СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестопластика в работе психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фантастический  сказочный мир, наполнен чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Сказочное пространство нелогично и иррационально и в отсутствии логики кроются ответы на самые важные вопросы: об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. На сказочной дороге участники встретятся с различными сказочными героями, у Камня Распутья выберут  Свой Путь.

            Однако для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение ребенка, а также ситуация  вокруг него, начали положительно изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Если мысль не будет воплощена в форму, если не будет выполнено созидательное реальное действие, положительные изменения надолго отодвинутся во времени. И таким реальным созидательным действием на занятиях по сказочным образам становится лепка из соленного теста – тестопластика.

Просмотр содержимого документа
«Тестопластика в работе психолога»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики









Тестопластика в работе педагога - психолога






Разработчик программы

Васильева Л.М.,

педагог - психолог.
















                                                      


  Пояснительная записка

Фантастический сказочный мир, наполнен чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Сказочное пространство нелогично и иррационально и в отсутствии логики кроются ответы на самые важные вопросы: об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. На сказочной дороге участники встретятся с различными сказочными героями, у Камня Распутья выберут Свой Путь.

Однако для того чтобы внутреннее состояние и самоощущение ребенка, а также ситуация вокруг него, начали положительно изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Если мысль не будет воплощена в форму, если не будет выполнено созидательное реальное действие, положительные изменения надолго отодвинутся во времени. И таким реальным созидательным действием на занятиях по сказочным образам становится лепка из соленного теста – тестопластика.

Для такой лепки потребуется иметь под рукой всего лишь соль, муку и воду. Тесто после замеса является достаточно пластичным материалом, из которого можно создавать не только отдельные фигурки, но и целые скульптурные композиции. Ведь соленое тесто является абсолютно безопасным экологически чистым материалом.

Цель метода – помочь ребенку улучшить свое психоэмоциональное состояние с помощью творческого самовыражения, раскрыть творческие возможности, выявить зоны психической проблематики, актуализировать индивидуальные ресурсы, по возможности, приблизить его к состоянию внутренней гармонии.

 Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

В момент лепки и работы с тестом тревожные, агрессивные дети успокаиваются и сосредотачиваются на рабочем процессе. Идет мощный внутренний процесс, т.к. тесто дети делают руками, развивается мелкая моторика руки, что способствует речевому развитию. Ребята активно взаимодействуют друг с другом, безусловно принимают всех членов группы и отлично происходит процесс сплочения не только на коллективных работах, но и на индивидуальных.

Занятия тестопластикой  положительно влияют и на взрослого человека. Тестопластика подходит и для детей и для взрослых. Ее можно использовать и на совместных занятиях детей и родителей

 

Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога-психолога.





Варианты различного использования соленого теста на развивающих занятиях со сказочными образами.

Образ «Яблоня»

Работа с соленым тестом.

Учащиеся лепят из соленого теста яблоню.

После по очереди рассказывают о своих яблонях. Какие они, какой ствол, листва, яблоки.

Далее учащимся сообщается, что они только что создали для себя могучее дерево исполнения желаний. Выберите яблоко, которое вам больше всего нравится. Это будет кнопка. Положите указательный палец правой руки на «кнопку» и мысленно несколько раз четко повторите свое коротко сформулированное желание.

Ваше желание уже отправилось во Вселенную и обязательно исполнится.

Таким образом учащиеся учатся формулировать свои желания, что способствует внутренней гармонизации личности. Яблоню можно использовать многократно.

Образ «Золотая Рыбка»

Работа с соленым тестом.

Учащиеся лепят из соленого теста свою Золотую рыбку.

Далее учащимся предлагается выполнить упражнение «Все возможно»:

- Представьте, что ваша рыбка ожила. И теперь она может сотворить чудо, осуществить любые три желания. Какие? Напишите рядом с Золотой рыбкой свои желания.

Вспомните Вовку в тридевятом царстве. Он хотел, чтобы все само делалось. Возможно такое? И старику, чтобы поймать Золотую рыбку пришлось идти к синему морю, и Емеле к реке за водой. Помните: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Поблагодарите свою рыбку.


Образ «Фея»

Когда у Золушки появилась тетушка фея, в ее жизни случились большие перемены. И роскошный наряд появился, и к карету к подъезду подали, и прекрасный принц, как по мановению палочки, «образовался».

Легкое, воздушное существо, природный дух, наделенный магической силой, - вот что такое фея.


Работа с соленым тестом.

Учащиеся лепят из соленого теста фею. Будет гораздо интереснее, если ребенок использует также кружева, бантики, пуговицы, блестки. Можно украсить этими материалами платье феи, прическу, обувь. (Здесь надо вспомнить мультфильм про фею Динь- динь, о том что есть феи мужского рода - фей)

Далее можно предложить детям следующую игру «По моему желанию»:

Детям предлагается ощутить себя феей. Быть феей – значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли.

Сейчас я вам предлагаю по очереди отдавать приказания разнообразным объектам и предметам, которые вы видите вокруг. Например: «Приказываю вам облака плыть по небу также, как вы плывете сейчас».

