СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема "Любовная лирика Анны Ахматовой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок находится в системе уроков, посвященных развитию навыков анализа художественного произведения (прозаического и лирического). Работа с текстом, его информационная переработка, относящиеся к учебно-информационным общеучебным умениям и навыкам, как правило, вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Поэтому умения и навыки, связанные с разложением на составляющие и исследованием примеров, иллюстраций текста, выстраиванием причинно-следственных связей, рассмотрение фактов в преломлении своего опыта и опыта автора, заявленного в тексте, формируемые во время такого урока, служат основой успешной сдачи итоговой государственной аттестации не только по литературе и русскому языку, но и другим предметам.

Предметом методической разработки "Тайны  любовной лирики А.А. Ахматовой" являются формальные и содержательные особенности лирических произведений А.А.Ахматовой. В разработке продемонстрированы возможности использования сегодня на уроке современных образовательных технологий, ссылки на сайты и список электронных источников помогут учителю литературы провести подобное занятие. Вариативное домашнее задание, включающее написание обучающимися творческих работ, также направлено на подготовку к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема "Любовная лирика Анны Ахматовой"»

Максимова В.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 19",

г. Кемерово

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 9-ом классе на тему «Любовная лирика А.А. Ахматовой»

Тип урока:

 Урок открытия  новых знаний

Авторы УМК:

 УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5- 9 классы

Цели урока:

Обучающие:  усвоение учащимися новых знаний, полученных в ходе самостоятельного решения проблемы, совершенствование навыков анализа художественного текста;

выявление учащимися основных черт любовной лирики А.Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения "Сжала руки под темной вуалью...";

развивающие: развитие навыков свободного и грамотного владения речью;

развитие умения работать в группе;

воспитательные: воспитание активной творческой личности учащегося, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

воспитание бережного отношения к традициям русской культуры.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты:

формирование духовно-нравственной позиции, развитие интереса к эмоциональной сфере человека;

развитие устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;

осознание потребности в самовыражении через слово;

освоение общекультурного наследия России.

Метапредметные результаты:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе.

Предметные результаты:

умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею литературного произведения;

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

осмысленное чтение и адекватное восприятие литературного произведения;

умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

Оборудование:

 Проектор, экран, компьютер, подключение к интернету

Образовательные ресурсы:

 http://school-collection.edu.ru

презентация "Подвал Бродячей Собаки"

 

 

Технологическая карта урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

Планируемые результаты

(предметные)

Ресурсы

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: организация внимания учащихся. Обеспечение мотивации учения учащихся, принятия ими целей урока.

Создание комфортных условий для проведения урока. Организация стимулирования деятельности с целью определения темы и цели урока.

Здравствуйте, дамы и господа! Не удивляйтесь такому обращению, мы сегодня вновь переносимся в начало другого века. Для чего спросите вы, слушайте и смотрите внимательно (на фоне 1 части презентации "Подвал "Бродячей собаки"):

"Петербург. Конец 1913 года. Подвал "Бродячей собаки". Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей "незавитой челкой", прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи".

Звучит фонограмма триптиха "Смятение" в обработке Д. Тухманова (первая часть):

"Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула: этот

Может меня приручить.

Наклонился - он что-то скажет...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь".

Готовятся к уроку.

Воспринимают и осмысливают визуальную и устную информацию.


Выполняют просьбу учителя. Здороваются друг с другом. Посматривают презентацию и слушают фонограмму "Смятение"

Личностные УУД: самоопределение


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Презентация "Петербург начала века. Подвал "Бродячей собаки"


Тухманов, Д Альбом "По волне моей памяти" - "Смятение" (А.Ахматова), исп.Л.Барыкина [Электронный ресурс] / Д. Тухманов - Режим доступа : http://poiskm.com/song/2483089-Tuhmanov-Smyatenie . - Загл. с экрана.


Анненков, Ю.А. Дневник моих встреч [Текст] / Ю. А. Анненков. - Варгус, 2005





Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Организация данного этапа урока с помощью эвристических вопросов.

Какие чувства вы испытали при прослушивания триптиха?

Как вы думаете, какое слово является ключевым в прослушанном тексте? О чем мы будем сегодня говорить на уроке, какой будет тема сегодняшнего урока?

К какому результату мы должны прийти?

