Технологическая карта.
Ход урока. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организационный момент. |
Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку |
Минута чистописания |
Предлагает прописать в тетрадях букву «ь» - Посмотрите на доску. Какая буква сегодня главная на минутке чистописания? Показывает правильное написание буквы зеркально. Пропишите мягкий знак в тетради как учитель или лучше. Над самой красивой буквой нарисуйте звездочку. | «ь» не обозначает звука, обозначает мягкость согласного звука на письме, разделительный мягкий знак отделяет на письме согласные от гласных е,ё,ю,я. Прописывают букву «ь» в тетрадях, анализируя результат. |
Актуализация необходимых знаний. |
Предлагает вспомнить слого-звуковой слов. Слого - звуковой анализ слов «вещь» и «чертеж». - Произнесите слово вещь. - Сколько в нем слогов? - Произнесите первый звук, дайте его характеристику. - Произнесите второй звук, дайте его характеристику. - Произнесите третий звук, дайте его характеристику. - Сколько звуков? Сколько букв? - Почему звуков меньше, чем букв? - Произнесите звуки, на который заканчиваются эти слова. - Что вы знаете об этих звуках? | Производят слого-звуковой анализ слов. 1 слог Согласный, парный, звонкий, мягкий. Гласный, ударный Согласный, непарный, глухой, мягкий Мягкий знак звука не обозначает Отвечают на вопросы. Они шипящие. |
Постановка темы урока. |
С помощью наводящих вопросов предлагает учащимся самостоятельно поставить тему урока. Что общего в написании этих слов? - В чем различие? - В какой части слова находится наша орфограмма? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Мы знаем, когда пишется ь ? - Хотели бы узнать, правило правописания ь после шипящих? - Что хотели бы узнать на уроке и чему научиться? | Формулируют тему урока. Отвечают на вопросы. Научиться правильно писать слова с ь после шипящих у сущ.женского рода. |
Открытие нового знания. |
Объясняет новую тему. Даны слова: молодежь, меч, шалаш, плащ, рожь, мышь, печь. - На какие группы можно распределить слова? - Распределите слова на две группы по родам. - На что обратили внимание? - Какой можно сделать вывод? Предлагает прочитать правило в учебнике. Обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. - Откройте учебник на стр. 13 , прочитайте правило. Предлагает сформулировать алгоритм правописания орфограммы. - Давайте сформулируем алгоритм правописания ь знака после шипящих на конце слова. - Чтобы правильно написать слово с ь знаком после шипящих на конце слова, надо первое что сделать? - Дальше, что будем делать? - Когда пишутся слова с ь? без ь? | Отвечают на вопросы. Можно распределить по родам, слова с ь и слова без ь. Существительных женского рода на конце слова пишем мягкий знак, а у существительных мужского рода - не пишем ь. Читают правило в учебнике. Формулируют алгоритм правописания. Определить род. Применить правило. |
Первичное закрепление изученного материала. |
Предлагает выполнить ряд заданий для закрепления материала. 1.Задание: Запишите слова и объясните их написание. Тишь, речь, мышь, мелочь, глушь, рожь, дичь, дрожь. 2.Замени словосочетание одним словом. Объясни написание слов. 1.Близкий приятель, друг. 2.Сила, могущество. 3.Часть суток от вечера до утра. 4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. 5.Молодые люди. 6.Человек, лечащий больных. Вызывает двух сильных учащихся к доске. Предлагает учащимся самостоятельно выполнить упр.19 на стр.13 Задание. Найдите «третье лишнее» в каждой строке. Укажи род имен существительных. | Выполняют задания для закрепления материала. Записывают слова и объясняют их написание. Решают задание вместе с учителем. Учащиеся самостоятельно выполняют, после сверка с доской. |
Рефлексия учебной деятельности. |
В конце урока предлагает детям продолжить фразы: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был | Продолжают фразы, предлагаемые учителем. |
Домашнее задание |
Просит записать домашнее задание в дневник. Найти 5 слов с шипящим на конце, узнать их значение, род и подчеркнуть, где нужно мягкий знак. | Записывают домашнее задание в дневник. |