СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест для учащихся 11 класса по теме "Вид. Критерии вида" (в формате ЕГЭ)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме "Вид. Критерии вида" создан в формает ЕГЭ по биологии. Может быть использован для тематического контроля знаний учащихся 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Тест для учащихся 11 класса по теме "Вид. Критерии вида" (в формате ЕГЭ)»

Тест по теме «Эволюция. Вид. Критерии вида»


  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые. (6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение. Ответ _________________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида пресноводная гидра. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Гидры – род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных. (2)Представители обитают в стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. (3)Длина тела гидры составляет 1–20 мм, иногда несколько более, это одиночный малоподвижный полип. (4)Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы могут захватывать частицы пищи и формировать пищеварительные вакуоли. (5)Железистые клетки энтодермы выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу. (6)Стрекательные клетки эктодермы имеют капсулу, заполненную ядовитым веществом. Ответ _____________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида белого медведя. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных, его длина достигает 3 м, масса до 1 т. (2)Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые, что придаёт шерсти теплоизоляционные свойства. (3)Белый медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу. (4)Охотится он в основном на кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. (5)В целом белый медведь обитает в приполярных областях в Северном полушарии Земли: распространяется на север до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда. (6)При случае белый медведь подбирает падаль, леммингов, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Ответ ___________________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство. Ответ ______________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида подсолнечника однолетнего.

(1)Корневая система подсолнечника масличного стержневая, проникает в почву на 2–3 м, что позволяет ему использовать влагу глубоких горизонтов. (2)Листья очерёдные, на длинных черешках, зелёные, овально-сердцевидные с заострёнными концами. (3)В листьях и цветках обнаружены флавоноиды, каротиноиды и антоцианы. (4)Цветки собраны в верхушечных, очень крупных соцветиях-корзинках, окружённых обёрточными листьями, 30–50 см в диаметре, как и бутоны, в молодом возрасте тянутся к солнцу и изменяют свою ориентацию с востока на запад в течение дня. (5)В семенах содержится жирное масло (около 40%, иногда до 50–52%), белки (до 20%), углеводы (до 25%), стерины, каротиноиды, фосфолипиды. (6)Кроме того, в семенах содержатся витамины PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты (особенно линолевая). Ответ _________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания признаков экологического критерия вида Аспергилл дымящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Аспергилл дымящий — вид высших плесневых грибов рода Аспергилл, сапрофит и патоген для человека, вызывающий аспергиллёзы и иммунодефицитные состояния. (2)Является одним из самых термофильных грибов своего рода. (3)При росте на некоторых строительных материалах могут продуцировать генотоксические и цитотоксические микотоксины, негативно влияющие на человека. (4)Обладает стабильным гаплоидным геномом, который включает в себя 29,4 миллиона пар оснований. (5)У этого гриба известно два типа колоний: пушистые, в которых хорошо развит воздушный белый мицелий и слабо представлено конидиальное спороношение, придающее колонии нежно-голубоватый оттенок, и бархатистые — с мицелием в субстрате и обильным конидиальным спороношением, имеющим густую голубовато-зелёную окраску. (6)При рассматривании колонии под малым увеличением микроскопа видно, что цепочки конидий на каждом конидиеносце образуют все вместе плотную колонку.

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2)Выращивают виноград обычно на шпалере. (3)Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия. (4)Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5)Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6)Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта. Ответ ________________________________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида лука репчатого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Многолетнее травянистое растение, широко распространённая овощная культура. (2)Луковица имеет до 15 см в диаметре, наружные чешуи сухие, жёлтые, внутренние - мясистые, белые или зеленоватые, расположены на укороченном стебле, называемом донцем. (3)Луковицы содержат 8-14 % сахаров, белки (1,5-2 %), витамины, минеральные соли калия, фосфора, железа и др., а также фитонциды. (4)Цветочная стрелка до 1,5 м высотой, полая, вздутая. оканчивается многоцветковым зонтиковидным соцветием. (5)Околоцветник зеленовато-белый, до 1 см в диаметре, из шести листочков, тычинок шесть: пестик с верхней трёхгнёздной завязью. ((6)Средняя урожайность репчатого лука - около 350 ц с гектара, лучший урожай достиггается при температуре 18-20 °С.