Формулируют совместно с учителем тему и определяют цели урока


Определяют тему урока "Любовная лирика А.Ахматовой" ("Тема любви в лирике А.Ахматовой")

Определяют цель: выявить основные черты (особенности) любовной лирики А.Ахматовой через анализ стихотворений

Регулятивные УУД: целеполагание


Коммуникативные УУД: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей


Познавательные УДД: выдвижение гипотез и их обоснование



Актуализация знаний

Цель: актуализация субъектного опыта учащихся


Создание проблемной ситуации урока, предполагающей столкновение личного восприятия слова "любовь" и значения этого слова в лирике А.Ахматовой . Организация работы в малых группах (3-4 человека)



Задания для групп:

1. Задание группы:

А) Дайте свое определение слову "любовь", при затруднении обращайтесь к толковым словарям. Используя приложение, дайте толкование этому понятию, например, любовь-радость, любовь-скука. Впишите полученные результаты в предложенную схему.

Б) Проанализируйте предложенные стихотворения А.Ахматовой и выявите слова, которые дают определение любовному чувству, обобщите по аналогии с предыдущим заданием данные определения приложением. Впишите полученные результаты в предложенную схему.

Для анализа предлагаются следующие тексты (одно стихотворение в группе):

«Как соломинкой пьешь мою душу», «Я не знаю, ты жив или умер», «Тяжела ты, любовная память!», «Ты письмо мое, милый не комкай», «Проводила друга до передней», «А ты думал – я тоже такая», «Жгу до зари на окошке свечу», «Эта встреча никем не воспета»

После предоставления результатов на доске получается две схемы с центральным словом любовь.


Организация фронтальной работы с классом.

На этом этапе учитель задает общие для всех групп вопросы: Различаются ваши представления о любовном чувстве? Каким бы прилагательным вы определили восприятие любви лирическими героинями А.Ахматовой? Почему героиня рождена для "земной любви"?






Организуют работу в малых группах. Осуществляют восприятие и осмысленное чтение текстовой информации. Подбирают цитаты из текста стихотворений по заданной теме. Фиксируют ответы на задания на отдельных листах


Каждая группа определяет свое понимание любовного чувства, выделяет оттенки любовного чувства в предложенных стихотворениях, фиксирует их на выданных листах, представляет результаты своей работы:

Личное понимание слова любовь - это радость, счастье, сомнение, тревога, улыбка (как правило, набор определений бывает разнообразным)

Оттенки любовного чувства у А. Ахматовой - любовь -тяжесть, несчастье, безумие, зависть, откровение, гордость, пытка, земная любовь.

В ходе выступления групп на доске образуются две схемы с центральным словом "любовь" (свое толкование слова и в лирике А.Ахматовой)














В ходе диалога приходят к выводу:

Восприятия любовного чувства у всех разное. Каждый слышит в этом слове что - то свое.

Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф. И Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но оттенки любовного чувства у А.Ахматовой, особенные - трагическое восприятие любовного чувства. А. Ахматова принадлежала к цеху акмеистов, поэтому это могла быть только "земная любовь"

Личностные УУД: формирование духовно-нравственной позиции, интереса к эмоциональной сфере человека


Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им


Коммуникативные УУД: умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, создание развернутого устного высказывания, ведение диалога


Познавательные УДД: анализ объектов по заданным основаниям, формулировка выводов на основании фактов, извлечение необходимой информации из текста



Адекватное восприятие художественного текста;

умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею литературного произведения



Объяснение нового материала. Анализ и интерпретация стихотворения А.Ахматовой "Сжала руки под тонкой вуалью"

Цель: содействие усвоению учащимися способов, которые приводят к определенному выводу, обобщению.

Организация творческой работы учащихся в группах с целью формирования учебных навыков




У каждого поэта свой уникальный поэтический мир. Предлагаю вам выявить особенности любовной лирики А. Ахматовой через анализ стихотворения "Сжала руки под темной вуалью"

Задания для групп:

Прослушайте стихотворение А.Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью"

1 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с особенностями художественного пространства в этом стихотворении. Дайте развернутый ответ.

2 группа. Сформулируйте вопросы, связанные особенностями художественного времени. Дайте на них развернутый ответ.

3 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с восприятием происходящего события лирической героиней и лирическим героем. Дайте на них развернутый ответ.

4 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с особенностями ритмической организации стихотворения. Дайте на них развернутый ответ.

Организуют работу в группах.

