г. Кемерово
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Планируемые результаты (предметные) | Ресурсы |
-
| Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель: организация внимания учащихся. Обеспечение мотивации учения учащихся, принятия ими целей урока. | Создание комфортных условий для проведения урока. Организация стимулирования деятельности с целью определения темы и цели урока. Здравствуйте, дамы и господа! Не удивляйтесь такому обращению, мы сегодня вновь переносимся в начало другого века. Для чего спросите вы, слушайте и смотрите внимательно (на фоне 1 части презентации "Подвал "Бродячей собаки"): "Петербург. Конец 1913 года. Подвал "Бродячей собаки". Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей "незавитой челкой", прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи". Звучит фонограмма триптиха "Смятение" в обработке Д. Тухманова (первая часть): "Было душно от жгучего света, А взгляды его - как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился - он что-то скажет... От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь". | Готовятся к уроку. Воспринимают и осмысливают визуальную и устную информацию. Выполняют просьбу учителя. Здороваются друг с другом. Посматривают презентацию и слушают фонограмму "Смятение" | Личностные УУД: самоопределение Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | Презентация "Петербург начала века. Подвал "Бродячей собаки" Тухманов, Д Альбом "По волне моей памяти" - "Смятение" (А.Ахматова), исп.Л.Барыкина [Электронный ресурс] / Д. Тухманов - Режим доступа : http://poiskm.com/song/2483089-Tuhmanov-Smyatenie . - Загл. с экрана. Анненков, Ю.А. Дневник моих встреч [Текст] / Ю. А. Анненков. - Варгус, 2005 |
-
| Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Организация данного этапа урока с помощью эвристических вопросов. Какие чувства вы испытали при прослушивания триптиха? Как вы думаете, какое слово является ключевым в прослушанном тексте? О чем мы будем сегодня говорить на уроке, какой будет тема сегодняшнего урока? К какому результату мы должны прийти? | Формулируют совместно с учителем тему и определяют цели урока Определяют тему урока "Любовная лирика А.Ахматовой" ("Тема любви в лирике А.Ахматовой") Определяют цель: выявить основные черты (особенности) любовной лирики А.Ахматовой через анализ стихотворений | Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей Познавательные УДД: выдвижение гипотез и их обоснование | | |
-
| Актуализация знаний Цель: актуализация субъектного опыта учащихся | Создание проблемной ситуации урока, предполагающей столкновение личного восприятия слова "любовь" и значения этого слова в лирике А.Ахматовой . Организация работы в малых группах (3-4 человека) Задания для групп: 1. Задание группы: А) Дайте свое определение слову "любовь", при затруднении обращайтесь к толковым словарям. Используя приложение, дайте толкование этому понятию, например, любовь-радость, любовь-скука. Впишите полученные результаты в предложенную схему. Б) Проанализируйте предложенные стихотворения А.Ахматовой и выявите слова, которые дают определение любовному чувству, обобщите по аналогии с предыдущим заданием данные определения приложением. Впишите полученные результаты в предложенную схему. Для анализа предлагаются следующие тексты (одно стихотворение в группе): «Как соломинкой пьешь мою душу», «Я не знаю, ты жив или умер», «Тяжела ты, любовная память!», «Ты письмо мое, милый не комкай», «Проводила друга до передней», «А ты думал – я тоже такая», «Жгу до зари на окошке свечу», «Эта встреча никем не воспета» После предоставления результатов на доске получается две схемы с центральным словом любовь. Организация фронтальной работы с классом. На этом этапе учитель задает общие для всех групп вопросы: Различаются ваши представления о любовном чувстве? Каким бы прилагательным вы определили восприятие любви лирическими героинями А.Ахматовой? Почему героиня рождена для "земной любви"? | Организуют работу в малых группах. Осуществляют восприятие и осмысленное чтение текстовой информации. Подбирают цитаты из текста стихотворений по заданной теме. Фиксируют ответы на задания на отдельных листах Каждая группа определяет свое понимание любовного чувства, выделяет оттенки любовного чувства в предложенных стихотворениях, фиксирует их на выданных листах, представляет результаты своей работы: Личное понимание слова любовь - это радость, счастье, сомнение, тревога, улыбка (как правило, набор определений бывает разнообразным) Оттенки любовного чувства у А. Ахматовой - любовь -тяжесть, несчастье, безумие, зависть, откровение, гордость, пытка, земная любовь. В ходе выступления групп на доске образуются две схемы с центральным словом "любовь" (свое толкование слова и в лирике А.Ахматовой) В ходе диалога приходят к выводу: Восприятия любовного чувства у всех разное. Каждый слышит в этом слове что - то свое. Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф. И Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но оттенки любовного чувства у А.Ахматовой, особенные - трагическое восприятие любовного чувства. А. Ахматова принадлежала к цеху акмеистов, поэтому это могла быть только "земная любовь" | Личностные УУД: формирование духовно-нравственной позиции, интереса к эмоциональной сфере человека Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД: умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, создание развернутого устного высказывания, ведение диалога Познавательные УДД: анализ объектов по заданным основаниям, формулировка выводов на основании фактов, извлечение необходимой информации из текста | Адекватное восприятие художественного текста; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею литературного произведения | |
-
