СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория вероятности

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по алгебре для 7-го класса по теме "Теория вероятности". Презентация поможет структурированно и с пользой провести урок.

Просмотр содержимого документа
«Теория вероятности»

Классическое определение вероятности Теория вероятностей – это раздел математики, изучающий вероятно-статистические закономерности

Классическое определение вероятности

Теория вероятностей – это раздел математики, изучающий вероятно-статистические закономерности

Теория вероятностей  Развитие теории вероятностей с момента зарождения этой науки и до настоящего времени было несколько своеобразным. На первом этапе истории этой науки она рассматривалась как занимательный “пустячок”, как собрание курьезных задач, связанных в первую очередь с азартными играми в кости и карты .

Теория вероятностей

Развитие теории вероятностей с момента зарождения этой науки и до настоящего времени было несколько своеобразным. На первом этапе истории этой науки она рассматривалась как занимательный “пустячок”, как собрание курьезных задач, связанных в первую очередь с азартными играми в кости и карты .

Основатели теории вероятностей  Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский уч  Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс еный Х. Гюйгенс Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс П . Ферма Б .  Паскаль Х .  Гюйгенс

Основатели теории вероятностей

Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский уч Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс еный Х. Гюйгенс Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс

П . Ферма

Б Паскаль

Х Гюйгенс

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ.

СОБЫТИЕ  Под СОБЫТИЕМ   понимается явление, которое происходит в результате осуществления какого-либо определенного эксперимента.  ПРИМЕР. Бросаем шестигранный игральный кубик.  Определим события:  А {выпало четное число очков};  В {выпало число очков, кратное 3};  С {выпало более 4 очков}. 

СОБЫТИЕ

Под СОБЫТИЕМ понимается явление, которое происходит в результате осуществления какого-либо определенного эксперимента.

ПРИМЕР. Бросаем шестигранный игральный кубик.

Определим события:

А {выпало четное число очков};

В {выпало число очков, кратное 3};

С {выпало более 4 очков}.

Эксперимент (опыт)   ЭКСПЕРИМЕНТ  (или опыт)  заключается в наблюдении за объектами или явлениями в строго определенных условиях и измерении значений заранее определенных признаков этих объектов (явлений).

Эксперимент (опыт)

ЭКСПЕРИМЕНТ (или опыт) заключается в наблюдении за объектами или явлениями в строго определенных условиях и измерении значений заранее определенных признаков этих объектов (явлений).

ПРИМЕРЫ сдача экзамена, наблюдение за дорожно-транспортными происшествиями, выстрел из винтовки, бросание игрального кубика, химический эксперимент, и т.п.

ПРИМЕРЫ

  • сдача экзамена,
  • наблюдение за дорожно-транспортными происшествиями,
  • выстрел из винтовки,
  • бросание игрального кубика,
  • химический эксперимент,
  • и т.п.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ   Эксперимент называют СТАТИСТИЧЕСКИМ, если он может быть повторен в практически неизменных условиях неограниченное число раз.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ

Эксперимент называют СТАТИСТИЧЕСКИМ, если он может быть повторен в практически неизменных условиях неограниченное число раз.

СЛУЧАЙНОЕ СОБЫТИЕ   СЛУЧАЙНЫМ называют событие, которое может произойти или не произойти в результате некоторого испытания (опыта). Обозначают заглавными буквами А, В, С, D,… (латинского алфавита).

СЛУЧАЙНОЕ СОБЫТИЕ

СЛУЧАЙНЫМ называют событие, которое может произойти или не произойти в результате некоторого испытания (опыта). Обозначают заглавными буквами А, В, С, D,… (латинского алфавита).

Вопросы: Является ли случайным событие «Меня завтра спросят на уроке»? Является ли случайным событие «Летом у меня будут каникулы»? Является ли случайным событие «Мне сегодня встретится черная кошка» Вообразите, что вы отправились на рыбалку. Какие случайные события могут произойти при этом? Приведите примеры случайных событий из вашей школьной жизни.

