Технологическая карта классного часа
Тема: Здоровый образ жизни.
Цель: актуализация и расширение знаний младших школьников о путях сохранения своего здоровья; воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения;
- расширение знаний о значении полноценного питания для формирования детского организма;
- развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас;
- подвести учащихся к мысли, что самое главное в жизни - это здоровье, что именно они ответственные за состояние своего организма.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
II. Формулирование проблемы, актуализация знаний.
-И сначала мне хочется сделать вам подарок. Я хочу подарить вам цветок, но этот цветок непростой. Это цветик-семицветик, и может выполнить одно ваше желание.
- Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках: счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток.
(Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
- Ваши желания и мнения разные. Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни? (Здоровье) Почему?
- Ребята, послушайте одну историю.
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
- Кто вы?
- Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
- Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, по сторонам. Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на уроке? (Здоровья)
- Кто догадался и сможет сформулировать тему урока? (Здоровый образ жизни)
- Что мы сегодня должны будем узнать? Какую цель поставим перед собой?
- Каждый из нас знает, что лучше быть активным и здоровым. Поэтому сегодня мы с вами будем говорить о здоровом образе жизни, как нам сохранить и укрепить свое здоровье, учиться, работать и отдыхать.
- Что такое здоровье? Что значит здоровый человек?
(Слайд) - Прочитайте мнения некоторых людей, посовещайтесь в паре и выберите верное утверждение.
Здоровье – это отсутствие у человека болезней.
Здоровье – это постоянно хороший аппетит и румянец на щеках.
Здоровье – это систематические занятия спортом и хорошая физическая подготовка.
Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.
Выслушиваются мнения детей.
- Предлагаю урок начать с разминки.
1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (Чистота)
2. Как называется наука о здоровье? (Валеология )
3. Каких людей называют моржами? (Купающихся зимой в проруби)
4. Кто в четвертом выпуске мультфильма "Ну, погоди!" Играл в спортивную игру "Городки"?
(бегемот )
5. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
6. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (Калории)
7. Защитные силы организма. (Иммунитет)
8. Какое вещество содержится в моркови, придавая ей оранжевый цвет? (Каротин)
9. В каких продуктах содержится много кальция? Почему он необходим?
10. Какой витамин содержится в следующих ягодах: шиповник, чёрная смородина, черника, голубика, земляника, брусника, рябина. (Витамин С)
11. Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть)
12. Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
13. Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел)
- Молодцы, немного размялись.
- Предлагаю разгадать загадки:
1. Белая река 3. Ускользает как живое,
В пещеру затекла, Очень юркое такое.
По ручью выходит – Белой пеной пенится,
Со стен всё выводит. (Зубная паста) Руки мыть не ленится. (Мыло)
2. Мною можно умываться. 4. Хожу, брожу не по лесам,
Я умею проливаться. А по усам, по волосам.
В кранах я живу всегда. И зубы у меня длиннее
Ну, конечно, я — …(Вода) Чем у волков и медведей. ( Расческа)
(Слайд) - Как одним словом можно назвать все нами перечисленное? (Гигиена) К доске прикрепляется табличка.
-Верно. Гигиена – одно из условий ЗОЖ. Надо обязательно следить за этим. Ведь недаром говорят «НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ, А ДУМАЙ БЫТЬ…. (ОПРЯТНЫМ)»
– А сейчас предлагаю разгадать шараду.
Корень возьмите из слова «словечко».
Суффикс – как в слове «лисица»
Приставка из слова «подорожник»
Окончание как в слове «школа». (Пословица)
- Предлагаю поработать в парах. Расшифруйте пословицы и объясните их смысл:
18.СЯ | 3.ПОР | 2.С | 4.ТА | 10.ГО | 13.НЬ |
1.КТО | 15.РО | 17.Т | 14.СТО | 5.НЕ | 16.НИ |
9.ТО | 6.БО | 8.СЯ | 7.ИТ | 12.ЛЕЗ | 11.БО |
Кто спорта не боится, того болезнь сторонится.
1.В | 5.ТЕ | 8.ОР | 3.РО | 12.УХ | 6.ЛЕ |
10.ЫЙ | 7.ЗД | 2.ЗДО | 9.ОВ | 4.ВОМ | 11.Д |
В здоровом теле – здоровый дух.
