СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в природе и жизни человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок в форме ФГОС по биологии с УУД, на приобретение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в природе и жизни человека»»

Технологическая карта урока


Предмет _биология _Класс___7________

Базовый учебник: Константинов В.М., Бабенко В.М., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. Проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: «Вентана-Граф», 2005.

Тема урока: «Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в природе и жизни человека»

Цель урока: сформировать представление об особенностях строения класса Головоногие моллюски обобщить знания об многообразии и значении моллюсков. Организовать контроль за деятельностью учащихся по теме.

Задачи урока:

Предметные:

- формировать умение отличать другие типы по особенностям внешнего и внутреннего строения органов от представителей класса Головоногие моллюски;

- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека

- обобщить материал

- продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и таблицами.

Метапредметные и личностные:


Регулятивные УУД

1. развитие умения назвать тему урока его цели и задачи

2. развитие умения работы с таблицами

3. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  2. развитие умения работать в группе

  3. обосновать результаты работы групповой группы

  4. умение делать выводы

Коммуникативные УУД

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо обучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.


Личностные УУД:

1.Продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру

2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.



Тип урока: урок приобретения первичных знаний

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с текстом.


Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5


Мотивационный этап (10 мин)






































2. Операционально – технологический этап (25 мин)










































































3. Рефлексивно-оценочный этап (10 минут)
















- Создаёт условия, через создание проблемной ситуации, для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Предлагает прослушать статью из энциклопедии [ приложение 1].

Создаёт учебную ситуацию целеполагания


- побуждает обучающихся формулировать задачи урока

- структурирует предложенные формулировки

- предлагает назвать способы достижения задач урока



























Создаёт проблемную ситуацию о происхождении моллюсков. Просит назвать предков моллюсков.











Создаёт учебную ситуацию, связанную с происхождением названия класса

Показывает многообразие моллюсков на слайде


Побуждает обучающихся назвать количество видов моллюсков и их размерах





Побуждает обучающихся выделить особенности внешнего строения моллюсков и просит зарисовать их, подписав все его части.








Создаёт учебную ситуацию моделирования в процессе заполнения таблицы [приложение 2]



Создаёт учебную ситуацию для объяснения новых понятий: роговые челюсти, язык, тёрка, чернильный мешок, половой диморфизм, сперматофоры


Создаёт учебную ситуацию по установлению органов чувств головоногих моллюсков.

Создаёт учебную ситуацию для объяснения понятия «чернильная бомба»

Создаёт проблемную ситуацию об установлении органов защиты головоногих моллюсков.

Создаёт проблемную ситуацию, связанную с решением задачи:

Задача:

Английский писатель Джеймс Олдридж описал интересную особенность осьминога: «Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Это я наблюдал однажды сам, положив добытого осьминога на газетный лист: осьминог моментально изменил окраску, сделавшись полосатым, в белую и черную полоску». Объясните, зачем осьминоги меняют окраску?

Создаёт условия для проверки домашнего задания. Ребята вам были заданы найти интересные факты о моллюсках [приложение 3]

Ребята все ли задачи урока мы с вами выполнили? Перечистите их! Какие задачи остались для рассмотрения?

Создаёт учебную ситуацию моделирования в процессе заполнения таблицы о значении моллюсков [ приложение 4]

Ребята как вы думаете все ли задачи урока мы с вами решили?

- Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения [приложение 5]



- Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов [приложение 6].



- обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний и умений



- задаёт домашнее задание

- Учащиеся внимательно слушают

Определяют тему урока

Формулируют цель урока

Формулирют задачи урока



Называют способы достижения задач урока

























Затрудняются дать ответ, обращаются к учебнику.

Вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают проблемную ситуацию, пытаются дать ответ.

Приводят ответы


Рассматривают слайды презентации

Решают возникшее затруднение путём поиска информации в учебнике

Рассматривают слайды презентации.

Называют части тела головоногих, зарисовывают внешнее строение и подписывают части тела головоногих моллюсков

Моделируют, работая над таблицей



Выписывают, запоминают понятия в тетрадь и дают им объяснения.

