СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Человек и общество" 10 класс профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое тестирование по главе "Человек и общество"

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Человек и общество" 10 класс профильный уровень»

Человек и общество

Вариант – 1

  1. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инстинктивные реакции на воздействие среды

2) использование предметов, данных природой

3) стремление понять окружающий мир

4) генетически обусловленные модели поведения

5) общение с помощью членораздельной речи

6) способность к целеполаганию


  1. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Общественные потребности личности реализуются в его социальных взаимодействиях.


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).

Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.


Список терминов:

1) деятельность

2) интеллектуальные

3) обязанность

4) повседневные

5) ответственность

6) социализация

7) личность

8) стремление

9) общение


  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знаниямировоззрениеценностиустановкиубеждения


  1. Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны 

1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира.

2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями.

3) Мировоззрение проявляется в поступках человека.

4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека.

5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания


  1. Используя обществоведческие знания

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.


  1. Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания

2) стремление к познанию истины

3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей

4) включение познающего субъекта в объект познания

5) создание художественного образа окружающего мира

6) ограниченность использования эксперимента


  1. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.

2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.

3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.

4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.


  1. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) решение задач

Б) консультация учителя

В) одиннадцатиклассник

Г) получение высокого балла на экзамене

Д) учебники

1) субъект

2) цель

3) средство достижения цели


  1. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.

3) Мышление человека тесно связано с речью.

4) Мышление имеет исключительно коллективный характер.

5) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.


  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.

1) потребность в приобретении новых знаний; 2) потребность в художественном творчестве; 3) потребность в нравственном поведении; 4) потребность в труде; 5) потребность в общественном признании; 6) поиск смысла жизни.


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «свобода»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причинах, почему невозможна абсолютная свобода;

− одно предложение, раскрывающее связь свободы и ответственности.


  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) целостность

2) система

3) общество

4) социальные блага

5) сфера

6) производство

7) культура

8) социальные институты

9) деятельность

  1. Установите соответствие между видами общественных потребностей и социальными институтами, при помощи которых они удовлетворяются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

А) в получении знаний

Б) в поддержании социального порядка

В) в материальных благах

Г) в средствах существования

Д) в общественной безопасности

1) политические

2) экономические

3) образовательные


  1. Былины о рус­ских бо­га­ты­рях дают мно­же­ство при­ме­ров верности, мужества, патриотизма. Они мас­со­во изу­ча­ют­ся школе. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что бы­ли­ны от­но­сят­ся к народной, а не к мас­со­вой культуре? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Носит некоммерческий характер и соответствует общему уровню развития общества

2) Они пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в поколение, обо­га­ща­ясь но­вы­ми сюжетами.

3) Они легли в ос­но­ву ху­до­же­ствен­ных фильмов, по­лу­чив­ших на­род­ное признание.

4) Они за­пи­са­ны на дис­ках актёрами, по­пу­ляр­ны­ми в народе.

5) Они не имеют пер­со­наль­но­го авторства.


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «культура» в узком смысле слова;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры;

− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.


  1. Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


  1. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца 

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    А) объяснение существующих взаимосвязей

    Б) наблюдение явлений окружающего мира

    В) выдвижение и обоснование гипотез

    Г) создание логической модели изучаемого объекта

    Д) описание изучаемых явлений

    1) эмпирическое познание

    2) теоретическое познание

  2. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИЗНАК

    ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

    А) образность

    Б) логическая целостность

    В) художественный язык

    Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

    Д) обоснованность

    1) наука

    2) искусство

  3. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6)Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.


  1. Выберите вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Благодаря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Дистанционное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных возрастов.

3) Гуманизация об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции учащихся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся ненужными.

5) Раньше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му образованию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную подготовку.


  1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем __________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) понятие

2) производство

3) деятельность

4) художественное творчество

5) культура

6) человек

7) чувство

8) искусство

9) субъективность


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;

− одно предложение, раскрывающее конститутивную функцию морали.


  1. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществоведения по теме «Общественный прогресс». Один из слайдов называется «Противоречивость общественного прогресса». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники


  1. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

    ТИПЫ ОБЩЕСТВ

    А) развитие высоких технологий

    Б) ускорение развития промышленности

    В) выдвижение на первый план сферы услуг

    Г) доминирование религиозных ценностей

    Д) общинный уклад, коллективизм

    1) традиционное

    2) индустриальное

    3) информационное

  2. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.

2) Глобальные проблемы обострились во второй половине XX в.

3) Все глобальные проблемы могут быть успешно решены современной наукой.

4) Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.

5) Глобальные проблемы являются совокупностью социально-природных проблем.


  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.











Человек и общество

Вариант – 2

  1. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.

