СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 10 классе на тему «Преобразование графиков».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной темы изучается в рамках темы «Тригонометрические функции» в соответствии с программой, ориентированной на учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа»  под редакцией Колмогорова А.Н.  Программа допущена Министерством образования и науки РФ.

Урок составлен в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и направлен на формирование метапредметных результатов, таких,  как

 -умение ставить и реализовывать учебные задачи;

-умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- умение работать в группе: владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию;

-умение  анализировать и классифицировать объекты  по определенному признаку.

На уроке также формируются предметные результаты, такие, как

- изучение  свойств функций,  алгоритмов преобразования графиков;

- развитие умственных действий (обобщение, анализ), а также математической речи учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 10 классе на тему «Преобразование графиков».»

Технологическая карта урока математики в 10 классе на тему «Преобразование графиков».

Гайнанова Мадина Газизовна, учитель математики МБОУ «Гимназия №7» Ново-Савиновского района г. Казани.


Методическое обоснование темы:

Материал данной темы изучается в рамках темы «Тригонометрические функции» в соответствии с программой, ориентированной на учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией Колмогорова А.Н. Программа допущена Министерством образования и науки РФ.

Урок составлен в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и направлен на формирование метапредметных результатов, таких, как

-умение ставить и реализовывать учебные задачи;

-умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- умение работать в группе: эффективно сотрудничать и взаимодействовать, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию, владение навыками самопрезентации,

-умение анализировать и классифицировать объекты по определенному признаку.

На уроке также формируются предметные результаты, такие, как

- изучение свойств функций, алгоритмов преобразования графиков;

- развитие умственных действий (обобщение, анализ), а также математической речи учащегося.

В данное время МБОУ «Гимназия №7» города Казани успешно работает по поточно-групповому методу. Данная технологическая карта составлена для проведения урока в 1 группе с учетом высокого учебного потенциала учащихся.

Тема: «Преобразование графиков».

Часов на изучение темы: 2


Тип урока: «Открытие» нового знания.

В теме: первый урок


Оборудование:

Учебник, компьютер, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Цель урока:

Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение знаний за счет изучения алгоритма «сжатия и растяжения» графиков и свойств функций.


Задачи урока:

Образовательные

Изучение алгоритма выполнения различных преобразований графиков функций, формирование умения применять алгоритм построения графиков.

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную и письменную математическую речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, чувство ответственности за результат.

Планируемый результат:

УУД

Личностные: активизировать познавательную активность каждого ученика, воспитывать чувство ответственности за результат работы, учить общению, позитивному отношению к окружающим и к себе.

Познавательные: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать свой результат; умение анализировать, делать выводы.

Регулятивные: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания, умение выполнять самопроверку, самоконтроль.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками и учителем, учатся излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.


Методические рекомендации к изучению темы.

Теме «Функции и их свойства» в школьном курсе уделяется много времени, и это не случайно, так как многие закономерности из различных областей науки описываются функциональной зависимостью.

При изучении преобразований графиков в 10 классе нужно учесть, что с некоторыми преобразованиями, как сдвиг вдоль оси ординат, оси абсцисс, симметричное отражение, построение графиков с модулями учащиеся знакомы. В 8 классе эти преобразования выполнялись для графиков квадратичной функции, кубической параболы, функции у = |x| и т д. Поэтому сдвиги графиков тригонометрических функций 10-классники смогут выполнить, опираясь на ранее изученный материал, наложив имеющиеся знания и умения на новый объект.

Также ученики умеют строить графики по точкам, поэтому целесообразно знания по растяжению и сжатию графиков давать не в готовом виде, а способствовать «открытию» новых знаний учениками в процессе выполнения практической исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в умении организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока, поняли сами и смогли объяснить одноклассникам, как нужно действовать в новых условиях.

Применение ИКТ позволит на всех этапах урока без потери времени организовать самопроверку, взаимопроверку. Также следует отметить, что при изучении графиков не обойтись без наглядности, так как применение мультимедийных презентаций способствует повышению интереса у ребят, облегчает усвоение материала. Яркие красочные графики с использованием динамических моделей, иллюстрирующих сдвиги, растяжения, сжатия помогают лучше запомнить материал, так как задействуют зрительное восприятие.

К выполнению презентаций полезно привлекать и самих учащихся, так как работа над такими заданиями поможет ученику расширить и углубить свои знания, как по теме, так и в области информационных технологий.

На этапе закрепления наряду с заданиями базового уровня целесообразно предложить и трудные задания с различными комбинациями преобразований, включением графиков с модулями, и предложить выбор уровня трудности самим ученикам.


Этапы работы

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Самоопределение к деятельнос-ти.

Сформировать рабочие группы, мотивировать на поиск проблемы и ее решение.

Приветствует учащихся, сообщает структуру урока.

Готовят рабочее место, настраиваются на работу, концентрируют внимание.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок;

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности.

Повторение материала, необходимого для «открытия» нового знания, выявление индивидуальных затруднений каждого ученика.


Проводит опрос по теме «Функции и их графики»,

и «Свойства тригоно метрических функций», организует самопроверку домашнего задания по слайдам презентации (№44, №46). Предложив построить графики функций y=x2+3, y=|x-4|, y=cosx+3, y=|-sinx|, проводит параллель с ранее изученным материалом,

мотивирует к пробному

учебному действию (у=2sinx, y=cos3x, y=3tgx, y=ctg2x), создает проблемную ситуацию при выполнении последних заданий.