Разрешают возникшее затруднение путём поиска информации

Приводят варианты ответов


Решают проблемную


Пытаются найти ответ на задачу










Рассказывают сообщения



Называют задачи урока


Моделируют, работая над таблицей


Отвечают на вопрос

Проводят анализ достигнутых результатов путём сравнения с эталоном (целями урока)

- проводят оценку качества выполнения проверочной работы и её проверку по образцу

- осуществляют рефлексию учебной деятельности

- записывают домашнее задание

Регулятивные:

- организация рабочего места

- осуществление самоконтроля и взаимооценки,

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование,

-волевая саморегуляция

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

- самостоятельное выделение познавательной цели

- выбор оптимальных способов решения задач

- умение строить речевое высказывание


Познавательные:

- умение находить правильное решение

- моделирование

- умение строить речевое высказывание

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические:

- анализ

- синтез

- сравнение

- подведение под понятие

- установление причинно –следственных связей

- доказательство.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение слушать и вступать в диалог

- владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

- оценка достижения планируемых результатов

- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

- волевая саморегуляция







































Познавательные:

-рефлексия способов и условий действий

- контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- умение слушать и вступать в диалог

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации















Приложение 1.

Это самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Они достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. На голове они имеют щупальца. Обладают реактивным способом движения [1, стр 45].

Приложение 2.

Заполнению таблицы:

Общая характеристика

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Представители

Большой прудовик

Беззубка

Осьминог, кальмар

Отделы тела

Голова, туловище с мантией, нога

туловище с мантией, нога

Голова, туловище, нога – щупальца и воронка

Раковина

Единая, спирально закрученная

Двустворчатая смыкающаяся

Слабо развитая, редуцированная

Пищеварительная

печень

печень

печень

Дыхательная

Жабры или лёгкие

жабры

жабры

Кровеносная

Незамкнутая, сердце двухкамерное или трёхкамерное

Незамкнутая, сердце трёхкамерное

Почти замкнутая, сердце трёхкамерное

Нервная

Разбросанно-узловая

Разбросанно-узловая

Разбросанно-узловая, есть мозг

Половая

Раздельнополые, есть гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

Выделение

Почка

Почки

Почки

Приложение 3.

Брюхоногие.

Представители морей:

а) Рапана. До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков — устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т. е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция раковин рапаны).

б) Мурекс или пурпурная улитка. Очень красивая раковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и…ожерелье из морских раковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги — 112000 долларов.

Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).


Двустворчатые.

а) Мидия, устрица, гребешок. Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками. Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его раковина используется в изготовлений художественных изделий. Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т. е. участвуют в цепи питания.

б) Жемчужина. Само название моллюска дает понять, что добывают — жемчуг, который образуется в раковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.

в) Тридакна — гигантский моллюск. Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть — 30 кг, а 170 кг — раковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно при помощи лома. Тридакны — очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен раковины и мясо тридакны использовали народы Океании — полинезийцы. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки и т. д. Теперь тридакны — украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой 7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу 6 кг 350 г., длина 23 см, а толщина — 14 см, неправильной формы, т. е. почти в размер человеческой головы.

г) Перловица, Беззубка, Пинна. Из раковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые — длинной до 30 см и образуют эту нить — Пинна. Есть моллюски, раковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из ракушек


Приложение 4

Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное

Отрицательное

1.Цепь питания в биогеоценозе.

1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения.

2. Человек использует в пищу.

2.Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.

3.Морские, закрепляются на днище корабля.

4. Образуют перламутр и жемчуг.

4.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.

5.Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.

6.Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.

 


Приложение 5

Проверка изученного

1 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Моллюски обитают:

А – только в море;   

Б – только в пресных водоёмах;

В – в море, пресных водоёмах и на суше;   

Г – только на суше

2) Мантия представляет собой:

А – кожную складку, расположенную под раковиной;  

Б – орган передвижения;

В – защитную раковину;            

Г – отдел тела моллюска.

