СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русского языка на тему: «Правописание глаголов…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русского языка  на тему: «Правописание глаголов…»

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русского языка на тему: «Правописание глаголов…»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

русского языка на тему: «Правописание глаголов…»

Класс: 4

Автор учебника: Иванов С.В.

Тип урока: урок актуализации и коррекции знаний (урок обобщающего повторения)

Цель: создание условий для подготовки к ВПР, оценка имеющихся знаний у учащихся и умений применить их.

Задачи:

Образовательные: Организовать деятельность учащихся по фиксированию пробелов в знаниях и затруднений в применении знаний по теме «Глагол как часть речи».

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов действий при повторении орфограмм, которые изучены в теме «Глагол»

Организовать деятельность учащихся по применению знаний, как в пробном учебном действии, так и в новой ситуации.

Развивающие: Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развитие интереса учащихся к языку и речевому творчеству.

Воспитательные: Формировать навыки культуры речи, культуры общения, культуры поведения


Планируемые результаты

Предметные:

  • Выделяет из текста глагол как часть речи, используя грамматические признаки.

  • Решает учебные задачи по употреблению глаголов в речи.

  • Определяет виды, формы и время глаголов.

  • Изменяет глаголы по времени.

  • Спрягает глаголы.

  • Изменяет глаголы по родам и числам.

  • Применяет правила правописания глаголов.

  • Проверяет собственный текст, находит и исправляет орфографические ошибки.

Личностные:

  • Оценивает собственную учебную деятельность;

  • Осуществляет взаимный контроль

  • Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в работе в парах, группах)

Осознает язык как средство человеческого общения

Метапредметные (Универсальные учебные действия - УУД)

Регулятивные:

  • Принимает и сохраняет учебную задачу.

  • Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

  • Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

  • Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Проводит сравнение по заданным критериям;

  • Делает выводы о результате индивидуальной, а также совместной работы класса и учителя

Коммуникативные:

  • Слушает и понимает речь других

  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов

  • Формулирует собственное мнение и позицию.


Методы: учебный диалог, самооценка, взаимооценка, работа с упражнениями, наблюдение и т.д.

Материалы к уроку: раздаточный материал (приложения к уроку)


План урока:

  1. Оргмомент - 2 мин

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.– 6 мин

  3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в оценочном учебном действии – 13 мин

  4. Физкультпауза – 2 мин

  5. Постановка учебной задачи. Построение выхода из затруднения – 16 мин

  6. Информирование о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению – 2 мин

  7. Подведение итогов. Рефлексия – 4 мин


Название этапа

Цели этапа

Задачи деятельности

Учебные задачи, методические приемы

Деятельность учащихся

Время, мин

  1. Организационно-мотивационный

Установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке


Для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и друг с другом.

Для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

- создать позитивный эмоциональный и учебный настрой на учебную деятельность

Прием «Ладошки»

Работают в парах

2

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечить мотивацию учения;

Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Обеспечить принятие целей урока

Для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

- сформулировать вместе с учителем цели и задачи урока.

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

- обеспечить совместное целеполагание;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика.

Подводящий и побуждающий диалоги с учащимися с опорой на имеющиеся знания о глаголах.

Проблемные вопросы:

- Зачем я опять вернулась к этой части речи?

- Почему обозначенная тема урока является темой ряда уроков?

Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока, цели и задачи учебной деятельности.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в оценочном учебном действии.

Обеспечение восприятия, осмысления и оценки уровня имеющихся знаний по теме

Для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности провести самооценку имеющихся знаний и умений по теме, установить собственные затруднения

Для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся по фиксированию наличия пробелов в знаниях по теме и затруднениях в их применении

Раздаточный материал с комплексным заданием по теме «Глагол как часть речи». (приложение 1)


Раздаточный материал с шаблоном правильных ответов (приложение 2)


Раздаточный материал для самооценки образовательного результата по теме «Глагол как часть речи»

(приложение 3)


Побуждающий диалог.

Проблемный вопрос

- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать диктант?






Словарный диктант «Вставьте в текст пропущенные слова» (приложение5)



Шаблон правильного выполнения (зачитать)



Раздаточный материал для организации взаимопроверки и взаимооценки индивидуальных результатов выполнения

(приложение 6)


Организация работы помощников для оценки коллективного результата выполнения задания (приложение 7)

Самостоятельное выполнение поставленных учителем учебной задачи


Самопроверка по шаблону



Самооценка уровня достижения образовательных результатов. Фиксирование пробелов в знаниях по теме и затруднений.