Чудо заключается, не в том, чтобы превратить ручку в лягушку, а в том, чтобы решительно и властно утверждать то, что уже происходит, что уже существует.

Образ «Колодец»

Волшебный колодец – символ свежих жизненных сил, несущих исцеление уставшему или больному телу. Колодец – источник жизни. Колодец способен стать дверью в иные пространства. Нередко в сказках герой или героиня прыгают в колодец и вдруг оказываются во владениях госпожи Метелицы, или в царстве Водяного, или еще в каком – то пространстве. Нырнуть в колодец – значит прыгнуть навстречу неизвестному. Детям можно предложить прочувствовать состояние человека, способного прыгнуть в колодец. А также пофантазировать куда они могли попасть, если бы нырнули в колодец.

Работа с соленым тестом.

Положите на стол квадратик из нежно – голубой ткани или бумаги, или же можно использовать тесто голубого цвета. Учащимся предлагается скатать бревна из соленого теста и построить колодец такой высоты, какая получится. Внутри созданного колодца будет голубеть чистая колодезная «водичка».

Далее можно предложить упражнение «Волшебное пространство».

Во многих сказках колодец – это место преображения пространства, точка перехода из одного состояния в другое.

Включите спокойную музыку. Можно использовать мелодии с голосами птиц, журчанием ручейка, легким шумом волн и другими звуками природы. Предложите ребенку закрыть глаза, почувствовать свое тело, расслабиться, а потом мысленно нырнуть в колодец и оказаться в совершенно незнаком месте. Пусть он со всеми подробностями опишет место, в котором окажется.

Волшебный колодец способен перенести куда угодно: под землю или в глубины океана; в космические дали или на любую планету; в знакомую сказку или любимое место.

Это упражнение не только развивает воображение и умение концентрироваться, но также способствует изменению эмоционального состояния.

Обиженный ребенок может перенестись в то место, где он получит все необходимое, чтобы расстаться с состоянием обиды. Приболевший ребенок может оказаться в пространстве, которое дает новые силы, исцеляет и радует. Чрезмерно возбудимому и активному можно мягко предложить такие места, которые дают успокоение и расслабленность (берег моря с ритмично шуршащими по песку волнами, зеленая поляна в лесу, нежно журчащий ручеек).

Данное упражнение полезно и взрослым.


Еще один способ использования «волшебного колодца» из соленого теста – это проговаривание в него своих обид, выплеск эмоций вербальным способом.

Образ «Пень»

Пень есть то, что осталось от когда – то цветущего, растущего живого дерева. Несмотря на то, что корни этого бывшего дерева все еще находятся в земле, пень – мертвое существо. И когда вдруг старый пень начинает зеленеть и зацветать, человек начинает понимать, что многое возможно. Так и с человеком. Мы можем остановиться в своем развитии, но если в глубине нашей души живут надежда и вера, то рано или поздно мы вновь будем расти и развиваться.

Человек способен на невозможное, способен на поступки. Его твердые намерения, целеустремленность и упорство могут творить чудеса. Заставить пень зацвести, воскресить его из мертвых, оживить – значит поверить в себя, в свои чудотворные способности.

Работа с соленым тестом.

Цветущий пень – это уже совсем другой образ, другое состояние души. Предложите ребенку вылепить пень, а затем вырастить из соленого теста на нем цветы.

- Как измениться состояние пня, когда на нем появляются цветы?

- А что необходимо сделать, чтобы у человека было такое состояние? И т.д.

Используя соленое тесто, ребенок может создать различные образы (птица счастья, меч – кладенец, шкатулка, дракон, паук и др.) и почувствовать себя настоящим творцом.

Таким образом можно работать и со страхами, обидами, трансформировать отрицательные моменты в положительные, улучшить настроение (например, создать бусы радости и веселья).

Тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2003.

2. Зинкевич –Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

3. Огненко Н. Волшебная сила сказок: осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний». СПб.: Речь, 2008.

4. Погосова Н.М. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2006.

5. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

6. Шевченко М. А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М.: АСТ, 2016.

7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио,1997.











Приложение

Классический рецепт соленого теста.



Мука - 300 гр (2 чашки)

Соль - 300 гр (1 чашка)

Вода - 200 гр (200 мл)



Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по весу!

Мука: лучше всего пшеничная высшего сорта. Соль: лучше "Экстра".

Вода: должна быть чистой и  холодной.



К классическому варианту возможны добавки : 1 столовая ложка картофельного крахмала (увеличивает пластичность материала) и/или 1-2 чайные ложки обойного клея (повышает прочность), можно добавить немного растительного масла (для эластичности).

Цветное тесто:

Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста.

Можно добавить краситель в воду в самом начале. Либо в кусочек уже вымешанного теста. В качестве красителя можно использовать: пищевые красители, акварель, гуашь, акриловые краски, какао. Порошковые красители нужно предварительно разбавить водой, при этом следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.



Хранение теста:

Замешанное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (лучше на ночь).

Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в пластмассовом контейнере с крышкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!