишь интонации. Какая музыка в колыбельных: спокойная, убаюкивающая или громкая и быстрая? Д.: Спокойная, тихая… У: Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какие задачи поставим перед собой? | Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в постановке целей и задач урока. | Личностные : развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Коммуникативные: учиться участвовать в совместной деятельности. Личностные: учатся эмоционально отзываться на произведения искусства. Регулятивные: учатся ставить перед собой учебную задачу и направлять свою работу на её решение. |
Объяснение новой темы. Вокально-хоровая деятельность | У.: Давайте с вами послушаем колыбельную песню. Может быть она вам знакома. Если да, то вспомните, где вы её слышали? Я думаю, кто-нибудь из вас ее точно знает, это «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку. Я вам сейчас спою, кто знает слова, мне помогут. Исполнение (распевание). Указать на незнакомое слово во 2 куплете (бригантина). Записать в тетрадь. -Посмотрите в учебник на стр. 49. Как звучит колыбельная песня? Прочитайте. Работа над новой песней: -Анализ текста. Заучивание стихотворного текста песни. -Разучивание мелодии. -Исполнение под «минус». -Работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения. -Исполнение хором. | Слушают песню в исполнении учителя. Принимают участие в анализе. Разучивают песню под руководством учителя. Работают по учебнику. Повторяют правила исполнения музыки Передают в исполнении характер музыки, свои чувства и переживания и настроение композитора. | Коммуникативные: учаться участвовать в совместной деятельности. Предметные: учатся слушать музыку, определять её характер. Предметные: учатся в исполнении передавать свое отношение к музыке и её характер. |
Объяснение новой темы. Слушание и анализ музыки. | У.: Хорошо. А сейчас, послушайте, как услышали и выразили в стихах музыку вечера русские поэты: Афанасий Фет и Иван Никитин. 1)«Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.» А. Фет. 2) «В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян.» У.: Композитор Арам Ильич Хачатурян написал музыкальную пьесу на тему вечерней музыки. -Послушаем ее. Как мы сидим при слушании? Слушание: Арам Хачатурян «Вечерняя сказка». У.: О чем рассказала вам эта музыка? Какие слова, наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа? Д.: Задумчивое, грустное … У.: А мы можем сказать, что характер музыки был волшебный, сказочный? Д.: Да. У.: Мы знаем настроение произведения, что оно написано к вечернему времени суток, как бы вы его назвали? Д.: Предполагаемые ответы детей. У.: Хорошо, я думаю здесь подойдет название «Вечерняя сказка», согласны? Д.: Да. | Слушают рассказ учителя. Слушают стихи в аудиозаписи. Повторяют правила слушания музыки Слушают музыку и анализируют её по вопросам учителя. Учатся выражать словами свое отношение к музыке. | Регулятивные: учатся слушать и понимать вопросы, отвечать на них. Предметные: учатся слушать музыку, определять её характер. Познавательные: учатся понимать стихотворный текст, анализировать его. Предметные: освоение музыкальной речи, применение в речи специальных музыкальных терминов, определений и понятий. |
Физкульт-минутка | У.: Давайте немного отдохнем и разомнемся. Вечер зимний в небе синем (встать) Звезды синие зажег (подняться на носочках, потянуться) Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный ледок. | Выполняют движения, отдыхают. | Регулятивные: учиться участвовать в совместной деятельности. |
Закрепление темы урока . Слушание и анализ музыки. | У: Еще одно произведение, посвященное вечеру, написал композитор В. Гаврилин. Она так и называется «Вечерняя музыка». Это фрагмент из оперы «Перезвоны». Давайте её послушаем и нарисуем картины, которые можно нарисовать в своем воображении…. У: Какая была музыка? Какое настроение она создает? Д.: Грустное, тягучее, протяжное, спокойное… У.: Верно, я бы еще сказала, что музыка сумрачная. У.: Ребята, звучали ли в музыке музыкальные инструменты? Д.: Нет. У.: А кто же тогда исполнял музыку? Д.: Люди, хор.. У.: Музыку исполнял камерный хор. Когда люди поют без сопровождения инструментов, это называется пение а капелла. Повторите со мной: А капелла. Д.: А капелла. Запишите в тетрадь. У: Послушаем еще одно произведение, посвященное вечеру: С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»… -Какая была музыка? Какие картины можно нарисовать, слушая её? Какое настроение она создает у слушателя? Работа по учебнику. | Воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя. Слушание и анализ музыки | Предметные: учатся слушать музыку, определять её характер. Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. |
Вокально-хоровая деятельность | У: На прошлом уроке мы вспоминали вежливые слова, которые говорим друг другу утром и в течение дня. А какие слова говорят вечером? Д.: Добрый вечер, Спокойной ночи… У.: Споем песню «Добрый день», которую разучивали на прошлом уроке. Пение: «Добрый день» Я. Дубравин, сл.В. Суслова. ВХР: Задача | Методы, приемы | Звукообразование | Словесный | Скачок | Показ педагога, дирижерский жест | Дыхание | Словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку» |
| Повторяют правила исполнения музыки Передают в исполнении характер музыки, свои чувства и переживания и настроение композитора. | Коммуникативные: учиться участвовать в совместной деятельности и направлять совместную деятельность на достижение художественно-эстетического материала Предметные: Учатся певческим приемам и этике пения. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | У.: Проверим, кто был самым внимательным на уроке. Как называлась тема урока? Д.: Музыка вечера У.: Какая музыка звучит в вечернее время? . Д.: Колыбельные У.: Какие произведения вам больше понравились, запомнились? (Колыбельная, Вечерняя сказка, Добрый день, Вечерняя музыка) У.: Что такое а капелла? Д.: Пение без инструмента. У.: Какие задачи перед собой ставили? Как с ними справились? Что особенно запомнилось и понравилось на уроке? Что было сложно? | Подводят итоги работы на уроке. Принимают участие в рефлексии учебной деятельности. Учатся адекватно воспринимать оценку своей деятельности. | Регулятивные: учатся обобщать, выделять главное и второстепенное. Коммуникативные: учатся сотрудничать с коллективом. Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения. Личностные :адекватное восприятие оценки своей деятельности. |
Организован-ное завершение урока | -Слушаем еще одно вечернее произведение. Выход из класса под пьесу В.Салманова «Вечер». | Выходят из класса под музыку | Коммуникативные: учиться участвовать в совместной деятельности |