Участвуют в диалоге.

Формулируют перечень орфограмм (приложение 4)

Самостоятельное выполнение поставленной учителем учебной задачи

Взаимопроверка по шаблону


Взаимооценка затруднений




Работа помощников. Сбор данных о затруднениях учащихся класса


  1. Физкультпауза

Снятие психофизического утомления, предупреждение перегрузок.

Для учащихся:

- отдохнуть

Для учителя:

- обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся, организация отдыха.

(приложение 8)

Один учащийся проводит. Класс выполняет.


  1. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по повторению и закреплению знаний и способов действий по теме

Для учащихся:

- стремиться к самостоятельности при выполнении заданий

- проявлять активность.

Для учителя:

- Обеспечить повторение знаний и способов действий, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу;

- Обеспечить в ходе повторения повышение уровня осмысления изученного материала.


Представление перечня орфограмм, вызывающих у учащихся затруднения в применении на доске

Побуждающий диалог. Проблемный вопрос:

- Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать наши пробелы в знаниях?



(Приложение 9)

Игра «Карусель»

Работают вместе с учителем



Участвуют в диалоге



Участвуют в групповой работе


Самостоятельное выполнение поставленных учителем учебных задач


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока.


Для учащихся:

- рефлексия собственной деятельности на уроке

Для учителя:

- Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- Инициировать рефлексию учащихся по рефлексии своей деятельности на уроке, своего психолого-эмоционального состояния.

Приём «Закончи предложение»

Прием «Три М»

Участвуют в диалоге, озвучиваю «приращения» в знаниях, полученных на уроке.


Выполняют самооценку собственной работы на уроке.



  1. Информирование о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Для учащихся:

- принять информацию о домашнем задании

Для учителя:

- дать информацию о домашнем задании;

- обратить внимание на условия его выполнения

Задание по рабочей тетради на отработку орфограмм глагола («Учусь писать без ошибок»), повышенного уровня - составить задание для одноклассника по орфограммам «Правописание глаголов»).




Приложение 1.

Карточка 1.

1 вариант


Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным.


  1. Найди в предложении глаголы, подчеркни как члены предложения.

2.Поставь и запиши данные глаголы в неопределённой форме.


3.Определи вид глаголов, запиши над глаголами в предложении.

4.Измени глаголы по временам и запиши в таблицу

Н. в.

Пр. вр.

Буд.вр.







5.Определи спряжение данных глаголов, укажи их цифрой над глаголами в предложении.

6. Поставь любой глагол в прошедшем времени, измени его по родам, измени число глагола, если это возможно.

Глагол в прошедшем времени

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Число
















2 вариант

Человек, который много знает, многое может.


  1. Найди в предложении глаголы, подчеркни как члены предложения.

2.Поставь и запиши данные глаголы в неопределённой форме.


3.Определи вид глаголов, запиши над глаголами в предложении.

4.Измени глаголы по временам и запиши в таблицу

Н. в.

Пр. вр.

Буд. вр.








5.Определи спряжение данных глаголов, укажи их цифрой над глаголами в предложении.

6. Поставь любой глагол в прошедшем времени, измени его по родам, измени число глагола, если это возможно.

Глагол в прошедшем времени

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Число


















Приложение 2

ЭТАЛОНЫ для организации самопроверки


1 вариант (эталон)

Н.в., 2 спр. Н.в., 1 спр.

Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным.

====== ======


  1. Найди в предложении глаголы, подчеркни как члены предложения.

2.Поставь и запиши данные глаголы в неопределённой форме.

учиться, делать

3.Определи вид глаголов, запиши над глаголами в предложении.

4.Измени глаголы по временам и запиши в таблицу

Н. в.

Пр. вр.

Буд.вр.

учится


Учился


научится

будет учиться

делает

делал

сделает

будет делать

5.Определи спряжение данных глаголов, укажи их цифрой над глаголами в предложении.

6. Поставь любой глагол в прошедшем времени, измени его по родам, измени число глагола, если это возможно.

Глагол в прошедшем времени

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Число


учился

училась

училось

учились


делал

делала

делало

делали




2 вариант (эталон)

Н. в., 1 спр. Н. в., 1 спр.

Человек, который много знает, многое может.

======== ==========

  1. Найди в предложении глаголы, подчеркни как члены предложения.

2.Поставь и запиши данные глаголы в неопределённой форме.