-Отвечают на вопросы учителя:

1.Что такое область определения; множество значений функции? 2.Найти область определения функций: у=у=tgx; у= у= -Осуществляют самопроверку домашнего задания по слайдам презентации, -Выполняют задание на построение графиков функций y=x2+3, y=|x-4|, y=cosx+3, y=|-sinx|, у=2sinx, y=cos3x, y=3tgx, y=ctg2x (работа в парах). -Выполняют самопроверку 1-4 заданий по слайду. Фиксируют затруднение при выполнении 4 последних заданий.

Познавательные: анализируют и сравнивают предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для изучения новой темы.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала, формулируют проблему.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли, учатся корректно поправлять товарища.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений;

проговаривание цели урока.


Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока


Формулируют тему урока, ставят цели.


Регулятивные: целеполагание, составление плана действий.

Познавательные. Самостоятельное

формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации

Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Построение проекта выхода из затруднения

Научиться находить выход из трудной ситуации, принимать самостоятельные решения.

Выдвигает проблему, предлагает составить план выхода из затруднения, направляет учащихся.


Составляют план

достижения цели:

1.Построить графики функций у=2sinx, y=cos3x, y=3tgx, y=ctg2x по точкам;

2.Сравнить с графиками функций у=sinx, y=cosx, y=tgx, y=ctgx;

3.Сформулировать выводы;

4.Составить алгоритмы построения графиков..


Познавательные: анализ и сравнение построенных графиков;

Регулятивные: составление плана;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения.

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи;

Составление алгоритма посредством практической работы над построением графиков по точкам.

Организует групповую работу, распределяет задания, наблюдает за работой групп.

Класс делится на 4 группы, учащиеся в группах выполняют практическую работу: строят графики функций у=2sinx, y=cos3x, y=3tgx, y=ctg2x на ватмане по точкам, после чего проводят обсуждение и формулируют выводы исходя из результатов практической работы

Регулятивные: планирование, взаимоконтроль, коррекция; Познавательные: анализ объектов, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение работать в группе: владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию.

Представление работы групп.

Создание условий для развития умения представлять результаты работы группы; усовершенствование математической речи, воспитание ответственности за результат.

Слушает выступления учащихся, при необходимости комментирует, оценивает правильность выводов.

По очереди представители групп выходят к доске, демонстрируют свои чертежи и озвучивают выводы.

Познавательные: самостоятельное

создание алгоритма построения графиков

Регулятивные: саморегуляция, взаимопроверка, взаимоконтроль, коррекция

Коммуникативные: умение точно и полно формулировать свои мысли, корректно поправлять друг друга в случае необходимости.


Первичное закрепление

Закрепление выведенного алгоритма, применение алгоритма при построении графиков различных функций.


Направляет учащихся, добивается осознанности восприятия, осуществляет выборочный контроль.

Проговаривают новое правило, записывают в виде опорного сигнала в тетрадях и на доске, выполняют 2 задания на применение нового алгоритма: строят графики функций у=1,5sinx, y=cos0,5x на доске и в тетрадях, проговаривая ход построения.

Познавательные: закрепление алгоритмов

Регулятивные: саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона

Коммуникативные: умение точно и полно формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Осознание каждым учеником

степени овладения

полученными знаниями



Контролирует

выполнение работы, организует

взаимопроверку, самопроверку по готовой презентации


Выполняют самостоятельную работу: 1. Построить графики функций у=3sinx, y=cos3x+1, y=-3tg2x,

y=3-ctg2x;

2*. Трудные задания: Построить графики графиков и уравнений: у=|3sin|x||, y=-3tg2|x|, |y|=tg|x|.

Осуществляют

самопроверку, самооценку.

Личностные: самоопределение; наличие

адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровень усвоения

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Рефлексия деятельности (итог урока)

Подведение итогов урока. Самооценка в соответствии с целями урока.

Задает вопросы, побуждает к подведению итогов урока.

Домашнее задание:

1. повторить алгоритм урока,

2. п.3, № 55,56,

3*. построить графики уравнений |у|=2sin|x|, tg(2|x|+|y|)=0/

Отвечают на вопросы учителя, делая выводы относительно проблемы, поставленной в начале урока, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности.

Личностные: учатся адекватно принимать успехи или неудачи;

Регулятивные: контроль, коррекция; Коммуникативные: умение излагать свои мысли.

Литература для учащихся:

  1. Алгебра и начала математического анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией Колмогорова А.Н., М., «Просвещение», 2011г.

  2. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа, А.П.Ершова, В.В.Голобородько, М., «Илекса», 2011г.


Литература для педагога:

  1. Алгебра и начала математического анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» под редакцией Колмогорова А.Н., М., «Просвещение», 2011г.

  2. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа, А.П.Ершова, В.В.Голобородько, М., «Илекса», 2011г.

  3. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа к УМК Колмогорова А.Н., и др., 10 класс, А.Н. Рурукин, Е.В. Бровкова, Г.В. Лупенко, Т.А. Пыжова, М., «Просвещение», 2011г.

  4. Графики функций. Задачи и упражнения, Р.Б.Райхмист, М., «Школа-пресс», 1997г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!