Формулируют вопросы по тексту стихотворения.

Участвуют в коллективном диалоге.


Примерный круг вопросов, которые могут обозначить ученики:

- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

- Какова тема этого стихотворения?

- Что является основным событием стихотворения?

- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?


Приходят к выводу: лирика А.Ахматовой отличается

психологизмом, драматургией стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе;

чувство не называется прямо, а передается через внешнее проявление: жест, мимику, поступок героини или героя, говорящие детали, через которые передаются чувства героини, "маски" героя и героини;

имитация эмоциональной разговорной речи, использование дольника, эллипсиса, использование синтаксического приема -оксюморона

Личностные УУД: развитие устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в самовыражении через слово; освоение общекультурного наследия России


Регулятивные УУД:

планирование промежуточных целей с учетом конечного результата


Коммуникативные УУД: владение основами коммуникативной рефлексии


Познавательные УДД: выдвижение гипотез и их обоснование, работа с текстом, смысловое чтение



Умение адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог

Фонограмма стихотворения "Сжала руки под темной вуалью...". Текст читает Наталья Пономарева. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%ED%ED%E0%20%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0&interface=teacher&subject=10&context=current&onpage=20&onpage=20&page=3


Тексты стихотворения "Сжала руки под темной вуалью" (Ахматова, А.А. Собрание сочинений в одном томе. [Текст] / А.А. Ахматова. - Спб. : "Ленинградское издательство", 2009. - 832с.)

5. Первичное закрепление знаний.

Цель: закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция

Организация фронтальной работы с классом.

Предлагается обобщить полученные на уроке знания



В течение трех минут подумайте и запишите, какие особенности любовной лирики А.Ахматовой вы выявили


Знакомятся с условиями выполнения задания.

Индивидуально выполняют предложенное учителем задание


Записывают в тетрадях:

-психологизм лирики;

- маски лирической героини;

- сюжетность, близость стихотворения к прозе;

- детали, определяющие чувство;

- имитация разговорной речи

Обсуждают написанное, корректируют написанное

Регулятивные УУД: саморегуляция


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Познавательные УДД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

Умение создавать письменные высказывания


6. Рефлексия учебной деятельности . Итоги урока

Цель: осмысление своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Возвращение в ситуацию начала урока:

Вот и подходит к концу наше путешествие во времени. Итак, Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки» (на фоне 2 части презентации "Подвал "Бродячей собаки"):

«Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова, - писал в «Дневнике моих встреч» Юрий Анненков. - И этого не отвергал ни один слушающий ее человек». Звучат вторая и третья части триптиха «Смятение»

Нам только остается подвести итоги нашего урока.


Организация подведения итогов работы учащихся и рефлексии через прием "незаконченного предложения"

Подводят итоги своей работы. Осмысливают свои действий.


Дают оценку своей работы и работы товарищей в группе.

Заканчивают 1-2 фразы из предложенного перечня:

Сегодня я узнал(а)...

Было трудно...

Теперь я могу...

Я понял(а), что...

У меня получилось...

Было интересно...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Я думаю, что...



Личностные УУД: формирование нравственно-этической ориентации


Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы


Коммуникативные УУД:

владение монологической формой речи


Презентация "Петербург начала века. Подвал "Бродячей собаки"


Тухманов, Д Альбом "По волне моей памяти" - "Смятение" (А.Ахматова), исп.Л.Барыкина [Электронный ресурс] / Д. Тухманов - Режим доступа : http://poiskm.com/song/2483089-Tuhmanov-Smyatenie . -Загл. с экрана.


Анненков, Ю.А. Дневник моих встреч [Текст] / Ю. А. Анненков. - Варгус, 2005


7. Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

Объяснение домашнего задания. Выбор из предложенных заданий:

1. Дать письменный анализ стихотворения "Песня последней встречи"

2. Напиши сочинение-рассуждение (эссе) "Любовь и оттенки любовного чувства в лирике А.Ахматовой"

Знакомятся с условиями выполнения домашнего задания.

Выполняют домашнее задание

Регулятивные УУД: саморегуляция


Познавательные УДД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение

Адекватное восприятие художественного текста;

умение анализировать литературное произведение

С фонограммой данного стихотворения учащиеся могут ознакомиться на сайте ЕК http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%ED%ED%E0%20%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0&interface=teacher&subject=10&context=current&onpage=20&page=2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!