1) инстинктивные реакции на воздействие среды

2) осознанная постановка цели

3) использование природных материалов

4) наличие словесной речи

5) забота о потомстве

6) стремление понять закономерности развития природы и общества


  1. Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокий рост

2) интерес к садоводству

3) педагогический талант

4) голубые глаза

5) светлые волосы

6) любовь к путешествиям


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм_________(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем__________(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей__________(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное____________(Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения___________(Е), миром культуры».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) способность

2) биосоциальное

3) поведение

4) индивид

5) потребность

6) язык

7) наследственность

8) общение

9) эмоциональное

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Взгляды, мировоззрение, представления, идеалы, ценностные установки.


  1. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;

− одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.


  1. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

  1. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры укажите в порядке возрастания.

1) К критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики.

2) Важнейший критерий истины – соответствие полученного знания интересам познающего субъекта.

3) Критерии истины позволяют отличить её истинное знание от заблуждения.

4) Критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам.

5) Истинность суждения невозможно проверить на практике.


  1. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ВИДЫ (ФОРМЫ)
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку

    Б) направленность на достижение практически полезного результата

    В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений

    Г) процесс установления и развития контактов между людьми

    Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией

    1) общение

    2) труд

    3) учение

    4) игра

  2. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.

2) Объективной материальной формой мышления является язык.

3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.

4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.

5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.


  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к биологическим потребностям человека.

1)потребность в питании; 2) потребность в движении; 3) потребность в самореализации; 4) потребность в самосохранении; 5) потребность в общении; 6) потребность в продолжении рода


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «свобода»;

2) составьте два предложения:

-одно предложение, содержащее информацию о «золотом правиле нравственности»

-одно предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Общество как _______ (А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в _______ (Б), все они являются частью единого комплекса — такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самоё существование социального мира.

Сложная система социальных связей и _______ (B) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое _______ (Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой Однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере _______ (Д) культуры.

Основными типами социальных связей выступают _______ (Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом B целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются B том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) духовная 2) природа 3) социология 4) функциональный 5) система 6) социум

7) общественный 8) решение 9) взаимодействие


  1. Установите соответствие между функциями и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

А) воспроизводство новых поколений

Б) создание правовых норм

В) первичная социализация индивида

Г) осуществление социального управления

Д) обеспечение здоровой окружающей среды

1) семья

2) государство


  1. К про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры ис­кус­ство­ве­ды от­но­сят клас­си­че­скую му­зы­ку: ор­ган­ные про­из­ве­де­ния Баха, скри­пич­ную му­зы­ку Ви­валь­ди, кон­цер­ты для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром Рах­ма­ни­но­ва. Что поз­во­ля­ет ис­кус­ство­ве­дам сде­лать такой вывод?

1) са­мо­вы­ра­же­ние и сво­бо­да твор­че­ства профессиональных ав­то­ров

2) слож­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ний не­под­го­тов­лен­ным слу­ша­те­лем

3) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу, ко­то­рый пе­ре­ни­ма­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний.

4) вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния кол­лек­тив­но­го опыта

5) направляет духовное развитие общества (флагман культуры)

6) ори­ен­та­ция му­зы­ки на ши­ро­кую ауди­то­рию


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «культура» в широком смысле слова;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных разновидностях культуры;

− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность массовой культуры.


  1. Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


  1. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    А) создание логической модели изучаемого объекта

    Б) описание изучаемых явлений

    В) проведение научного эксперимента

    Г) объяснение существующих взаимосвязей

    Д) наблюдение явлений окружающего мира

    1) эмпирическое познание

    2) теоретическое познание

  2. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ

А) стремление к достоверности и объективности

Б) обоснованность гипотез

B) ярко выраженный субъективный характер

Г) образность и наглядность

Д) комплексное описание объекта

1) наука

2) искусство

  1. Ученик 10 класса работает над исследовательским проектом. Научный руководитель сказал, что первый этап работы должен быть эмпирическим. Какие из перечисленных методов относятся к данному этапу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анкетирование

2) наблюдение

3) моделирование

4) абстрагирование

5) эксперимент

6) постановка гипотезы


  1. Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса


  1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т. е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т. д.).

Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) форма существования искусства 2) этические нормы 3) художественное самовыражение

4) творчество 5) отражение 6) предмет искусства 7) объективная реальность 8) мастерство 9) эстетические нормы


  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.


  1. Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.

2)В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.

3)Универсальным критерием общественного прогресса является снижение развития науки и техники.

4)Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.

5)Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.


  1. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

А) аграрно-сырьевой тип хозяйства

Б) появление массовой культуры

В) развитие глобальных компьютерных сетей

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

1) информационное

2) индустриальное

3) традиционное


  1. Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) угроза новой мировой войны

2) экологический кризис и его последствия

3) отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран

4) демографическая ситуация на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм


  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!