| Объяснение нового материала. Анализ и интерпретация стихотворения А.Ахматовой "Сжала руки под тонкой вуалью" Цель: содействие усвоению учащимися способов, которые приводят к определенному выводу, обобщению. | Организация творческой работы учащихся в группах с целью формирования учебных навыков У каждого поэта свой уникальный поэтический мир. Предлагаю вам выявить особенности любовной лирики А. Ахматовой через анализ стихотворения "Сжала руки под темной вуалью" Задания для групп: Прослушайте стихотворение А.Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью" 1 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с особенностями художественного пространства в этом стихотворении. Дайте развернутый ответ. 2 группа. Сформулируйте вопросы, связанные особенностями художественного времени. Дайте на них развернутый ответ. 3 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с восприятием происходящего события лирической героиней и лирическим героем. Дайте на них развернутый ответ. 4 группа. Сформулируйте вопросы, связанные с особенностями ритмической организации стихотворения. Дайте на них развернутый ответ. | Организуют работу в группах. Формулируют вопросы по тексту стихотворения. Участвуют в коллективном диалоге. Примерный круг вопросов, которые могут обозначить ученики: - Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить? - Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь? - От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини? - Какова тема этого стихотворения? - Что является основным событием стихотворения? - Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо? - Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации? Приходят к выводу: лирика А.Ахматовой отличается психологизмом, драматургией стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе; чувство не называется прямо, а передается через внешнее проявление: жест, мимику, поступок героини или героя, говорящие детали, через которые передаются чувства героини, "маски" героя и героини; имитация эмоциональной разговорной речи, использование дольника, эллипсиса, использование синтаксического приема -оксюморона | Личностные УУД: развитие устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в самовыражении через слово; освоение общекультурного наследия России Регулятивные УУД: планирование промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные УУД: владение основами коммуникативной рефлексии Познавательные УДД: выдвижение гипотез и их обоснование, работа с текстом, смысловое чтение | Умение адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе литературного произведения умение отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания, вести диалог | Фонограмма стихотворения "Сжала руки под темной вуалью...". Текст читает Наталья Пономарева. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%ED%ED%E0%20%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0&interface=teacher&subject=10&context=current&onpage=20&onpage=20&page=3 Тексты стихотворения "Сжала руки под темной вуалью" (Ахматова, А.А. Собрание сочинений в одном томе. [Текст] / А.А. Ахматова. - Спб. : "Ленинградское издательство", 2009. - 832с.) |
-
| 5. Первичное закрепление знаний. Цель: закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция | Организация фронтальной работы с классом. Предлагается обобщить полученные на уроке знания В течение трех минут подумайте и запишите, какие особенности любовной лирики А.Ахматовой вы выявили | Знакомятся с условиями выполнения задания. Индивидуально выполняют предложенное учителем задание Записывают в тетрадях: -психологизм лирики; - маски лирической героини; - сюжетность, близость стихотворения к прозе; - детали, определяющие чувство; - имитация разговорной речи Обсуждают написанное, корректируют написанное | Регулятивные УУД: саморегуляция Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УДД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме | Умение создавать письменные высказывания | |
-
| 6. Рефлексия учебной деятельности . Итоги урока Цель: осмысление своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Возвращение в ситуацию начала урока: Вот и подходит к концу наше путешествие во времени. Итак, Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки» (на фоне 2 части презентации "Подвал "Бродячей собаки"): «Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова, - писал в «Дневнике моих встреч» Юрий Анненков. - И этого не отвергал ни один слушающий ее человек». Звучат вторая и третья части триптиха «Смятение» Нам только остается подвести итоги нашего урока. Организация подведения итогов работы учащихся и рефлексии через прием "незаконченного предложения" | Подводят итоги своей работы. Осмысливают свои действий. Дают оценку своей работы и работы товарищей в группе. Заканчивают 1-2 фразы из предложенного перечня: Сегодня я узнал(а)... Было трудно... Теперь я могу... Я понял(а), что... У меня получилось... Было интересно... Меня удивило... Мне захотелось... Я думаю, что... | Личностные УУД: формирование нравственно-этической ориентации Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи | | Презентация "Петербург начала века. Подвал "Бродячей собаки" Тухманов, Д Альбом "По волне моей памяти" - "Смятение" (А.Ахматова), исп.Л.Барыкина [Электронный ресурс] / Д. Тухманов - Режим доступа : http://poiskm.com/song/2483089-Tuhmanov-Smyatenie . -Загл. с экрана. Анненков, Ю.А. Дневник моих встреч [Текст] / Ю. А. Анненков. - Варгус, 2005 |
-
| 7. Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | Объяснение домашнего задания. Выбор из предложенных заданий: 1. Дать письменный анализ стихотворения "Песня последней встречи" 2. Напиши сочинение-рассуждение (эссе) "Любовь и оттенки любовного чувства в лирике А.Ахматовой" | Знакомятся с условиями выполнения домашнего задания. Выполняют домашнее задание | Регулятивные УУД: саморегуляция Познавательные УДД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; смысловое чтение | Адекватное восприятие художественного текста; умение анализировать литературное произведение | С фонограммой данного стихотворения учащиеся могут ознакомиться на сайте ЕК http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%ED%ED%E0%20%C0%F5%EC%E0%F2%EE%E2%E0&interface=teacher&subject=10&context=current&onpage=20&page=2 |