Вопросы:

  • Является ли случайным событие «Меня завтра спросят на уроке»?
  • Является ли случайным событие «Летом у меня будут каникулы»?
  • Является ли случайным событие «Мне сегодня встретится черная кошка»
  • Вообразите, что вы отправились на рыбалку. Какие случайные события могут произойти при этом?
  • Приведите примеры случайных событий из вашей школьной жизни.
Опыт 1:    Подбрасывание монеты.   Испытание – подбрасывание монеты; события – монета упала «орлом» или «решкой».  «решка» - лицевая сторона монеты (аверс) «орел» - обратная сторона монеты (реверс)

Опыт 1:

Подбрасывание монеты.

Испытание – подбрасывание монеты; события – монета упала «орлом» или «решкой».

«решка» - лицевая сторона монеты (аверс)

«орел» - обратная сторона монеты (реверс)

Опыт 2:    Подбрасывание кубика.   Это следующий по популярности после монеты случайный эксперимент.  Испытание – подбрасывание кубика; события – выпало 1, 2, 3, 4, 5 или 6 очков (и другие).

Опыт 2:

Подбрасывание кубика.

Это следующий по популярности после монеты случайный эксперимент.

Испытание – подбрасывание кубика; события – выпало 1, 2, 3, 4, 5 или 6 очков (и другие).

Опыт 3:    Выбор перчаток. В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки.  «Завтра днем – ясная погода».   Здесь наступление дня – испытание, ясная погода – событие. Опыт 4:  

Опыт 3:

Выбор перчаток. В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки.

«Завтра днем – ясная погода».

Здесь наступление дня – испытание, ясная погода – событие.

Опыт 4:

Типы событий СОБЫТИЕ НЕВОЗМОЖНОЕ ДОСТОВЕРНОЕ СЛУЧАЙНОЕ 14

Типы событий

СОБЫТИЕ

НЕВОЗМОЖНОЕ

ДОСТОВЕРНОЕ

СЛУЧАЙНОЕ

14

Типы событий НЕВОЗМОЖНОЕ ДОСТОВЕРНОЕ СЛУЧАЙНОЕ  Случайным   называют  событие которое может  произойти или не произойти в  результате  некоторого  испытания.   Событие называется  невозможным ,  если оно не  может произойти  в результате  данного испытания. Событие называется  достоверным ,  если оно обязательно произойдет в  результате  данного испытания. 14

Типы событий

НЕВОЗМОЖНОЕ

ДОСТОВЕРНОЕ

СЛУЧАЙНОЕ

Случайным

называют

событие которое может

произойти или не произойти в

результате

некоторого

испытания.

Событие называется

невозможным ,

если оно не

может произойти

в результате

данного испытания.

Событие

называется

достоверным ,

если оно обязательно произойдет в

результате

данного испытания.

14

Примеры событий невоз- досто- слу- верные чайные можные 1. НАЙТИ КЛАД.  З0 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 1.  ПОСЛЕ ЗИМЫ НАСТУПАЕТ ВЕСНА. 2.  ПОСЛЕ НОЧИ ПРИХОДИТ УТРО. 2. БУТЕРБРОД ПАДАЕТ МАСЛОМ ВНИЗ. 2. ПРИ ПОДБРАСЫВАНИИ КУБИКА ВЫПАДАЕТ 7 ОЧКОВ. 3. КАМЕНЬ ПАДАЕТ ВНИЗ. 3. В ШКОЛЕ ОТМЕНИЛИ ЗАНЯТИЯ. 3. ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СТАРЫМ И СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ МОЛОЖЕ. 4.  ВОДА СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ ПРИ НАГРЕВАНИИ.  4. ПОЭТ ПОЛЬЗУЕТСЯ ВЕЛОСИПЕДОМ. 5. В ДОМЕ ЖИВЕТ КОШКА. 14

Примеры событий

невоз-

досто-

слу-

верные

чайные

можные

1. НАЙТИ КЛАД.

