Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Методы обучения: проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учителя | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Этап мотивации | Приветствовать учащихся, проверить их готовность к уроку, настроить на организованную работу | Фронтальная работа | Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. - Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать? | Л: воспринимают речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: аргументируют свои суждения. | Ученики слушают. Ответы учащихся. | Визуальный контроль учителя |
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Закрепить знания о группах растений. Обеспечение мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся. | Фронтальная работа | Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения? - Объясните, на какие группы разделили? Почему? - Чем деревья отличаются от других растений? | П: классифицируют растения, различать этажи леса Р: выполняют учебное действие, контролируют свои действия П: - умеют отличать деревья от кустарников и трав; | Ученик у доски распределяет карточки по группам, а остальные на индивидуальной карточке. Ответы ученика у доски. Ответы учащихся. | Визуальный контроль учителя |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | Выявить уровень осмысления ранее изученного материала, мотивировать школьников на изучение отдельной группы растений | Фронтальная работа | Читает загадки 1)Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. 2)Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 3)Её всегда в лесу найдёшь- Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. - Что общего у слов-отгадок? -Как вы думаете, какова будет тема урока? Вывешивает тему урока | П: выделяют существенные признаки предметов, обобщают знания Л: проявляют уважение к одноклассникам Р: определяют и формулируют цель деятельности на уроке К: выражают свои мысли | Отгадывают загадки. Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса). Ответы детей (деревья леса) | Визуальный контроль учителя |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать усвоение учащимися новых знаний в группе. Учить выделять главные признаки растений. | Групповая работа | Для более успешной работы поработаем в исследовательских группах. - Что значит исследовать? (заглянем в словарик – осмотреть для выяснения, изучения чего- нибудь). - Значит нужно – осмотреть, выяснить, изучить. - Результат исследования - паспорт дерева. - Паспорт есть у каждого взрослого человека в нашей стране. - Что мы можем узнать, открыв паспорт: Ф.И.О., год рождения, место прописки, фотографию. - А, что вы будете записывать в паспорт дерева, прочитайте: 1. Название растения, рисунок дерева или его веточки. 2.Характеристика: - какой ствол у дерева - форма листьев, плодов, семян 3. Особые приметы, интересные факты. - Оформить и представить нужно на листе бумаги. Если готовы, группа даёт сигнал. На работу 8-10 мин. - Приглашаю руководителей исследовательских групп. - Паспорт, какого дерева вы будете составлять, отгадайте 1. Разбежались на опушке в белых платьицах подружки. 2.Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но в отличие от ёлки, опадают те иголки. 3. У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. Если я на опушке, ветви – только на макушке. 4. Я из крошки – бочки вылез, корешки пустил и вырос. Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок | П: извлекают из текста необходимую информацию, анализируют и синтезируют материал, Р: планируют учебное действие, удерживают цель до получения результата, оценивают весомость приводимых суждений Л: применяют навыки делового сотрудничества (считываются с мнением другого, проявляют терпение и доброжелательность); развивают эмоционально-нравственную отзывчивость К: аргументируют свою точку зрения, выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работают по плану инструкции | Проявляют устойчивое стремление к процессу обучения. Ответы на вопросы. Вспомним правила делового сотрудничества в группе (учащиеся читают по опоре) • уважать мнение другого; • не обижать и не обижаться; • быть внимательным; • соблюдать тишину (работать полголоса); • слушать и слышать друг друга. Берёза с. 46-47 Лиственница с. 47-48 Сосна с. 47 Дуб с. 45 | Визуальный контроль учителя |
5. | Физминутка | Освободить обучающегося от накопившейся энергии, помощь активизировать внимание. | | Дерево-встаньте - руки вверх, Кустарник - обычная стойка, Травы - присядьте. Дерево-встаньте - руки вверх, Кустарник - обычная стойка, Травы - присядьте. Дерево-встаньте - руки вверх, Кустарник - обычная стойка, Травы - присядьте. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. | Р: выполняют совместную двигательную деятельность. | Повторяют движения за учителем. | Визуальный контроль учителя |
6. | Этап реализации построенного проекта | Организовать защиту проектов (задач урока) всех групп. Организовать сопоставление работы групп с эталоном для самопроверки По результатам защиты учащихся организовать рефлексию деятельности групп | Фронтальная работа | Организует защиту групп своего проекта. Дополняет, поправляет, обобщает высказывания обучающихся. Организует оценивание работы каждой группы. Каждому обучающемуся дает стикер. Организует самооценку обучающихся. Выдает листочки с тремя нарисованными лесенками: 1. Активно работал в группе 2. Выполнял свои обязанности 3. Соблюдал культуру общения | Р: учатся защищать проект группой. Л: воспитывается бережное отношение к природе, к животным, к человеку. К: учатся выслушать других, не перебивать, дополнять ответы ребят, отвечать на вопросы учителя, поднимать руку для ответа; Р: учатся осуществлять взаимоконтроль. Р: учатся осуществлять самоконтроль. | Каждая группа защищает свой проект, формулируют конечный результат своей работы в группе по проблеме. Остальные внимательно слушают и задают вопросы. Подходят к доске, голосуют за группу, выступление, которой больше всего понравилось. Заполняют листы самооценки «Лесенка» по трехбалльной шкале: - у меня все получилось; - были ошибки, но я справился; - не справился с заданием. | Контроль работы группы по карте Взаимооценка групп по критериям Самооценкапо лесенке успеха |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых | Игровая форма Индивидуальная (самостоятельная) работа Фронтальная работа | Сейчас мы проверим, как вы изучили тему «Деревья леса». Вопросы игры «Да-нет» 1.Деревья делятся на хвойные и лиственные? 2.Дуб-долгожитель? 3.Плоды дуба – шишки? 4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес? 5.Сосна-лиственное дерево? 6. В сосновом лесу воздух чистый? 7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель? 8.Из пихты делают лыжи? Проверьте себя. Выставите отметки. Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки. -Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил 1 ошибку?2?3? | П: выделяют необходимые знания для решения задачи, проводят анализ учебного материала Р: оценивают весомость суждений П: умеют различать хвойные и лиственные деревья; Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность | Учащиеся отвечают на листочках (круг или треугольник) Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку. | Самоконтроль по эталону. Выборочный контрольучителем |
8. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности | Фронтальная работа | - Если на уроке у вас всё получилось, то выберите зелёный листик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите оранжевый листик. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности | Дети выбирают листики и прикрепляют к дереву на доске. | Выборочный контроль Рефлексия собственной деятельности |
9 | Домашнее задание | Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий | Фронтальная работа | Выбирает каждый сам: а) с опорой на с.48-49 составить рассказ о том, как человек использует древесину; б) для любознательных: приготовить сообщение о необычных деревьях (сырном, конфетном, хлебном). в) подготовить сообщение о пользе одного из деревьев, которые растут в Красноярском крае (клён, тополь, сосна, осина). | Выбирают задание, фиксируют запись в дневнике | Воспринимают речь учителя, осуществляют индивидуальный выбор | Контроль выполнения записей |