1.ВОЗ | 5.ЦЕ | 8.ДА | 3.СОЛ | 17.ЗЬ | 11.ЛУ |
7.ВО | 12.Ч | 18.Я | 16.РУ | 9.НА | 6.И |
14.ИЕ | 10.ШИ | 2.ДУХ | 13.Ш | 15.Д | 4.Н |
Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья.
1.ДВИ | 3.СЯ | 11.ЛЬ | 5.ШЕ |
12.ШЕ | 8.ВЕ | 2.ГАЙ | 9.ШЬ |
6.ПРО | 4.БОЛЬ | 10.ДО | 7.ЖИ |
Двигайся больше - проживешь дольше.
Самопроверка по слайду
- Ребята, а какое еще обязательное условие для ЗОЖ? (Спорт) Карточку прикрепляем к доске.
Физкультминутка
- Сделали зарядку и немного поправили свое здоровье.
Работа в группах
- Предлагаю решить анаграмму ИЕТНАПИ (Питание)
- Как, по-вашему, питание можно отнести к одному из условий ЗОЖ? Почему?
- А как правильно питаться, мы с вами повторим, поработав в группах.
1 группа получает задание «Полезная пища»
- Выберите из предложенных вариантов те, которые, можно отнести к здоровому питанию.
Карточка 1
Не переедать, мыть руки перед едой, есть много конфет , не чистить зубы, постоянно есть чипсы и сухарики, соблюдать режим питания, тщательно пережевывать пищу, раздражительность, не употреблять витамины, есть свежие продукты, не мыть руки перед едой
Карточка 2
Тщательно мыть фрукты и овощи перед едой, ежедневно питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 – 4 часа, можно есть в большом количестве чипсы и сухарики, пить соки натуральные, не пить кока-колу и спрайт, обязательно во время обеда съедать первое блюдо, не мыть руки перед едой
Карточка 3
Ведет малоподвижный образ жизни, любит долго спать, употреблять в пищу молочные продукты, курит, раздражительный, бледный, здоровый румянец на щеках, угрюмый, не любит ходить пешком, есть много овощей и фруктов, употреблять в пищу рыбу, не употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт
Карточка 4
Употреблять витамины, не употреблять жирную пищу, угрюмый, веселый, курить, на завтрак есть молочные каши, в рацион питания включать творог, не есть мясо и рыбу, пить какао и молоко, не есть свежие фрукты, употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт
2 группа получает задание «Пантомима»
- Изобразить человека, у которого:
Болит зуб
Болит живот
Переел (много съел)
Вкусно поел
3 группа «Вкусные старты»
- Угадай молочные продукты:
1. КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р
2. СМ + МИ + Е – Т – ИМ + А + Н +А
3. Т + ВА + ОР – А + ОГ
- Какие слова получились? (Кефир, сметана, творог)
(Проверка по группам. После этого обобщаем и делаем вывод)
- Итак, какое еще условие для ЗОЖ? (питание) Прикрепляем табличку
- Разгадайте ребус:
Р
М
- Что такое режим дня? (Распорядок дня)
- Нужен ли он нам в жизни?
- Верно, ли указан режим дня? Найдите ошибки. (Слайд)
1 – подъем
2 – завтрак
3 – утренний душ
4 – зарядка
5 – дорога в школу
6 – уроки в школе
7 – обед
8 – выполнение домашнего задания
9 – прогулка
10 – ужин
11 – вечерний туалет
12 – полдник
13 – сон
- Какое еще одно правило ЗОЖ? (Режим дня) Табличка
- Итак, какие составляющие входят в понятие ЗОЖ?
7. Итог. Рефлексия.
- А сейчас предлагаю расшифровать слово «здоровье» по буквам (Слайд)
ЗДОРОВЬЕ - это...
Закаливание, зарядка
Движение, деятельность, доброта, дружба
Опрятность, организованность
Развитие, разнообразное, рациональное питание
Отдых
Витамины
Ь
Естественность
-Молодцы!
Где бы ни пришлось нам работать и жить
Будем здоровьем своим дорожить.
За силой наших легких следит страна.
Выносливых и ловких нас ждет она.
Закаленный в тренировках, буду сильный, буду ловкий.
Охрана здоровья - большое дело, силы ему отдать нужно смело.
К этой работе любовью горят весь наш класс дружных ребят!
- Поделитесь своим настроением в конце нашего урока. Закрасьте вторую половину листика в соответствующий цвет.
УМ
КРАСОТА
ДЕНЬГИ
ЗДОРОВЬЕ
УСПЕХИ В УЧЁБЕ
СЧАСТЬЕ
СИЛА