  • З0 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

1. ПОСЛЕ ЗИМЫ НАСТУПАЕТ ВЕСНА.

2. ПОСЛЕ НОЧИ ПРИХОДИТ УТРО.

2. БУТЕРБРОД ПАДАЕТ МАСЛОМ ВНИЗ.

2. ПРИ ПОДБРАСЫВАНИИ КУБИКА ВЫПАДАЕТ 7 ОЧКОВ.

3. КАМЕНЬ ПАДАЕТ ВНИЗ.

3. В ШКОЛЕ ОТМЕНИЛИ ЗАНЯТИЯ.

3. ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СТАРЫМ И СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ МОЛОЖЕ.

4. ВОДА СТАНОВИТСЯ ТЕПЛЕЕ ПРИ НАГРЕВАНИИ.

4. ПОЭТ ПОЛЬЗУЕТСЯ ВЕЛОСИПЕДОМ.

5. В ДОМЕ ЖИВЕТ КОШКА.

14

ТЕСТ О каком событии идет речь? «Из 25 учащихся класса двое справляют день рождения 30 февраля» а) достоверное б) невозможное в) случайное

ТЕСТ

О каком событии идет речь? «Из 25 учащихся класса двое справляют день рождения 30 февраля»

а) достоверное

б) невозможное

в) случайное

2. Это событие является случайным: А) слово начинается с буквы «ь»; Б) ученику 9 класса 14 месяцев; В) бросили две игральные кости: сумма выпавших на них очков равна 8.

2. Это событие является случайным:

А) слово начинается с буквы «ь»;

Б) ученику 9 класса 14 месяцев;

В) бросили две игральные кости: сумма выпавших на них очков равна 8.

3. Найдите достоверное событие: А) на уроке математики ученики делали физические упражнения; Б) сборная России по футболу не станет чемпионом мира 2005года; В) подкинули монету и она упала на «Орла».

3. Найдите достоверное событие:

А) на уроке математики ученики делали физические упражнения;

Б) сборная России по футболу не станет чемпионом мира 2005года;

В) подкинули монету и она упала на «Орла».

Вопросы: Укажите какие из перечисленных событий по вашему мнению являются достоверными, а какие невозможными:  монета, брошенная на гладкую жесткую поверхность встала на ребро  на игральном кубике кости выпало 7 очков  на игральном кубике кости выпало о 1 до 6 очков  номер открытой странице в книге дробное число  Номер открытой страницы в книге не меньше 1  1 января в школе не будет уроков

Вопросы:

  • Укажите какие из перечисленных событий по вашему мнению являются достоверными, а какие невозможными:
  • монета, брошенная на гладкую жесткую поверхность встала на ребро
  • на игральном кубике кости выпало 7 очков
  • на игральном кубике кости выпало о 1 до 6 очков
  • номер открытой странице в книге дробное число
  • Номер открытой страницы в книге не меньше 1
  • 1 января в школе не будет уроков
Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные? Черепаха научится говорить; вода в чайнике, стоящим на горячей плите, закипит; ваш день рождения – 19 октября вы выигрываете, участвуя в лотерее; вы не выигрываете, участвуя в беспроигрышной лотерее; вы проиграете партию в шахматы; на следующей неделе испортится погода; после четверга будет пятница; после пятницы будет воскресенье.

Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные?

  • Черепаха научится говорить;
  • вода в чайнике, стоящим на горячей плите, закипит;
  • ваш день рождения – 19 октября
  • вы выигрываете, участвуя в лотерее;
  • вы не выигрываете, участвуя в беспроигрышной лотерее;
  • вы проиграете партию в шахматы;
  • на следующей неделе испортится погода;
  • после четверга будет пятница;
  • после пятницы будет воскресенье.
Совместные и несовместные события. Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те которые не могут происходить одновременно- несовместными.

Совместные и несовместные события.

Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те которые не могут происходить одновременно- несовместными.