знать, делать

3.Определи вид глаголов, запиши над глаголами в предложении.

4.Измени глаголы по временам и запиши в таблицу

Н. в.

Пр. вр.

Буд. вр.

знает


знал

узнает

будет знать

может

мог

сможет

5.Определи спряжение данных глаголов, укажи их цифрой над глаголами в предложении.

6. Поставь любой глагол в прошедшем времени, измени его по родам, измени число глагола, если это возможно.

Глагол в прошедшем времени

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Число


знал

знала

училось

учились


мог

могла

могло

могли





Приложение 3


Элемент образовательного содержания

Самооценка образовательного результата

Содержание хорошо освоено

«Да»

(+)

«Испытываю затруднения»

(!)

1.

Значение и употребление глагола в речи

Я знаю, зачем употребляются глаголы в речи, и умею их употреблять



2.

Неопределённая форма глагола

Я знаю, какие глаголы относятся к неопределенной форме.



3.

Вид глагола

Я знаю и умею определять виды глаголов



4.

Изменение глагола по временам

Я знаю, как и умею изменять глаголы по времени



5.

Спряжение глагола

Я знаю, что такое спряжение глаголов и умею их спрягать



6.

Глаголы прошедшего времени (изменение по родам и числам)

Я знаю, какие глаголы относятся к прошедшему времени.

Умею изменять их по родам и числам




Приложение 4


Перечень орфограмм написания глаголов:

  1. Правописание не с глаголами

  2. Правописание приставок с глаголами

  3. Правописание Ь после шипящих в глаголах.

  4. Правописание безударных личных окончаний глаголов

  5. Правописание –тся и –ться в глаголах

  6. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

  7. Правописание суффиксов глаголов


Приложение 5


Словарный диктант.

Вставьте пропущенные глаголы.

Мы надеемся, что когда ты _________, ты успеешь ___________ больше, чем твои родители. Уже сейчас, пока учишься в школе, необходимо выбрать большую цель в жизни, ставить перед собой задачи и _____________ их решения

Безвольный, ленивый человек ничего ___________ достигнуть. И в любом своём занятии надо ___________ дойти до сути, а не ________ по поверхности.

( Не) бойся трудностей, в борьбе с ними _____________ и _____________ характер. Именно так и __________ всегда рождение ЧЕЛОВЕКА.


Текст словарного диктанта

Мы надеемся, что когда ты вырастешь, ты успеешь сделать больше, чем успели твои родители. Уже сейчас, пока учишься в школе, необходимо выбрать большую цель в жизни, ставить перед собой задачи и добиваться их решения

Безвольный, ленивый человек ничего не сможет достигнуть. И в любом своём занятии надо стремиться дойти до сути, а не плавать по поверхности.

Не бойся трудностей, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер. Именно так и происходило всегда рождение ЧЕЛОВЕКА.

Приложение 6

Карточка взаимопроверки и взаимооценки


Контрольные слова

Допустил ошибку (+)

1

учишься


2

не сможет



3

крепнет


4

добиваться



5

сделать


6

происходило


7

плавать




Приложение 7


Карточка консультантов

Допустили ошибку (+)

1

+

2

+ +

3


4


5

+ + + +

6


7

+ + +


Приложение 8

Физкультминутка

Попробуем выполнить всю трудоёмкую работу, которую успевает сделать глагол всего в 17 словах. А вот, сколько действий успевает сделать, мы сейчас увидим. «Дует, прыгает, идёт,

Шьёт, на дудочке играет,

Белит кистью, подметает.

Варит, пилит, приседает,

Скачет, ёжится, летает,

Бьет, ласкает, кружит, спит

На заседании сидит»

















Приложение 9



Название орфограммы

План организации работы учащихся (учебные задачи)

Правописание безударных личных окончаний глаголов


Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.57 – 62, упр.96-103.

Не с глаголами. Собери и запиши пословицы.


Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с. 39-41, упр.67 -71

Правописание приставок с глаголами


Тетрадь «Учусь писать без ошибок», учебник «Русский язык», 1 часть, с.89 – 91, упр.1- 5.

Правописание Ь после шипящих в глаголах

Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.54 – 47, упр.79 – 82.

Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.


Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с. 74 – 75, упр.121-123

Правописание –тся и –ться в глаголах


Тетрадь «Учусь писать без ошибок», с.42 – 45, упр.72 - 78






































  1. Не с глаголами. Собери и запиши пословицы.