3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют:

А – жабры;                 

Б – легкое;

В – не имеют органов дыхания;   

Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:

А – виноградную улитку;       

Б – беззубку;

В – устрицу;                   

Г – осьминога.

5) К органам выделения большого прудовика относят:

А – печень;           

Б – почку;

В – кишечник;      

Г – анальное отверстие.

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют:

А – перловицы, беззубки, мидии;       

Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

В – прудовики, катушки, рапаны;       

Г – слизни, виноградные улитки.

7) Наземные улитки питаются преимущественно:

А – растительной пищей;       

Б – различными беспозвоночными животными;

В – моллюсками других видов;   

Г – перегнивающими растительными остатками.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

 

2 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Раковина моллюсков состоит из:

А – извести;       

Б – только из рогоподобного вещества;

В – из извести и рогоподобного вещества; 

Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра.

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют:

А – «корабельные черви»;      

Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

В – осьминоги, кальмары, каракатицы;  

Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

3) Тело у моллюсков:

Амягкое, не разделенное на членики;  

Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

В – имеет плотный покров из слизи;    

Г – имеет плотный хитиновый покров.

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А – голову, туловище и мускулистую ногу;   

Б – голову, щупальца и туловище;

В – туловище и мускулистую ногу;            

Г – голову и туловище.

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах:

А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей;

В – являются хищниками;

Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и  остатков;

Б – сокращают численность мелких ракообразных;

В – служат промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей;

Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

7) Моллюски произошли от древних:

А – кишечнополостных;       

Б – плоских червей;

В – круглых червей;               

Г – кольчатых червей.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

2) Тело моллюска покрыто кожной складкой – мантией.

3) Между мантией и телом находится мантийная полость.

 

Приложение 6.

Рефлексия:

  • Что вам понравилось на уроке?

  • Что было главным?

  • Чему вы научились?

  • Что было для вас трудным?

  • Где могут пригодиться эти знания?

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Предмет – биология 7 класс

Базовый учебник: Константинов В.М., Бабенко В.М., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. Проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – М.: «Вентана-Граф», 2005.

Тема урока: «Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в природе и жизни человека».

Цель урока: сформировать представление об особенностях строения класса Головоногие моллюски обобщить знания об многообразии и значении моллюсков. Организовать контроль за деятельностью учащихся по теме.

Задачи урока:

Предметные:

- формировать умение отличать другие типы по особенностям внешнего и внутреннего строения органов от представителей класса Головоногие моллюски;

- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека

- обобщить материал

- продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и таблицами.

Метапредметные и личностные:


Регулятивные УУД

1. развитие умения назвать тему урока его цели и задачи

2. развитие умения работы с таблицами

3. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  2. развитие умения работать в группе

  3. обосновать результаты работы групповой группы

  4. умение делать выводы

Коммуникативные УУД

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимо обучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.


Личностные УУД:

1.Продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру

2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.


Тип урока: урок приобретения первичных знаний

Необходимое оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, карточки с текстом.

Тема урока «Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в природе и жизни человека» изучается в 7 классе разделе (теме) «Тип Моллюски». Тема урока дает возможность формирования и развития универсальных учебных действий.

На каждом этапе урока идет формирование УУД.

Например: при определении темы, цели, задач урока формируются личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, а задание для работы в парах, на этапе обобщения, ведет к развитию коммуникативных умений. Формирование УУД происходит в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность, работа с источником информации, организационная деятельность). На протяжении всего урока деятельность обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Структура урока соответствует положениям системно-деятельностного подхода: включены мотивационный, операционный и рефлексивно-оценочные этапы, обучающиеся участвуют в определении цели, задач урока, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Цель урока и задачи урока взаимосвязаны, соответствуют друг другу. Цели и задачи диагностичны. Целостность урока доказывает постоянное обращение внимания к задачам урока, их выполнению на протяжении всего урока. Цель, задачи урока соответствуют результату. Наблюдается строгая логика действий учителя и обучающихся.

Следует отметить оптимальный отбор содержания урока (научность, доступность материала, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения). Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

Учитель использует формы обучения: фронтальную, парную, индивидуальную.






24






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!