Среди пар событий, найдите несовместные А) В сыгранной Катей и Славой партии шахмат, Катя проиграла и Слава проиграл. Б) Из набора домино вынута одна костяшка, на ней одно очко больше 3, другое число 5. В) Наступило лето, на небе ни облачка.

Среди пар событий, найдите несовместные

А) В сыгранной Катей и Славой партии шахмат, Катя проиграла и Слава проиграл.

Б) Из набора домино вынута одна костяшка, на ней одно очко больше 3, другое число 5.

В) Наступило лето, на небе ни облачка.

Равновозможные события. 1) « появление орла» и «появление решки» при одном бросании монеты; 2) «появление 1 очка», «появление 2 очков»,.. « появление 6 очков» при одном бросании игральной кости; 3) « падение бутерброда маслом вверх» и  « падение бутерброда маслом вниз»; 4) «изъятие из набора домино дубля» и «изъятие из набора домино костяшки с разными очками»

Равновозможные события.

1) « появление орла» и «появление решки» при одном бросании монеты;

2) «появление 1 очка», «появление 2 очков»,.. « появление 6 очков» при одном бросании игральной кости;

3) « падение бутерброда маслом вверх» и

« падение бутерброда маслом вниз»;

4) «изъятие из набора домино дубля» и «изъятие из набора домино костяшки с разными очками»

Решение задач 1. Каким является событие: невозможным, достоверным или случайным? А) Случайным образом открывается учебник литературы и находится второе слово на левой странице. Это слово начинается: 1) с буквы К; 2) с буквы Ь.

Решение задач

1. Каким является событие: невозможным, достоверным или случайным?

А) Случайным образом открывается учебник литературы и находится второе слово на левой странице. Это слово начинается: 1) с буквы К; 2) с буквы Ь.

2. Из списка журнала 8 класса( в котором есть и мальчики и девочки) случайным образом выбран один ученик: 1) это мальчик; 2) выбранному ученику 14 лет; 3) выбранному ученику 14 месяцев; 4) этому ученику больше 2 лет.

2. Из списка журнала 8 класса( в котором есть и мальчики и девочки) случайным образом выбран один ученик:

1) это мальчик;

2) выбранному ученику 14 лет;

3) выбранному ученику 14 месяцев;

4) этому ученику больше 2 лет.

3. Сегодня в Сочи барометр показывает нормальное атмосферно давление. При этом 1) вода в кастрюле закипает при t = 80 С; 2) когда температура упала до – 5 С, вода уже в луже замерзла.

3. Сегодня в Сочи барометр показывает нормальное атмосферно давление. При этом

1) вода в кастрюле закипает при t = 80 С;

2) когда температура упала до – 5 С, вода уже в луже замерзла.

4. Измерены длины сторон треугольника. Оказалась, что длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон.

4. Измерены длины сторон треугольника. Оказалась, что длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон.

5. Бросают две игральные кости: 1) на первой выпадает 3 очка, а на второй – 5; 2) сумма выпавших на двух костях очков равна 1; 3) сумма выпавших на двух костях очков равна 13; 4) на обеих костях выпало по 3 очка; 5) сумма очков на двух костях меньше 15.

5. Бросают две игральные кости:

1) на первой выпадает 3 очка, а на второй – 5;

2) сумма выпавших на двух костях очков равна 1;

3) сумма выпавших на двух костях очков равна 13;

4) на обеих костях выпало по 3 очка;

5) сумма очков на двух костях меньше 15.

2.Среди данных пар событий указать, какие являются совместными, а какие несовместными Из набора домино вынута одна костяшка, на ней : Одно число меньше 6, другое число не больше 6;  одно число 2, сумма обоих чисел равна 9; оба числа больше 3, сумма чисел равна 7.

2.Среди данных пар событий указать, какие являются совместными, а какие несовместными

Из набора домино вынута одна костяшка, на ней :

  • Одно число меньше 6, другое число не больше 6;
  • одно число 2, сумма обоих чисел равна 9;
  • оба числа больше 3, сумма чисел равна 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!