Кто (не) работает,

торопись делом.

(Не) спеши языком,

тот (не) ест.

Правда в огне (не) горит,

чего (не) знаем.

Легко забыть то,

чего (не) знаем.


Раскрой скобки.

Сформулируй правило о написании не с глаголами.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Вставь пропущенные буквы

Оно одар..т иль ограб..т,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слуша..т тебя.  


Задание 1. Вставь пропущенную гласную.

Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.

Декабрь год конча..т, а зиму начина…т.

Собака помн…т, кто ее корм…т.

Задание 2.

Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.

Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.


Задание 3.

Определи спряжение, выдели окончание глаголов 3-го лица, ед. числа.

Думаю, прилетит, поёшь, встретят, кричишь, летишь, запасают, строят, переливаются, светит, греет, радуешь.


Задание 4. Подбери и запиши к ним синонимы того же лица и числа.

Видите - …., лгут - …, смотрят - …, мастерим -…, шагаем - …, берегу - ….,

улыбаемся - ….


Задание 5. Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.

А) Труд человека корм • т, а лень порт • т.

Б) Герой умира • т, а слава его живёт.

В) Слово не воробей: вылет • т – не пойма • шь.

Г) Скаж • шь – не ворот • шь, напиш • шь – не сотрёшь, отруб • шь – не пристав • шь.





  1. Правописание приставок с глаголами

Спиши текст, раскрой скобки

Им можно радости (при) бавить
И радость людям ( о) травить.
Им можно лёд зимой (рас)плавить
И камень в крошку (раз) дробить.


  1. Правописание –тся и –ться в глаголах

Задание 1. Спиши текст, определи как правильно писать глаголы

Сформулируй правило о написании ться, тся

в глаголах.

Дети пошли купат(?)ся на озеро.

Они веселят(?)ся и громко кричат.

Задание 2. Собери и запиши выражения, вспомни, как они называются.


Дело мастера

добрый конь - на скачках.

Любишь катат(?)ся,

трудом славит(?)ся.

Джигит познаёт(?)ся в беде,

люби и саночки возить.


Имя человека

боит(?)ся.


  1. Правописание Ь после шипящих в глаголах.

Задание 1. Сформулируй правило о правописании глаголов с

шипящей на конце.

Тише едеш(?) – дальше будеш(?).

Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.

Спряч(?) вещи в шкаф.

Задание 2. Вставь Ь после шипящих в глаголах, если нужно.

Скажешь – не воротиш…, напишеш… – не сотреш…, отруб…ш… – не приставиш…. Не посмотриш… – не увидиш…, не расспросиш… – не найдеш….

Задание 3. Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.

(не) видал – (не) бывал

Кто на море _____________, тот и горя ________________.

(не) шути – (не) верь

С огнём __________, ветру________________.

(не) говори – (не) знаешь

О чём _________________, о том____________________.

Задание 4.Заполни таблицу.

(не)знал, (не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовал, (не)говорил, (не)здоровится, (не)волить, (не)уметь,

не пишется раздельно

не пишется слитно












  1. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

Задание 1.Выбери нужное окончание.

Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.

У двери стоял (о, а, и) маленький ребенок.

В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная посуда.

Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело.

На полке стоял (о, а, и) разные книги.


Задание 2.Поставь глаголы в прошедшем времени.

С полей (веять) прохлада. В небе (реять) орёл. Мать (развесить) бельё. Дети (затеять) игру. Всё (зависеть) от решения отца. Снег (таять). Собака (почуять) дичь и (залаять).




  1. Правописание суффиксов глаголов

Задание 1.

Запиши рядом с начальной формой глагола этот же глагол в форме прошедшего времени. Обозначь суффикс, который повторяется в этих формах.

Начальная форма

Прошедшее время

Начальная форма

Прошедшее время

клеить


ненавидеть


лаять


жарить


веять


вспомнить


сеять


обидеть


видеть


плавать



Задание 2. Прочитай. Озаглавь текст.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(Л. Толстой)

2. Выпиши глаголы прошедшего времени.

3. Обозначь в них суффикс, который образовал форму прошедшего времени глагола.



Приложение





групповую работу с заданием (Дети выбирают себе номер (1,2,3,4,5) по количеству заданий или орфограмм. Собираются в группы по номерам, выполняют задания под определённым номером, возвращаются в свои группы и предлагают выполнить задание по определению орфограммы, рассказывают остальным как выполнить задание на определённую орфограмму).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!