Ответ _____________________________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Речной окунь - вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня - 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4)Нерест у речного окуня

происходит ранней весной. (5)Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6)Окунь - популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.

Ответ ____________________________________________

  1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива жгучая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Стебли прямостоячие, тупочетырёхгранные, бороздчатые, с жёсткими жгучими волосками, высотой 15-35 см. (2)Жгучие волоски содержат муравьиную кислоту, вызывающую жжение при прикосновении к ним. (3)Цветки собраны в колосовидное соцветие, которое короче или равно по длине черешкам листьев. (4)Растёт крапива на пустырях, около жилья, у дорог, на огородах, около заборов. (5)По своей питательной ценности она превосходит крапиву двудомную, поскольку в фазе цветения в ней содержится 25 % белка, 20,7 % углеводов и 2,8 % жиров. (6)Также её ценят за высокое содержание кальция, калия, фосфора, магния, витамина С и каротина.

  2. Установите соответствие между признаками и группами организмов, к которым их следует отнести.

    ПРИЗНАКИ

    ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

    А) считают единицей эволюции

    Б) является генетически закрытой системой

    В) относительно изолированы друг от друга

    Г) характеризуется критериями : физиологическим, биохимическим и др.

    Д) отличается критериями : географическими, экологическими и др.

    Е) отличается репродуктивной изоляцией

    1) вид

    2) популяция

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е







  3. Установите соответствие между признаками серой крысы и критериями вида, для которых они характерны.

    ПРИЗНАКИ

    КРИТЕРИИ ВИДА

    А) Она живёт обычно в постройках человека

    Б) Для неё характерно раннее половое созревание

    В) В южных районах может селиться по берегам рек и других водоёмов

    Г) Питается разнообразной пищей

    Д) За год самка приносит 1-3 приплода

    1. физиологический

    2. экологический

    А

    Б

    В

    Г

    Д








  4. Установите соответствие между признаками обыкновенного крота и критериями вида, к которым эти признаки относят.

    ПРИЗНАКИ

    КРИТЕРИИ ВИДА

    А) Крот предпочитает увлажнённые, но не заболоченные почвы, лёгкие для рытья

    Б) В клетках пахучих желёз синтезируется мускус

    В) Тело достигает средних размеров - 9-23 см, длина хвоста составляет от 1,5 до 3,6 см

    Г) Окраска особей чёрная, чёрно-бурая, тёмно-серая

    Д) Зимой у кротов снижается уровень обмена веществ

    Е) Состав зимней пищи не отличается от летнего состава

    1) морфологический

    2) экологический

    3) физиологический

    4) биохимический

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е







  5. Установите соответствие между характеристиками ящерицы прыткой и критериями вида, к которым эти характеристики относят.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    КРИТЕРИИ ВИДА

    А) Голова относительно туловища у самцов больше, чем у самок

    Б) Низ живота ящерицы светлый, на спине имеются полосы

    В) Она питается взрослыми насекомыми, поедает личинок жуков, гусениц, может съесть своё потомство

    Г) Длина её тела составляет 25-28 см

    Д) В качестве места обитания ящерицы выбирают неглубокие норки, углубления под камнями или корневые системы деревьев

    Е) Частота дыхания в спячке составляет 2 раза в минуту

    1. морфологический

    2. экологический

    3. физиологический

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е







  6. Установите соответствие между характеристиками вида и критериями вида, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КРИТЕРИИ ВИДА

А) самки плодятся через каждые два года

Б) у самки вырабатывается молоко в течение семи месяцев

В) на коже у китов поселяются китовые вши и усоногие рачки

Г) пластины китового уса имеют смолянисто-чёрный цвет

Д) длина некоторых особей достигает 33 метров

Е) половая зрелость особей наступает в четыре-пять лет

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический


А

Б

В

Г

Д

Е









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!